Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе Минск, 10-11 февраля 2015 года ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Advertisements

Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
«Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения» обучающий семинар МБОУ «СОШ 15», п.Аршан – 2015г.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Школы призывают семьи предъявлять высокие требования детям и активно сотрудничают с родителями, чтобы подготовить учащихся к следующему уровню обучения.
Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Родители, которые посещают вашу церковь, имеют двух дочерей. Они живут спокойной жизнью, пока их старшая дочь Маша не придет и скажет маме:«Мама, мой друг.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников к школе» Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Проект: «Права и обязанности учащихся». Здравствуйте, одноклассники. Для защиты проекта я выбрала тему : «Права и обязанности ученика 4«А»класса».Потому.
МООУ санаторная школа-интернат 6. Родительское собрание Как помочь ребёнку в учёбе Ярославль 2012 г.
Транксрипт:

Региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе Минск, февраля 2015 года ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Большинство экспертов считают, что инклюзивное образование является фундаментальным изменением в образовании ДОП и потому эта реформа требует большего времени и больших усилий Исследование, проведенное Центром Инноваций в Образовании для ЮНИСЕФ (2009) ( rt_ENG.pdf) показало, что лишь 50% опрошенных учителей и родителей считают, что в обществе имеется положительное отношение к ДОП, в то время, как 10% верит, что господствующее отношение является негативным. Остальные респонденты считают его ни положительным, ни негативным, то есть безразличным rt_ENG.pdf ОТНОШЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ К СОВМЕСТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ДОП) C ИХ ТИПИЧНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ

Вербальное насилие, дискриминация детей, в зависимости от их способностей и успеваемости, маркировка (labeling) и селективный подход Обсуждая проблемы ДОП, учителя открыто указывают на них пальцем, если хотят что-то сказать о нем/ней, порой демонстрируют агрессивное отношение к некоторым ученикам Мы наблюдали детей, говорящих уничижительные и оскорбительные слова, обзывающихся, дерущихся друг с другом, и наблюдали учителей, игнорирующих эту ситуацию. Когда мы спросили одного из учителей, почему она не останавливает драку, она ответила, что эти дети не могут вести себя иначе, так как они больные. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В КЛАССАХ

Учителя не стеснялись громко, в присутствии самого ученика и всего класса, и даже посторонних, комментировать проблемы ученика со здоровьем, диагноз, трудности в обучении, экономический статус семьи, а также здоровье других членов семьи Дискриминативное отношение учителя наблюдается в различном отношении к «любимым» и «хорошим» ученикам, в то время как к «плохим» ученикам и ученикам с проблемами в поведении внимания не уделяется. Было интересно наблюдать группу учеников, которые никак не участвовали в обучающем процессе и были обделены вниманием учителя СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В КЛАССЕ

Порой, отношение учителя к ученикам зависело от степени и типа их особенных потребностей. Ученики с серьезными особенными потребностями имели мало шансов вызвать теплые чувства у учителя, в то время как ученики с легкими и средними особенными потребностями больше могли рассчитывать на теплоту и сердечность отношения, а также большее внимание со стороны учителя В отличие от специальных школ и обучения на дому, мы видели много положительной интеракции в инклюзивных классах Случаи физического насилия Мы видели учителей, использующих агрессивные методы, как например, подталкивание ребенка, принуждая его сделать требуемое, поворачивая его голову к доске или учебнику, толкая его в плечо, принуждая сесть, крича на него/нее, принуждая их выполнять указания учителя. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В КЛАССЕ

Учителя воспринимают свою работу по обучению ДОП как «крест», очень трудную и даже депрессивную Учителя склонны говорить о ДОП сквозь «линзы» своих трудностей и понимания. При этом, они фокусируются на неудачах этих детей, нежели на их успехах Учителя, кажется, никогда не думали о себе в качестве ролевой модели для детей и недопонимали важность такой роли У учителей нет никаких ожиданий от ДОП в плане возможностей реализации их потенциала и, даже на уровне начальной школы, нет видения будущего у ДОП, даже при условии их образования Поведение учителя, способствующее позитивным интеракциям и толерантному отношению между учениками, не наблюдалось так часто, как хотелось бы Все зависело от личного отношения учителя к ДОП и его/ее личных личностных качеств ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДОП

ПРИМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЙ Инклюзивный класс: …учительница третьего класса в школе одного из районных центров громко попросила девочку, сидящую на последней парте, какой у нее диагноз. Это происходило во время перемены, но все дети, помощник учителя и исследователи находились в классной комнате. Реакция девочки была интересной, она ничего не ответила и учительница не заставила ее отвечать. Она повернулась к нам и сказала: «Я думаю, у нее что-то с сердцем не в порядке»

ПРИМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЙ Специальная школа, 4-ый класс Учитель: «Каждый должен показать мне свой альбом. Положите их на парты». 4 детей подняли руки с альбомами в руках. 3 ученика ничего не сделали. Учительница сказала: «Хорошо, я вижу ваши альбомы. Теперь возьмите свои карандаши и начните рисовать картинки, которые я изображу на доске для вас». Те самые 4 ученика начали рисовать, трое продолжали ничего не делать. Мы спросили учителя, почему они не вовлекаются с обучающий процесс, на что она ответила: «Они всегда так, ничего не делают в классе». Мы спросили, почему она не пытается вовлечь их, и она сказала, что у нее ничего не получилось бы, так как «они всегда были такими».

Специальная школа, 2-ой класс Учительница дала задание группе учеников, затем приблизилась к нам и начала говорить о диагнозах детей. Она показала на одного мальчика, который сидел на задней парте и не участвовал в классной деятельности. Она сказала: «Его перевели в нашу школу из школы для глухих детей. Он даже не может держать линейку в руках». Через некоторое время мы услышали, как один из мальчиков в классе, который, казалось, трудился над заданием, повторил слова учительницы: «Он пришел из школы для глухих детей, он пришел из школы для глухих детей. Реакция учительницы была быстрой, она закричала на мальчика: «Эй, ты не должен так говорить. Это неправильно говорить такие вещи о других детях» ПРИМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Инклюзивный класс, 3-ий класс Учительница вошла в класс и начала очень быстро говорить. Она спросила, что было задано на дом, каждый ли выполнил домашнее задание и затем она переключилась на опрос детей. Она спросила двух мальчиков, а затем вызвала девочку с особенными потребностями. Девочка не поднимала руку, она не выразила желания отвечать, и не выглядела готовой к ответу. Учительница спросила девочку, какой знак препинания ставится в конце предложения. Девочка продолжала стоять и ничего не ответила. Она выглядела немного смущенной blushed и выглядела расстроенной. Помощник учителя начала что-то шептать ей, после чего девочка ответила на вопрос учителя. Учительница выглядела удовлетворенной, она сказала:» Садись» ПРИМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Наши наблюдения показали, что такое поведение в классах происходило по причинам: а) незнания или недопонимания профессиональных этических норм, а также б) недостатка профессионализма, требуемого при обучении ДОП Рекомендации Способствовать новому пониманию вопросов инвалидности Создание работающего механизма по «переводу» этического кода учителя в практические навыки поведения в классе с детьми с особенными потребностями на уровне подготовки и переподготовки учителей Усовершенствовать навыки учителей по обучению ДОП, управлению трудным поведением, индивидуализации, дифференцированному подходу и т.д. Введение оценки «климата школы» как инструмента обеспечения качественной обучающей среды в школе и профилактики насилия в школе ЧТО ДЕЛАТЬ?

Беспристрастность: – учитель…не должен разделять учеников и других участников учебного процесса по расовому, языковому, национальному, половому признаку, по признаку социально-экономического статуса, а также политическим убеждениям (а где особенные потребности?) Конфиденциальность – учитель… должен обеспечивать конфиденциальность информации об учениках и их семьях Учитель следует нормам этики и морали и показывает пример Учитель не допускает неуважения к чести и достоинству учеников, необоснованных обвинений, сохраняет объективность и беспристрастность Учитель строит отношения с учениками, основанные на взаимоуважении Учитель должен укреплять самоуважение в учениках и повышать их мотивацию к обучению, … ПРАВИЛА ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (2014)

Предусматривается, что этический код должен быть объяснен учителю и даны соответствующие рекомендации Предусматривается, что, при несоблюдении учителем правил этического кода, должны быть проведены обсуждения в педагогическом коллективе и приняты соответствующие меры по привлечению учителя к дисциплинарной ответственности Разве простым ознакомлением с правилами и административными мерами за их нарушение можно решить проблему неэтического поведения учителя? ПРАВИЛА ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (2014)

ПРОЕКТНЫЕ ПОДХОДЫ И ИДЕИ

КЛИМАТ ШКОЛЫ

Цель проекта: Способствовать развитию понимания инклюзивного образования в качестве лучшей модели совместного обучения всех детей-и тех, у кого есть особенные потребности и тех, кто являются типичными детьми, а также детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и детей, представителей национальных меньшинств ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОВНЕ ШКОЛ (SCHOOL-BASED DISABILITY AWARENESS)

Результаты и достижения: Разнообразные акции по продвижению инклюзивного образования были проведены в инклюзивных школах #153 (Баку) и #11 (Сумгаит) с участием директоров школ, учителей и 4-х журналистов, приглашенных нашим Центром для участия в проекте. Журналисты помогли с широким освещением в медиа, как онлайн (фейсбук, твитер, блоги, сайт организации), так и в виде пресс-релизов. Проект и его акции были процитированы 24 раза онлайн и 2 раза в офлайн (газета 168 Saat Информация об инвалидности была распространена среди учеников школы посредством 7 различных акций, таких, как конкурс рисунков, дискуссии и дебаты среди учеников, конкурс сочинений, конкурс фотографий и т.д. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОВНЕ ШКОЛ (SCHOOL-BASED DISABILITY AWARENESS)