Творческий проект «Профилактика речевых нарушений через театральную деятельность» Педагоги: Набок Е.В. Евтушенко Ф.Х. Город Набережные Челны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников Учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.
Advertisements

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад 15 «Ромашка» Выполнила: Н.Б. Цветкова п. Пижма, 2014 Творческий проект в старшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 212 « Солнышко» общеразвивающего вида» Проект « Театральный фестиваль» Во второй.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
«Сузунский детский сад 1». Мини – музей «Курочка – Рябушечка». Продолжительность 3 месяца. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 1 младшая группа.
Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Выполнила студентка 3 курса, вечернего отделения Орлова Елена.
Авторская многофункциональная дидактическая игра «Цветик - много цветик». «Цветик - много цветик». Подготовили: воспитатели МБДОУ г.Астрахани 29 Морозова.
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова» - детский сад 1 «Журавушка» Педсовет «Воспитание звуковой культуры речи.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Игра - драматизация Показ русской народной сказки «Репка» Подготовила и провела воспитатель ГБОУ д/с 58 г. Москва Живаева И.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 115 Невского района Санкт- Петербурга ул.Коллонтай д.33 кор.2 литер А Непосредственно.
Презентация по проекту «В гостях у сказки» Кузнецова Галина Васильевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Новоторъяльский детский сад 3 «Улыбка»
«Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОНР средствами театрализованной деятельности» учитель-логопед: Рыбина Ю.А. II квалификационная категория.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается как общая основа.
Музыкальная терапия, как средство автоматизации звуков в речи учащихся с общим недоразвитием речи. Глинских Наталия Васильевна учитель – логопед «Новоуральская.
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей». Подготовили: учитель-логопед Тихонова Н.В. Воспитатель Щурина Е.Н.
Проект: «В театр играем – речь развиваем» Учитель-логопед МБДОУ д/с 30 Бужак Виктория Вячеславовна.
Транксрипт:

Творческий проект «Профилактика речевых нарушений через театральную деятельность» Педагоги: Набок Е.В. Евтушенко Ф.Х. Город Набережные Челны

I.Задачи проекта: 1. Воспитательные, развивающие, формирование звуковой выразительной речи. 2. Развитие дикции, фонематические восприятие, обогащение словаря, углубление интереса к сказкам. 3. Вовлечение детей в инсценировку сказки, активизация речи детей. 4. Расширение словаря понимаемой и активной речи, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматического строя речи, развитие связанной речи с монологом, диалогом в процессе общения. Проект «Профилактика речевых нарушений»

II. Продолжительность проекта: Кратковременный. III. Возраст участников проекта: дети младшей группы (2-3 года) IV. Социальные партнеры: дети, воспитатели

1. Предварительная работы: а) заучивание потешек; б) заучивание скороговорок; в) рассматривание иллюстрации к сказкам, скороговоркам, потешкам; г) драматизация сказок; д) чтение и слушание сказок; е) подвижные и пальчиковые игры.

« В слове мысль не воплощается, Мысль в основе совершается» Л.С.Выготский

Профилактика речевых нарушений через театральную деятельность Речь – основа человеческого разума, венец творения природы. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения – идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года – 300 слов, к трем годам – слов. Особое внимание следует уделять артикуляции. Речь детей третьего года характеризуется еще недостаточно отчетливым произнесением слов, смягченностью звуков, заменой трудных звуков более простыми. При достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки.

Эффективным средством развития речи являются картинки. Занятия с картинками начинаются с начала второго года жизни. Ребенку показывают картинку и говорят: «Саша, посмотри, вот собака. Собака лает: «Ав-ав». На третьем году жизни ребенка работа с картинками значительно усложняется: они используются для решения познавательных задач, а также введения в речевую практику собирательных существительных. Ребенок начинает понимать бытовую сказку (Курочка ряба, Репка) и сказки о животных (Колобок, Козлятки и волк). Волшебные сказки детям второго – третьего года жизни еще не понятны.

V. Работа с детьми: Театрализованный показ сказки «Волк и козлята» Программное содержание: 1. Познакомить с содержанием сказки; 2. Вызывать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки – иллюстрации; 3. Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Театрализованный показ сказки «Рукавичка» Программное содержание: 1. Помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя; 2. Вовлекать детей в инсценировку сказки, развивать речь; 3. Вызвать интерес к сказкам.

Театр скороговорок Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, качеств речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможность скороговорок широка. В них всегда есть материал для шутки и забавы.

Скороговорки используют как средство развития воображения ребенка, умение понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения. Скороговорка учит использовать выразитель - - ные движения, различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возраста, изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», потому что дети часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе. В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно.

Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов. Чтобы облегчить запоминание и выразительно произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократные повторение текста.

Театрализова нные игры, сказки Театрализованные игры помогают решить основные задачи, связанные с эмоционально-нравственным воспитанием дошкольников с нарушением речи. Вызывать и поддерживать эмоционально положительное отношение к их поступкам в процессе принятия роли и реализации различных вариантов ролевого поведения в соответствии с игровой ситуацией.

Обогащать словарь за счет слов, обозначающих эмоциональные состояния и необходимых для усвоения правил поведения и формирования нравственных представлений. Формировать положительные навыки и привычки поведения и способствовать их реализации в игре.

Использование театрализованных игр в целях эмоционально-нравственного воспитания детей предполагает наличие условий: Создание соответствующей предметно- игровой среды; Насыщение театрализованной деятельности доступным и эмоционально значимым для детей дошкольного возраста нравственным содержанием; Насыщение театрализованной деятельности эмоционально-экспрессивными, предметно- действенными средствами взаимодействия;

Взаимосвязь обучения навыкам театрализованной игры с развитием речи, с обогащением словаря лексикой, обозначающей эмоции и состояния человека, с использованием ее в различных коммуникативных ситуациях; Реализация поставленных задач педагогами группы совместно с психологом и музыкальным руководителем во всех детской деятельности; Совместное участие в подготовке и проведение игр детей и взрослых.

Театрализованная деятельность Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает координацию движения, ориентировку в пространстве, память, внимание, речь и психические процессы. Театр – находка для коррекционной педагогики, палочка – выручалочка. Работа над текстом роли – замечательная коррекция речи. Здесь и автоматизация поставленных звуков, и улучшение дикции, и выработка интонации, развитие связной речи, памяти и внимания.

Театрализованные игры «Гуси»

Цель: развивать способность к диалогической речи, внимание, память. Материал: волк (мягкая игрушка) Ход игры Воспитатель держа в руках мягкую игрушку – волка, объясняет детям: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой, а не могут пройти! Под горой сидит волк, хочет гусей схватить! Воспитатель: Гуси, гуси! (Дети: «Га-га-га») Есть хотите? (Дети: «Да-да-да») Хлеба с маслом? (Дети: «Нет!!!») А чего вам? (Дети: «Конфет!!!») Летите домой!

Взрослый (произносит вместе с детьми) Серый волк под горой не пускает нас домой. раз, два, три – домой беги! Дети бегут. Взрослый берет в руки волка, «рычит», «догоняет» детей, потом хвалит: «Молодцы, гуси! Все долетели, не поймал никого волк!» По желанию детей игра повторяется; «волком» может быть ребенок из старшей подгруппы.

«У медведя во бору»

Цель: учить действовать согласно словам текста, развивать внимание, память Материал: крупная игрушка (медведь) Ход игры Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого сразу рычит, отгоняет всех, ходит один ягоды собирать. Ишь какой мишка – сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!»

Воспитатель: У медведя во бору Грибы ягоды беру А медведь глядит И на нас рычит «Ррррр!» Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны. По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Русские народные потешки Программное содержание: Познакомить с содержанием русской народной потешки. Формировать умение слушать стихотворный текст; Учить проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию

Пальчиковая игра «Моя семья» Программное содержание: Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, активизировать речь.

Цели : закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительным в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание продолжительного выхода. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе. Оборудование: иллюстрации к сказке, игра «Подумай и собери». Путешествие в «Желтую сказку

Ход занятия Организация начала занятия. Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие по «разноцветным сказкам». Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить задание. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики. Воспитатель: Что вы видите на карточках? Дети: Овощи, фрукты. Воспитатель: Вы должны сложить изображения овощей и фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах. Дети выполняют задание, сидя на ковре.

Воспитатель: Что вы сложили? Дети: - Яблоко - Грушу - Репку - Лук - Лимон - Тыкву Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными. Воспитатель: Какого цвета эти овощи и фрукты? Дети: Они желтые. Воспитатель: Пусть каждый из на назовет свой фрукт или овощ так: желтый лимон, желтое яблоко

Развитие слухового внимания. Желтая сказка Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое – где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала: -солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка? -Сейчас будут, - ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.

-Знаешь, как они называются? – спросило солнце у девочки. -Знаю, - ответила девочка. – Одуванчики! Солнышко улыбнулось. -А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке. -Они злые, эти цветы? – спросила девочка.- ведь в сказках все мачехи злые. -Нет, - ответило солнце – Мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая – холодная и блестящая.

Этот делал пирожок, (Загибают пальчики, начиная с большого) Этот с горки катался, Этот в травке валялся, Этот умницей был, Хорошо говорил. Развитие артикуляционной моторики. Воспитатель: ваши пальчики отдохнули, поиграли; теперь надо, чтобы поиграли ваши язычки. Садитесь на стульчики к зеркалу, и давайте сделаем упражнение. Дети выполняют упражнения из общей артикуляционной гимнастики.

Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Воспитатель: Садитесь на ковер. Побеседуем о «Желтой сказке». Куда пошла девочка? Дети: На полянку. Воспитатель: Что она надела? Дети: Желтое пальто с желтым капюшоном. Воспитатель: Что она увидела в небе? Дети: Солнышко. Воспитатель: Каким было солнышко? Дети: Желтым. Воспитатель:Что подарило солнышко девочке? Дети: Цветы.

Воспитатель: Какими они были? Дети: Желтыми. Координация слова с движением, развитием общей моторики. Воспитатель: Давайте пойдем на полянку и соберем букет цветов. Мы не будем рвать много – они ведь завянут. Сорвем несколько цветочков. Дети выполняют упражнение «На полянку мы пойдем». На полянку мы пойдем, мы пойдем (Идут по кругу, взявшие за руки). И цветов мы наберем, наберем. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой

(останавливаются, кланяются) К солнцу тянутся ромашки, (Встают на носочки, руки вверх, тянуться) В травке бегают букашки (Бегут по кругу) Мы домой, идем, Мы букет цветов несем. (Идут по кругу, взявшиеся за руки). Воспитание длительного выдоха. Воспитатель: Мы пришли домой и принесли букет, а в букете у нас есть одуванчик. Давайте положим букет, возьмем в руки одуванчики и подуем на них, не раздувая щек.

Дети выполняют упражнение «Подуйте на одуванчик» (3-4 раза) Организация окончания занятия. Воспитатель напоминает детям, чем они занимались. Положительно оценивает их работу. Воспитатель: Наше путешествие в «Желтую сказку» закончилось. Дома вы вместе с мамами вспомните сказку и выполните задание по ней. А завтра мы рассмотрим ваши рисунки. Каким карандашом вы будете раскрашивать рисунки? Дети: Желтым.

Цели : закрепление представления о зеленом цвете, обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленый. Обучение согласованию данных прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе. Оборудование: иллюстрации к сказке, предметная картинка «Лошадка», корзинка с муляжами овощей и фруктов, зеленый и желтый грузовики, магнитофон, кассета с записью пьесы Вейра «Ностальгия» Путешествие в «Зеленую сказку»

Цели : закрепление представления о красном цвете. Обучение использованию в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого и красного цветов, знание правил дорожного движения. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе. Путешествие в «Красную сказку»

Цели : закрепление представления о синем цвете. Обучение использованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с существительными. Развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания. Воспитания продолжительного выдоха. Оборудование: Иллюстрация «Карусель»; иллюстрации к «Синей сказке»; таз с синей водой и синие лодочки по числу детей; коробочки и «камешки» красного, желтого, зеленого, синего цветов. Путешествие в «Синюю сказку»

Цели : закрепление представления о белом цвете. Обучение согласованию прилагатель ного белый с существительным в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе. Воспитание длительного плавного выдоха Путешествие в «Белую сказку»

Спасибо за внимание!