Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки Составила: Фрейман Л.Е. зав.библиотекой МБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа «Формирование информационной культуры личности» МОУ Идринская СОШ Школьная библиотека Заведующая библиотекой Склизкова Т.Н.
Advertisements

Автор Мерзлякова Л.А. (ИМО) ББЗ - школьникам Методическое пособие для библиотекарей.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Школа информационной культуры Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького.
Эта презентация предназначена для вас, читателей-ребят, любителей чтения!
Конкурс школьных библиотек Информационная культура школьника.
Твоя информационная корзина. Информационное самообслуживание. Выполнила зав.библиотекой МОУ детского дома г.Советская Гавань Минеева А.А.
Основы информационной культуры школьника Программа для учащихся 5-6 классов Составитель программы: Бединская Е.А.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Андрова И.В. элективный курс Основы информационно- библиографической грамотности.
Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно.
Цель проекта Знакомство с информационными ресурсами школьной библиотеки и их ролью при поиске информации.
С использованием СБА библиотеки Час информационной культуры для уч-ся 7 классов.
Формирование системы информационного образования старшеклассников города Лесосибирска проект проект.
МБОУ»СОШ5» Корпус 2. ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Школьная библиотека организована в 1953 году.Первым библиотекарем была Вертоградова Лидия Ивановна.
2010 год Выполнила Кузнецова Л.Н., библиотекарь. Основные функции библиотеки: Образовательная. Информационная. Культурная. Приоритетное тематическое направление.
Роль информационно-библиотечного центра (медиатеки) МОУ СОШ 12 в развитии учительского потенциала.
Библиотечные уроки. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина» Педагог – библиотекарь Туманина И.П.
Транксрипт:

Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки Составила: Фрейман Л.Е. зав.библиотекой МБОУ «Шелаболихинская СОШ 2» Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки Составила: Фрейман Л.Е. зав.библиотекой МБОУ «Шелаболихинская СОШ 2»

Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Учебные программы по информационной культуре должны включать следующие традиционные разделы: - категория книги, ее структура, научный аппарат; - категория книги, ее структура, научный аппарат; - развитие книгоиздания; - развитие книгоиздания; - история возникновения и развития библиотек, в том числе особенности библиотек разных типов; - история возникновения и развития библиотек, в том числе особенности библиотек разных типов; - школьная библиотека, ее особенности и специфические функции; - школьная библиотека, ее особенности и специфические функции; - справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, энциклопедические издания, библиографические издания); - справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, энциклопедические издания, библиографические издания); - библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров; - библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров; - аналитико-синтетическая переработка документов (создание аннотаций, рефератов, конспектов, другие формы свертывания и переработки информации); - аналитико-синтетическая переработка документов (создание аннотаций, рефератов, конспектов, другие формы свертывания и переработки информации); - реальные приемы работы с текстом, в том числе психология чтения и техники продуктивного чтения; - реальные приемы работы с текстом, в том числе психология чтения и техники продуктивного чтения; - характеристика информационных ресурсов в государственном и региональном аспектах; - характеристика информационных ресурсов в государственном и региональном аспектах; - поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях, в частности – в Интернете; ресурсы и сервисы Интернета; - поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях, в частности – в Интернете; ресурсы и сервисы Интернета; - принципы организации и использования библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных по различной тематике; - принципы организации и использования библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных по различной тематике; - приемы презентации в Интернете (создание личных страниц). - приемы презентации в Интернете (создание личных страниц).

Программа библиотечно- библиографических уроков «Основы информационной культуры» даётся с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрывается в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. даётся с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрывается в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении.

. В своей работе работники школьных библиотек должны ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

. К таким навыкам относятся: умение задавать грамотно вопрос; умение задавать грамотно вопрос; знание источников информации и умение ими пользоваться; знание источников информации и умение ими пользоваться; умение правильно применить найденную информацию. умение правильно применить найденную информацию.

В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина).. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина)..

Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как Информины. Инфор-мина (от сочетания слов информация и викторина) это библиотечная игра- соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений и т. д. Таким образом, на занятиях практикуются методы коллективной совместной деятельности, самостоятельный труд учащихся, соревновательные и игровые приемы. Инфор-мина (от сочетания слов информация и викторина) это библиотечная игра- соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений и т. д. Таким образом, на занятиях практикуются методы коллективной совместной деятельности, самостоятельный труд учащихся, соревновательные и игровые приемы.

Многие занятия проводятся совместно с педагогами: занятия по словарям русского языка – с педагогами-словесниками, о художниках-иллюстраторах – с учителями ИЗО, обучение работе с электронным каталогом – с учителями информатики. занятия по словарям русского языка – с педагогами-словесниками, о художниках-иллюстраторах – с учителями ИЗО, обучение работе с электронным каталогом – с учителями информатики.

При проведении любого библиотечного занятия теоретическая часть обязательно закрепляется практической. В качестве закрепления урока проводятся уроки-соревнования на разыскания; на такого рода занятиях ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос. В качестве закрепления урока проводятся уроки-соревнования на разыскания; на такого рода занятиях ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос.

По давно сложившейся традиции школьные библиотекари уделяют больше всего внимания формированию информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом.

Во втором или третьем классе для них проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Полученные в начальной школе знания о книге должны быть базовыми, очень крепкими. Поэтому больше внимания уделяется практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации. для них проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Полученные в начальной школе знания о книге должны быть базовыми, очень крепкими. Поэтому больше внимания уделяется практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации.

В среднем звене темы занятий, проведенных в начальной школе, повторяются и добавляются новые. В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях.

Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: Работа со справочной литературой, Характеристика научно- познавательной литературы, Как работать с критической литературой. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: Работа со справочной литературой, Характеристика научно- познавательной литературы, Как работать с критической литературой.

В работе со старшеклассниками необходимо формировать у них навыки быстрого поиска информации, приемы развертывания ее при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического ее описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь. необходимо формировать у них навыки быстрого поиска информации, приемы развертывания ее при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического ее описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь.

. Для учащихся старших классов полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата. полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата.

Формами проверки знаний по данной программе в зависимости от возрастной группы учащихся могут быть: - выполнение практических заданий; - выполнение практических заданий; - самостоятельная подготовка реферата или аналитического обзора; - самостоятельная подготовка реферата или аналитического обзора; - выступление на семинаре; - выступление на семинаре; - самостоятельная или контрольная работа; - самостоятельная или контрольная работа; - тестирование; - тестирование; - экзамен или зачет. - экзамен или зачет.

Для младших школьников в качестве формы проверки знаний могут проводиться уроки творчества», на которых дети могут делать книжные закладки, суперобложки, другие поделки, в том числе книжки- самоделки, книжки-раскладушки и т. д. Общей для всех формой работы и одновременно контроля знаний может быть ведение личного словарика новых слов и выражений. на которых дети могут делать книжные закладки, суперобложки, другие поделки, в том числе книжки- самоделки, книжки-раскладушки и т. д. Общей для всех формой работы и одновременно контроля знаний может быть ведение личного словарика новых слов и выражений.

Программа библиотечно- библиографических уроков «Основы информационной культуры» для разных ступеней обучения

Кла сс Тема Основные понятия Кол ичес тво часо в 1 Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал. Правила пользования библиотекой. 1 час Посвящение в читатели Выбор книги для чтения. Правила обращения с книгой 1 час

2 Структура книги Первое знакомство со структурой книг: (Обложка, корешок, станицы, иллюстрации). 1 час Газеты и журналы для детей Понятие о периодической печати. Детские газеты и журналы. Читательское назначение, оформление, содержание, статья, корреспондент. 1 ча с

3 Выбор книги в библиотеке Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Книжные выставки. Компьютер в библиотеке. Диски, кассеты с видео. 1 час Как читать книги Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Предисловие и послесловие. Роль иллюстрации. Обсуждение книг. 1 час Периодические издания для детей Журналы нашей библиотеки. 1 час

