Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в России Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Термин " дистанционное обучение " (distance education) еще до конца не устоялся. Встречаются такие варианты как " дистантное образование ", " дистантное.
Advertisements

Дистанционное обучение : идеи, технологии, проблемы и перспективы.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Использование элементов дистанционного обучения..
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Дистанционное образование Дистанционное образование – это система обучения, при которой ученик взаимодействует с учителем или ресурсами обучения на расстоянии.
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Квашнин Евгений Геннадьевич, доцент, и.о. заведующего кафедрой естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ Использование дистанционных образовательных.
Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного.
О плане мероприятий по апробации проекта ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» «Разработка типовой.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Стёпкина И. Е. МБОУ « Гимназия 74», г. Барнаул, Алтайский край.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Что такое - дистанционное обучение? Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательное пространство школы Грицай Ж.А., заместитель директора по информатизации МБОУ СОШ 14.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Транксрипт:

Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в России Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – образование для всех и образование через всю жизнь Квитко Б.И г.

2

3 Поверхностное понимание проблематики ДО порождает ряд мифов в этой сфере. Поверхностное понимание проблематики ДО порождает ряд мифов в этой сфере. Один из наиболее распространенных мифов выглядит примерно так: "Давайте организуем дистанционное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей транслировались в Интернет, а учащиеся в ходе этих лекций могли задавать вопросы". Один из наиболее распространенных мифов выглядит примерно так: "Давайте организуем дистанционное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей транслировались в Интернет, а учащиеся в ходе этих лекций могли задавать вопросы". И в этом многие видят суть ДО. И в этом многие видят суть ДО.

4 Главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной (познавательной) деятельности учащихся. Главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной (познавательной) деятельности учащихся. Попытки использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как "забивание гвоздей микроскопом". Попытки использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как "забивание гвоздей микроскопом". Препятствием для широкого внедрению систем ДО является отсутствие достаточно проработанных методик организации ДО, включая структурные, методические и организационные решения. Препятствием для широкого внедрению систем ДО является отсутствие достаточно проработанных методик организации ДО, включая структурные, методические и организационные решения.

5 Тенденции мирового образования Принципиальное отличие новой образовательной системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Принципиальное отличие новой образовательной системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

6 Развитие дистанционных форм обучения По данным департамента образования США только 43% студентов вузов этой страны моложе 25 лет, лишь четверть - молодежь лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них достаточно проблематичны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к ДО, причем не только университетскому. По данным департамента образования США только 43% студентов вузов этой страны моложе 25 лет, лишь четверть - молодежь лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них достаточно проблематичны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к ДО, причем не только университетскому.

7 Интересные цифры: Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов. В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны. Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1 млн. студентов. 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития. На сегодня имеется более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2008 году составил свыше 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу»

8 По данным Министерства образования РФ в 2011 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 тыс. студентов России в более, чем 20 вузах страны. По данным Министерства образования РФ в 2011 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 тыс. студентов России в более, чем 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 тыс. студентов. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 тыс. студентов. Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.

9 В системе ДО в России нуждаются следующие группы населения: учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; менеджеры различного уровня; менеджеры различного уровня; руководители региональных органов управления; руководители региональных органов управления; офицерский состав увольняющийся из армии; офицерский состав увольняющийся из армии; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости; лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; лица с ограниченной свободой перемещения; лица с ограниченной свободой перемещения; инвалиды; инвалиды; русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья. русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья.

10 Категории обучаемых ДО особенно эффективно для следующих категорий обучаемых: наиболее способные студенты, которые уже обладают существенными знаниями и хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки; наиболее способные студенты, которые уже обладают существенными знаниями и хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки; обучаемые, которые хотят совместить учебу с производственной деятельностью; обучаемые, которые хотят совместить учебу с производственной деятельностью; обучаемые, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран; обучаемые, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран; обучаемые, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов; обучаемые, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов; лица, желающие сменить профессию; лица, желающие сменить профессию; лица, не получившие законченного образования в юности; лица, не получившие законченного образования в юности; лица, которые готовятся к поступлению в колледж или университет; лица, которые готовятся к поступлению в колледж или университет; лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах; лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах; мобильные студенты; дети иностранных рабочих, военных или постоянно мигрирующих семей; мобильные студенты; дети иностранных рабочих, военных или постоянно мигрирующих семей; обучаемые, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы; обучаемые, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы; специальные студенты, то есть те, кто серьезно занимается искусством, спортом и не желает прерывать образование. специальные студенты, то есть те, кто серьезно занимается искусством, спортом и не желает прерывать образование.

11 Экономическая целесообразность ДО Развитие ДО необходимо не только учебным заведениям нового типа, но и традиционным университетам. Развитие ДО необходимо не только учебным заведениям нового типа, но и традиционным университетам. Во-первых, для того, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг и решить свои экономические проблемы. Во-первых, для того, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг и решить свои экономические проблемы. Во-вторых, для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны других, нетрадиционных разработчиков учебных курсов как их региона, так и из других регионов и даже стран. И достижение эффекта экономии от масштаба оказания дистанционных образовательных услуг может приносить значительный доход. Во-вторых, для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны других, нетрадиционных разработчиков учебных курсов как их региона, так и из других регионов и даже стран. И достижение эффекта экономии от масштаба оказания дистанционных образовательных услуг может приносить значительный доход.

12 Сходство и различие дистанционного и заочного обучения Заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. Дистанционное обучение более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо конкретной специальности. Заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. Дистанционное обучение более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо конкретной специальности. При заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии обычно не планируются. При заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии обычно не планируются. Заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по обычной почте. Дистанционное обучение в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий. Заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по обычной почте. Дистанционное обучение в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

13 Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Федеральный закон принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии... – –Федеральный закон содержит определение понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», а также уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

14 Под электронным обучением понимается Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

15 Под дистанционными образовательными технологиями понимаются Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

16

17

18

19

20

21 Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Кто сейчас знает, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения? Кто сейчас знает, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения? Организация дистанционного обучения – процесс значительно более трудоемкий, чем при очном обучение. Организация дистанционного обучения – процесс значительно более трудоемкий, чем при очном обучение. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.

22 Проблема авторских прав. Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно- образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно- образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.

23 Недостатки дистанционного обучения: Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей. Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей. Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. (Невозможно сказать, кто на другом конце провода.) Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. (Невозможно сказать, кто на другом конце провода.) Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.

24 Временные трудности: Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. Многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию. Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. Многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию. Недостаточная развитость информационно- коммуникационных инфраструктуры в России. Недостаточная развитость информационно- коммуникационных инфраструктуры в России. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Слабое использование стандартов в дистанционном обучении.

25 Временные трудности: Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании. Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании. Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей. Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.

26 Перспективы развития дистанционного обучения в России Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы. Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы. Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем.