Автор : Морозова Наталья Эдуардовна, Учитель истории, обществознания и краеведения МКОУ Екатерининская ООШ Идринского района Древние культуры нашего края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.
Advertisements

Культура кочевого народа (саки, скифы и др.). Саки и скифы В I тысячелетии до н.э. на огром­ной территории - от Северного При­ черноморья до границ современно­го.
Культура кочевого народа (саки, скифы и др.). Саки и скифы В I тысячелетии до н.э. на огром­ной территории - от Северного При­ черноморья до границ современно­го.
Раскопки Кристинкиной пещеры проводились Читинским археологическим отрядом. Расположена пещера на юге Забайкалья, около села Менза, на вершине сопки.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС Презентацию к уроку разработала Ворсунова И.Н., учитель истории МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской области.
Наш край в далёком прошлом История открытия археологического памятника на берегу реки Савалы. Территория Воронежского края, в том числе и Терновского района,
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 6 класс. ИСТОРИЯ УЙСУНОВ: Места расселения уйсунов: На территории Казахстана в III в. до н.э. – V в. н.э. сформировались.
Цели урока: Закрепление понятий «археология», «этнография», «лингвистика»; Углубление представлений о достижениях первобытного искусства, его временной.
Бесшатыркий курган комплекс захоронений, расположенный в долине реки Или.Или Курган состоит из 31 могильников, датируемых V IV веком до нашей эры. Самый.
Каменный и бронзовый век на Урале Тупициной Юлии..
История, 6 класс Перегримова Т.Н.. В середине I тыс. до н.э. с появлением на юге современной Свердловской области племён, которые умели плавить металл,
Александр Худобец Киев Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина.
Кулайская культура (эпоха раннего железного века) Глава 7. Древняя культура Ямала. КНЯ. § 29.
Археологические стоянки древнего человека на территории Владимирской области Исследовательский проект учеников 5 Б класса.
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
© Жадаев Д.Н., Дать учащимся представление о причинах появления неравенства в древности.
В древности существовало множество археологических культур. Археологическая культура включает в себя схожесть жизни людей в различных местах проживания.
Медный век в Иркутской области Выполнила Ученица 10 класса А МОУ СОШ 15 Ефремова Любовь.
Ремесла Волжской болгарии Никифорова Людмила Федоровна – учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»
Транксрипт:

Автор : Морозова Наталья Эдуардовна, Учитель истории, обществознания и краеведения МКОУ Екатерининская ООШ Идринского района Древние культуры нашего края / презентация к блоку уроков по истории Красноярского края « Древняя история нашего края »/ Краевой конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, посвященного 80- летию образования Красноярского края и 75-летию детско-юношеского туризма в Красноярском крае Номинация: дидактические материалы 2014 г.

Афанасьевская культура культура энеолита Южной Сибири, распространённая в Минусинской котловине и на Алтае в середине III начале II- го тыс. до н. э. Названа по могильнику у горы Афанасьевской близ с. Батени в Хакасии. В отличие от окружающего монголоидного населения, племена Афанасьевской культуры принадлежали к так называемому палеоевропейскому типу. Сохранились поселения Афанасьевской культуры и могильники, отмеченные на поверхности кругами из каменных плит ; их сменили курганы также с каменными кругами. Встречаются одиночные и групповые погребения, реже парные, без признаков имущественного неравенства. Изображения соколов и замаскированных людей на погребальных плитах, сходные с личинами, выбитыми на стелах карасукской культуры, свидетельствуют об известной преемственности её от Афанасьевской культуры

Афанасьевская культура середина III начало II- го тыс. до н. э. Население Афанасьевской культуры знало скотоводство и, вероятно, земледелие. Орудия изготовлялись главным образом из камня, но была известна обработка меди, серебра, золота. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика яйцевидные, сферически - кругло - донные, плоскодонные сосуды, курильницы ( вазочки на поддоне ). Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затуплен - ной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах. Чаши афанасьевской культуры

Окуневская культура археологическая культура 1- ой половины II- го тыс. до н. э. ( эпоха бронзы ) на территории Южной Сибири. Названа по местности Окунев улус на Юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Представлена погребальными сооружения - ми прямоугольными на - земными оградками из вертикально врытых каменных плит. Внутри оградок находятся могилы, также выложенные каменными плитами ; костяки лежат на спине с согнутыми в коленях ногами. Антропологический тип погребённых монголоидный. Солнечное божество Окуневская культура

Окуневская культура 1- ая половина II- го тыс. до н. э. ( эпоха бронзы ) Находки : горшковидные и конические сосуды, орнаментированные по всей поверхности, медные и бронзовые изделия ( ножи листовидной формы, рыболовные крючки, височные кольца ) Основным занятием населения было скотоводство ( крупный и мелкий рогатый скот ), подсобными охота и рыболовство. Значительных признаков имущественного и социального расслоения нет. Сходство некоторых предметов из окуневских могильников с найденными в памятниках средней Оби и Прибайкалья позволяет предполагать, что носители Окуневской культуры пришли на Юг Сибири из северных таёжных районов. Фрагменты керамики, нож бронзовый, культовый предмет Изображения животных на плитах из могильника окуневской культуры

Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов. На каменных плитах преобладают реалистически выполненные изображения животных и личин в головных уборах, носившие, по - видимому, культовый характер. Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. Изваяние обычно представляет собой высокий камень ( песчаник или гранит ) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С нее на зрителя смотрит фантастическая личина : три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии. Памятник окуневского искусства, зарисованный экспедицией Аспелина Окуневская культура 1- ая половина II- го тыс. до н. э. ( эпоха бронзы )

Андроновская культура археологическая культура эпохи бронзы. Выделена в 20- х гг. 20 в. С. А. Теплоуховым. Названа по деревне Андроново близ Ачинска. андроновская культура рассматривается как условное название для общности культур, частично родственных, распространённых на территории Казахстана, Западной Сибири, южного Приуралья. в вопросе о точном времени её существования среди ученых нет единства. Ориентировочно датируется серединой и 2- й половиной II- го тыс. до н. э. Священные изображения женских духов, выгравированные на кости, около 4 тыс. лет назад. Из древней могилы возле церкви в г.Абакане Памятники Андроновской культуры: 1 – глиняный горшок; 2 – кинжал медный; 3 – серьга; 4 – бусы медные; 5 – наконечник копья; 6 – топор медный; 7 – кольцо височное; 8 – кельт медный

Андроновская культура середина и 2- я половина II- го тыс. до н. э. Памятники культур андроновской общности представлены различного типа поселениями ( с остатками полуземляночных и наземных жилищ ) и могильниками ( с трупоположениями, реже с трупосожжениями ), часто отмеченными круглыми низкими насыпями и иногда оградками из камней. В погребениях находят : кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, медные и постовые бусы, золотые и медные серьги с раструбом. Керамика, как правило, плоскодонная орнаментированные горшки, банки и прямоугольные « блюда ». Основные типы предметов, встречающихся в памятниках андроновской культуры (таблица составлена М. П. Грязновым). Керамика андроновской культуры

Андроновская культура середина и 2- я половина II- го тыс. до н. э. В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно - культурный тип пастухов - скотоводов и земледельцев. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Образ жизни андроновских племен определялся их хозяйственным занятием. Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. Часто внутри жилища делали перегородку, видимо, отделявшую жилую часть от хозяйственной. В жилой части были устроены очаги. Обычно в жилище было несколько очагов, расположенных по его центру. Такие очаги использовались для обогрева жилища в зимнее время. На других очагах готовили пищу. Вдоль стен сооружались нары. От них сохранились либо ямки от столбов, либо канавка, в которой первоначально вкопаны были деревянные конструкции. Здесь же в самом жилище выкапывали колодцы. Около очагов в ямки ставили горшки, в которых хранили запасы пищи или какие - то вещи. Но основные запасы хранились в хозяйственной части жилища, либо в специально вырытых ямах. Некоторые поселения окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц Одежда и украшения женщины андроновской культуры. XVIIXIII вв. до н. э. (реконструкция)

Андроновская культура середина и 2- я половина II- го тыс. до н. э. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда ( серпов, топоров, кельтов ) и оружия ( кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером ), в том числе и за пределы андроновского ареала. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Схема нового приёма изготовления лука и черешковый наконечник дротика. Втульчатый прорезной наконечник позднего бронзового века

Карасукская культура археологическая культура конца бронзового века ( конец II- го начало I- го тыс. до н. э.), распространённая главным образом в горах Южной Сибири, Казахстане, верхней Оби. Представлена остатками поселений и могильниками ( свыше 100 могил в каждом ). Мёртвые хоронились в каменных ящиках под курганами. В карасукских памятниках распространены кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи, пуговицы. Известно свыше 2000 захоронений. Листовидный кинжал с прямым перекрестием. Карасукская культура. Эпоха поздней бронзы. нож карасукской культуры Карасукский могильник близ деревни Казановка, Республика Хакасия.

Карасукская культура конец II- го начало I- го тыс. до н. э. Племена Карасукской культуры занимались скотоводством, добывали медную руду ( бронзовые изделия украшались геометрическим орнаментом и скульп - турными изображениями животных ), выделывали глиняную посуду, шер - стяные ткани, знали земледелие ; они были связаны с древним населением Северного Китая, Монголии, Забайкалья, Прибайкалья, Западной Сибири, Средней Азии. В карасукское время – популярное использование лошади для верховой езды. Большинство исследователей считает карасукцев представителями смешан - ного типа, в основе которого был европеоидный « андроновский » антропо - логический тип, дополненный монголо - идным типом пришельцев из восточных районов Центральной Азии Предметы карасукской культуры: 14 бронзовые ножи; 5 бронзовый кинжал; 6 глиняный сосуд.

Карасукская культура конец II- го начало I- го тыс. до н. э. Домашние занятия за все время существования карасукской культуры были одними и теми же. Областью женского труда, очевидно, прежде всего было изготовление одежды. В карасукских могилах встречены обрывки шерстяных тканей двух способов плетения, простого и диагонального, а в землянках часты находки костяных трепал орудий для размягчения растительного волокна. Об использовании шерсти свидетельствуют находки гребней, которыми расчесывали шерсть. Одежда шилась также из меха и кожи. После выкраивания деталей одежды они по шву прокалывались костяными шильями и сшивались. О том, что кожа широко использовалась для одежды, свидетельствуют находки нагрудников на кожаной основе, а также бронзовые украшения, которые могут быть укреплены только на кожаной основе. В обязанность женщин входило, видимо, изготовление посуды. Горшки лепили ленточным способом с последующим обколачиванием лопаткой и лощением наружной поверхности. Каждая семья изготовляла горшки для себя. Это видно из того, что в семейных комплексах могильных оград находится строго определенный набор сосудов. Заботой мужчин был уход за скотом, а также и производство металлических изделий. Изготовлением бронзовых орудий они занимались непосредственно в поселении, о чем свидетельствуют обломки литейных форм в землянках. Литейное дело в карасукское время достигло высокого уровня. Использовались двустворчатые литейные формы, сделанные из камня или глины. Широкое распространение получило фигурное литье в специальных усложненных формах. Карасукский сосуд XII - X вв. до н.э.

Карасукская культура конец II- го начало I- го тыс. до н. э. Воин карасукской эпохи вооружён коротким копьем с бронзовым прорезным наконечником ( а ), набором лёгких метательных дротиков ( б ), сложным луком ( в ) со стрелами, бронзовым колющим мечом ( г ) и кривым коленчатым ножом ( д ). Тело воина закрывает многослойный кожаный панцирь, бронированный бронзовыми круглыми бляшками разных размеров ( е ). Живот его дополнительно защищает плотный кожаный пояс ( ж ). К поясу прикреплена коромыслообразная пряжка колесничего ( з ), приспособленная для заправки поводьев. Грудь ратника крест - накрест охватывают ремни ( и ), армированные бронзовыми пластинами, шею закрывает ожерелье с подвесками ( к ). Разная величина металлических нашивок позволяла довольно плотно покрывать ими одежду, образуя характерные узоры. Завершает набор вооружения щит ( л ). Он имел прямоугольную форму и заостренный верх и вырезался из дерева или набирался из отдельных жёрдочек, стянутых между собой кожей. Круглые щиты ( м ) выкраивались из толстой загрубевшей шкуры копытных и обшивались снаружи куском мягкой кожи. Реконструкция выполнена по археологическим и этнографическим материалам карасукских памятников Минусинской котловины. Рисунки на поверхности щита, мотивы вышивки на поясе, нагрудных ремнях, одежде и налобной повязке воспроизведены по орнаментальным композициям на сосудах

Тагарская культура археологическая культура, распространённая в VIIIII вв. до н. э. в Минусинской котловине, районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по острову Тагарскому на Енисее ( против Минусинска ). Памятники Тагарской культуры земляные курганы с оградками из каменных плит, по углам оград вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Памятники распространены на территории Хакасско - Минусинской котловины ( Республика Хакасия и южные районы Красноярского края ) и в северо - восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бас - сейне Среднего Енисея и его притоков рек Абака - на, Тубы, Сыды, Ербы и других Каменная ограда Большого Салабыкского кургана. Когда-то здесь возвышалась огромная земляная насыпь самого большого погребального сооружения тагарской культуры. В нем было похоронено всего два человека в сопровождении двух слуг. Считается, что это был глава союза племен. К сожалению, курган был ограблен, и о былой роскоши сопроводительного инвентаря мы можем только догадываться. VIV вв. до н. э. Минусинская котловина, Хакасия.

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Для Тагарской культуры характерны оружие скифского типа, конский убор, бронз, котлы и зеркала, звериный стиль в искусстве. Орудия и оружие ( кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, кожи, кельты ) изготовлялись из бронзы. Район распространения Тагарской культуры один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. Местное производство железа началось лишь в III в. до н. э. Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Горное дело и металлургия расцветают в середине тагарской эпохи. Умелые мастера с помощью молотов, кайл, кирок и лопат разрабатывали медные рудники. Руду переплавляли в медеплавильнях, устраиваемых неподалеку от мест выработки. Они были постоянными, использовались длительное время. Тагарская культура 1, 11, 14, 16 оружие; 3, 12 орудия труда; 4, 9 «пнн»; 2, 5-7, 13, 17, 22 украшения; 8, 18, 19 предметы туалета; 10 деревянная головка лошади; 15 навершие; 20 «оленные бляхи»; 21 «штандарт».

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Основой хозяйства были мотыжное земледелие и скотоводство. Животноводство было важнейшей формой деятельности. В связи с этим часть тагарцев вела кочевой образ жизни, а та часть населения, которая занималась земледелием вела оседлый образ жизни. Земледелие было вторым по важности направлением деятельности. Оно основывалось на использовании мелких ирригационных сооружений ( каналов и плотин ) или естественном увлажнении почвы. Таких условий было больше на правом берегу Енисея. Землю обрабатывали бронзовыми мотыгами - кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками, урожай сжинали бронзовыми серпами, зёрна растирали каменными зернотёрками и ручными мельницами, дошедшими до хакасской этнографии ( тербен ). В основном выращивали просо и ячмень. Под поля обрабатывались чаще мягкие и влажные земли речных долин, а в засушливых местах сооружались ирригационные системы. Оросительные каналы достигали 1520 км длины. Сосуществование двух типов быта запечатлено на писаницах хребта Бояры ( Боярская писаница ). Посёлок, изображённый на скале, состоял из бревенчатых рубленых домов, рядом с которыми стояла юрта жилище кочевника. На этой же писанице, на погребальных каменных стелах изображены взнузданные и оседланные лошади и запряженные лошадьми кибитки. Тагарская культура 1 планы оград; 2 виды могил; 3, 11-13, 17 орудия труда; 4, 5, 10, 18, 19 оружие; 6-8, 15, 16, 20 украшения; 9, 14 предметы туалета; 21 «пнн»; 22 керамика.

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Керамика изготавливалась без использования гончарного круга. Сосуды самых разнообразных форм использовались для хранения и приготовления молочной и мясной пищи. Деревообработка тагарцев была на очень высоком уровне. Деревянные конструкции погребальных камер в виде бревенчатых срубов указывают на мастерство в плотницких работах. Из дерева изготавливали большой ассортимент деталей оружия и бытовых предметов деревянных чаш, тарелок, ложек. Делались берестяные короба и чаши. Ткачество, изготовление шерстяных изделий, выделка кожи и меха в тагарскую эпоху позволяли получать удобную и прочную одежду и галантерею. Охота проводилась как поодиночке и артелями, так и крупными коллективами. В последнем случае устраивались облавные и загонные охоты. Тагарская культура. 1 виды оград (реконструкция М.П. Грязнова); 2 виды могил; 3, 11, 12 оружие; 4-7 орудия труда; 8-10, 14 украшения; предметы туалета; 16 пряжка колесничего; 17 керамика.

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Основным оружием дальнего боя тагарских воинов были лук и стрелы. К древкам стрел в месте присоединения наконечника тагарские мастера иногда приматывали шипы из колючек боярышника. Такая стрела намертво застревала в теле противника. Впрочем, несмотря на развитое бронзолитейное производство, металлических наконечников стрел на территории распространения тагарской культуры обнаружено сравнительно мало. Бронзовый крючок- застёжка колчанного набора Бронзовые наперстки. Через небольшое отверстие, заметное у основания наперстка, протягивалась верёвочка, которой он привязывался к руке, чтобы при выстреле его не сорвало с пальца тетивой. Подъемный материал тагарской культуры металлические и костяные стрелы

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Тяжеловооруженный воин тагарской культуры. Его туловище защищено ламинарными доспехами, составленными из многослойных толстых кожаных лент ( а ). Голову закрывает островерхий шлем, сшитый из столь же плотных полос кожи ( б ) и украшенный пучками конских волос. Руки до локтей прикрывают кожаные налокотники ( в ), а ноги охватывают поножи, собранные из гладко оструганных и стянутых ремнями жердочек ( г ). Вооружение таких воинов составляли короткое копье с бронзовым наконечником ( д ), клевец ( е ), кинжал ( ж ), нож ( з ), также сделанные из бронзы. Щит ( и ), несмотря на его явное, судя по наскальным рисункам, использование татарским войском, не был еще обязательной принадлежностью экипировки латников. VIV вв. до н. э. Реконструкция по изобразительным материалам Среднего Енисея. Тяжеловооруженный воин тагарской культуры.

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Тагарский лыжник. Зимой, когда устанавливался глубокий снежный покров, главной ударной единицей татарского войска становились отряды лыжников, использовавшие тактику рассыпного строя. В движении они поражали противника стрелами и, если атака не приносила быстрого успеха, исчезали, спасаясь от погони. Основной набор оружия зимой оставался тем же, что и летом. Чтобы надежнее защитить голову от удара, на шапку нашивались металлические бляшки ( а ). Лыжи этого воина подбиты камусом ( б ), в его руках лук скифского типа ( в ), к стреле которого привязаны острые колючки ( г ). Цилиндрический колчан со стрелами заброшен за спину так он меньше мешает ходьбе ( д ). Бронзовый кинжал ( е ) в ножнах ( со специальным отделением для ножа ( ж )) висит у пояса. К поясу рядом с чеканом ( з ) приторочен мешочек с запасной тетивой и походными принадлежностями ( и ). Реконструкция по материалам петроглифов и археологических находок из погребальных комплексов Минусинской котловины. Тагарский лыжник

Тагарская культура VII III вв. до н. э. Попытки усилить пробивную способность этого кинжала привели к чрезмерной массивности его лезвия. Оружие длиной 32 см уравновещивается тяжелым навершием, имитирующим головы горных козлов. Бронзовая бляшка знак принадлежности к воинскому сословию. VIV вв. до н. э. Минусинская котловина. Бронзовый чекан с фигуркой стоящего козла. VII в. до н. э. Плосколезвийный бронзовый чекан. VIIVI вв. до н. э.

Тагарская культура VIIIII вв. до н. э. Для общественного строя носителей Тагарской культуры было характерно формирование классовых отношений, о чём свидетельствуют огромные курганы возможно погребения царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. В степях Южной Сибири VIIV вв. до н. э. тагарцы также строили внушительные памятники погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда - то это были четырёхгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой. Физический тип людей Тагарской культуры европеоидный, близкий к типу людей афанасьевской культуры Колоколовидные навершия венчали стойки погребального ложа знати. Козёл считался важным тотемом. Он встречается также на предметах вооружения, боевых значках и поясных пряжках. VIII вв. до н. э. 23 планы оград; 24 реконструкция погребального сооружения у с. Тесь; 25 курган Салбык до раскопок; 26 керамика.

Таштыкская культура (II в. до н. э.V в. н. э.) Она представлена поселениями, большими и малыми склепами, поминальниками и жертвенными местами, гравированными рисунками на скалах. Хотя первые необычные археологические материалы ( гипсовые раскрашенные маски, покрывавшие черепа скелетов ) были получены ещё в 1883 году А. В. Андриановым при разборке курганов на Татарском острове, свое название эта культура получила много позже от С. А. Теплоухова, выделившего её и назвавшего по месту своих раскопок на реке Таштык. Фрагменты керамики

Таштыкская культура (II в. до н. э.V в. н. э.) Погребальная маска таштыкской культуры. Подобные маски делались с целью сохранения облика умерших. Все изображения индивидуальны и дают представление о смешанном типе таштыкского населения. Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века 1- го тыс. до н. э. Гипс. III вв. Погребения Сырского чаа - таса. Минусинская котловина. Хакасия. Санкт - Петербург. Эрмитаж.