4 Справочная литература Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели. Выполнение справок ч/з Интернет. 1 час Научно – познавательная литература для детей Разнообразие научно- познавательных книг. Серии научно- познавательных книг. Отличие научно- познавательной литературы от художественной. Авторы – ученые, журналисты и другие. 1 час Знакомство с периодикой Тематические рубрики. Статья. 1 час

5 Структура книги. Как читать книги. Художественное оформление книги. Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними. Литература художественная и научно- популярная. Цели чтения. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение). Художники- иллюстраторы. Своеобразие манеры художников- иллюстраторов. Роль иллюстрации в восприятии текста. 1 час Первое знакомство с понятием «информационная культура». Информация, пользователь, Интернет. Книги. Компьютер в библиотеке. Диски, кассеты с видео. Информация, пользователь, Интернет. Книги. Компьютер в библиотеке. Диски, кассеты с видео.1 час Знакомство с периодическими изданиями для среднего звена Журналы «Юный натуралист», «юный техник». 1 час

6 СБА библиотеки. Знакосмтво с систематическим каталогом. Структура каталога. Аналитическая опись в систематическом каталоге. Самостоятельный поиск нужной литературы. 1 час Источники информации Возможности Интернет. Инструкция по технике безопасности и правилам поведения с компьютером в библиотеке для учащихся. 1 час Знакомство с периодическими изданиями для среднего звена Газеты и журналы. Различия 1 час

7 СКС. Систематическая картотека газетных и журнальных статей. Структура картотеки. Сходство и различие СКС и систематического каталога. Поиск информации. Структура картотеки. Сходство и различие СКС и систематического каталога. Поиск информации. 1 час Современные информационные технологии. Интернет. Выполнение справок. Презентация. Правила пользования Интернет 1 час Периодические издания в библиотеке Периодические издания в библиотеке Читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей. Читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей. 1 час

8 Справочно- библиографический аппарат библиотеки. Что такое справочная литература? Значение справочной литературы для самостоятельной работы с книгой. Как пользоваться справочной литературой? Где сосредоточены справочные издания, в каком отделе систематического каталога их искать? 1 час Компьютер как средство образования. Овладение более продуктивными приемами учебного труда. Запрос, поиск, отбор. 1 час

9 Библиографические указатели Библиографические указатели и их назначение. Список литературы по теме. Библиографические указатели и их назначение. Список литературы по теме.1 час Методы самостоятельной работы с литературой Методы самостоятельной работы с источниками информации. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. Информация на компакт– дисках. 1 час

10 Техника интеллектуального труда Основные виды творческой деятельности школьников. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно- популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Виды плана: простой и сложный. Конспектирование. Тезисы. Библиография. Оформление реферата, доклада. 2 часа

11 Информационные технологии Использование новых информационных технологий (мультимедиа, Интернет) в творческой деятельности школьников. 1 час

Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования. Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования. В работе с учащимися стараемся использовать различные методические приёмы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. В работе с учащимися стараемся использовать различные методические приёмы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

В результате 1. Учащиеся имеют представление о современных технологиях. 1. Учащиеся имеют представление о современных технологиях. 2. Владеют навыками самостоятельного выбора книг, умеют найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом. 2. Владеют навыками самостоятельного выбора книг, умеют найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом. 3. Знакомятся с разными видами справочной литературы. Умеют самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий. 3. Знакомятся с разными видами справочной литературы. Умеют самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий. 4. Самостоятельно работают с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, электронными учебниками, Интернетом. 4. Самостоятельно работают с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, электронными учебниками, Интернетом.

Библиография Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека ; Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека ; Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека ; Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека ; Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры //Школьная библиотека С ; Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры //Школьная библиотека С ; Полякова Т. Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга// Школьная библиотека С Полякова Т. Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга// Школьная библиотека С