Таштыкская культура (II в. до н. э.V в. н. э.) Легковооружённый таштыкский лучник. Он вооружён луком скифского типа (а) и стрелами, помещёнными в коробчатый колчан (б). Шею закрывает ожерелье (в). На тело нанесена анатомическая раскраска (г). Лицо также покрыто рисунком (д), перекликающимся с росписью погребальных масок. Волосы его на затылке заплетены в косичку, спрятанную в специальный чехол- накосник (е). IIIV вв. Реконструкция по материалам планок из могильника Тепсей. Предметов вооружения таштыкской культуры, несмотря на кропотливую работу археологов, к настоящему времени обнаружено очень мало. Впору говорить о какой-то особой «миролюбивости» тамошнего населения, если бы не одно «но». Это железные наконечники, найденные в телах погребённых, и небольшие деревянные копии оружия, сопровождавшие их в последний путь. К сожалению, древесина плохо сохраняется в земле. Кроме того, пламя погребальных костров поглотило многие ценные вещи. Но если вдруг, по случайному стечению обстоятельств, во время возгорания древесины прекращается приток воздуха, то происходит обугливание предмета. Таштыкские воины часто стягивали длинные волосы в пучок на затылке. Существовали и другие причёски. Иногда волосы сбривались на висках, коротко подстригались на затылке, а длинные пряди на темени заплетались в косу. В другом случае волосы на затылке не стриглись, а перехватывались в виде «хвоста». На темени волосы также заплетали в косичку и прятали в специальный мешочек, который завязывался ремешком у самых корней волос и прикалывался булавкой. Фрагмент планки из могильника Тепсей. По Э. Б. Вадецкой.

Таштыкская культура (II в. до н. э.V в. н. э.) Таштыкская пехота защищалась огромными, в рост человека, составными щитами. Они собирались из двух трапециевидных частей, соединённых между собой поперечным ремнём вершинами друг к другу. Вероятно, такое сочленение оставалось достаточно гибким. Подвижное соединение не мешало в походном положении ( когда щит заброшен за спину ) человеку ходить и нагибаться. Надо полагать, что в случае необходимости эти половинки жёстко фиксировались между собой распорками, которые вставлялись в специальные петли. Наружная поверхность щитов покрывалась рисунками. Тяжеловооруженный таштыкский воин. Он одет в ламинарные доспехи ( а ), собранные из кожаных колец. Ноги воина закрывает длинный подол ( б ), связанный из панцирных пластин, у пояса с бронзовыми позолоченными накладками ( в ) висят колчан ( г ), сшитый из тисненой кожи, и длинный железный палаш ( д ). Голову закрывает островерхий шлем ( е ) с полями ( ж ), а спину двучастный раскрашенный щит ( з ) типичных для таштыкской культуры размеров. В руках лук скифского типа ( и ). IIIIV вв. Реконструкция по изобразительным материалам таштыкской культуры. Тепсей, Ташеба.

Источники и литература : История Сибири с древнейших времён до наших дней, т. 1, Л., Максименков Г. А. Окуневская культура. Новосибирск, Н. В. Леонтьев, В. Ф. Капелько, Ю. Н. Есин. Изваяния и стелы Окуневской культуры. Абакан : Хакасский научно - исследовательский институт языка, литературы и истории, Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., М., 1951; История Сибири с древнейших времён до наших дней, т. 1, Л., 1968; Новгородова Э. А., Центральная Азия и Карасукская проблема, М., Теплоухов С. А., Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края, в сборнике : Материалы по этнографии. Этнографический отдел Гос. Русского музея, т. 4, в. 2, Л., 1929; Киселев С. В., Древняя история Ю.-: ной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Гришин Ю. С., Производство в тагарскую эпоху, М. Л., 1960 ( Материалы и исследования по археологии СССР, 90); Членова Н. Л., Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры, М. Л., 1967.