Системно-деятельностный подход как основа реализации стандартов второго поколения Олейникова Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры информатизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей информатики.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход как основа реализации стандартов второго поколения Олейникова Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры информатизации образования ВИПКРО

1. Cистемно-деятельностный подход сущностные особенности 1. Cистемно-деятельностный подход сущностные особенности

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХХI ВЕКА «…деятельностный аспект содержания образования (способность решать задачи, и не только учебные, ориентироваться и действовать в условиях реальной жизни) является не менее, а даже и более значимым, нежели аспект знаниевый (усвоение некоторой «суммы знаний»)». Асмолов А.Г.

Только через деятельность возможно: Освоение социально- культурного опыта Формирование компетентностей, как условия социальной успешности личности Освоение обобщенных способов познания мира и его творческого преобразования

В основе ФГОС нового поколения лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

Разбираемся… Системный? + Деятельностный?

Почему системный? Слово «systema» на греческом языке означает «составление» и отражает тот простой опыт, что вещи не являются аморфными, нерасчлененными и при ближайшем рассмотрении оказываются «составленными» из «частей», которые можно расчленить» (Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем. М., 1987).

1 ИДЕЯ «Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации «информационный взрыв» (Постоянное увеличение скорости и объёмов информации в масштабах планеты). «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А.И. Уемов).

Основное противоречие современной системы образования Ограниченные возможности усвоения этих знаний человеком Стреми- тельные темпы роста знаний

2 ИДЕЯ. «Системные знания - это результат познания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта. (В.Н. Сагатовский).

Общие признаки системы 1)Цель существования 2)Структура (состав и характеристика частей) 3)Связи – внутренние (между частями) и внешние (с другими системами) 4)Ресурсы, потребляемые системой (полезный или вредный для человека) 6)Функционирование (поведение)

Признаки деятельности определенная цель программа свобода творчество Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.

Как связаны идеи системности и деятельности? «Вместе с тем идея деятельности и идея системности тесно связаны, тяготеют друг к другу. В соединении с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается. Причем их связь наиболее интересна не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, «когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности», то есть когда «системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения» (Э.Г. Юдин).

Теоретики деятельностного подхода Лев Семёнович Выготский Психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л. Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы. Создал общепсихологическую концепцию, известную как "культурно-историческая теория психики",Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия "взрослый - ребенок", представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций

Теоретики деятельностного подхода Алексей Николаевич Леонтьев ( ) - выдающийся отечественный психолог. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). Доктор психологических наук (1941), академик АПН СССР (1950), лауреат Ленинской премии (1963). Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно- историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "выращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931).

Теоретики деятельностного подхода Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов 25 марта 1988, Москва) выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967 а. «Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что-либо делать. Т.Е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям».

Теоретики деятельностного подхода Даниил Борисович Эльконин ( ) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность». Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Теоретики деятельностного подхода Василий Васильевич Давыдов Советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования. Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

О соотношении понятий... ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совокупность действий человека, выполняющих определѐнную функцию и направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Деятельность характеризуется предметностью (ею обладают любые виды деятельности) и субъектностью (выражается в том, что еѐ направленность определена прошлым опытом, потребностями, установками, целями и мотивами определѐнного человека, субъекта деятельности). УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

УД (учебная деятельность) является: общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами). Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.с.18.

Свойства учебной деятельности Направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач Общие способы действий предваряют решение задач В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия УД ведет к изменениям в самом человеке-ученике Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий

Структура учебной деятельности Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.Томск, )актуализация наличного теоретико-познавательного интереса 2)определение конечной учебной цели; 3) предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; 4)выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели; 5)действия контроля; 6)действия оценки.

Структура учебной деятельности – учебные задачи и действия, направленные на их разрешение; – характер эмоциональной окрашенности УД; – цель УД; – средства (методы, способы) осуществления УД; – результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности); – характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Уфа, 1985.

Структура учебной деятельности учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Структура учебной деятельности По В.В. Давыдову – учебные ситуации (или задачи); – учебные действия; – действия контроля и оценки Лаборатория психологии учения ПИ РАО

Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?

Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?

Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?

Самооценка- определение степени соответствия эталону или качеству выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

Еще раз к понятиям... УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер

Как соотносятся три группы результатов (личностный, метапредметный и предметный), теории УУД и СДП?

ФГОС – примерная основная программа образовательного учреждения В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно- практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты: умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Исходя из текста программы… личностный, метапредметный и предметный результаты классы учебно-познавательных и учебно- практических задач Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) описываетописывает

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся? Работа - производительный процесс по созданию, обработке чего-нибудь. Деятельность - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознанием цели.

под самостоятельной работой учащихся обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. П.И. Пидкасистый Самостоятельная работа = Деятельность?

Как дидактическое явление, самостоятельная работа учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Конечная цель формирования самостоятельной учебной деятельности- формирование школьника как субъекта деятельности Может самостоятельно ставить цель Может актуализировать для решения задачи знания и способы деятельности Может планировать и корректировать свои действия, соотносить результат с целью Может самостоятельно осуществлять учебную деятельность

Таким образом… самостоятельная работа - это не форма организации учебных знаний и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. П.И. Пидкасистый

2. Моделирование урока

Новые педагогические тенденции современного урока изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения; усиление личностной ориентации образования; применение новейших информационных технологий; тщательное проектирование урока в процессе его подготовки; формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (УУД).

Педагогическое проектирование урока – это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью.

Педагогическое проектирование урока осуществляется в три этапа моделирование; проектирование; конструирование.

Учебная ситуация ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Учебная ситуация является особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Виды учебных ситуаций Выбор Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Неопределенность Неоднозначные решения ввиду недостатка данных. Неожиданность Вызывает удивление необычностью, парадоксальность. Конфликт Ситуация, рассматривающая противоположности. Несоответствие Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления. :

Моделирование урока – это процесс определения его основных параметров. Оно включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющей мировоззренческое поле урока, определение его типа и вида, постановку цели урока.

Шаг первый Определение темы урока Шаг второй Определение места урока в системе уроков Шаг третий Определение типа и вида урока Шаг четвертый Формулирование цели урока.

Типология уроков деятельностного метода Урок открытия нового знания Уроки рефлексии Уроки методологической направленности Уроки развивающего контроля

ТИПЫ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

ТИПЫ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

ТИПЫ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Урок обобщения и систематизации знаний Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

ТИПЫ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Новые цели образования предполагают и новую типологию уроков. Проведём сравнение типологии уроков в традиционном и развивающем обучении Традиционная система обучения Развивающее обучение комбинированный урок;урок постановки учебной задачи; урок ознакомления с новым материалом; урок решения учебной задачи; урок закрепления изученного;урок решения частных задач; урок применения знаний и умений; урок решения общих задач; урок обобщения и систематизации знаний; урок моделирования и преобразования модели; урок проверки и коррекции знаний и умений; урок контроля и оценки;

Вид урока Тип урока Вид урока урок ознакомления с новым материалом; экскурсия урок закрепления изученного;экскурсия урок применения знаний и умений;экскурсия урок обобщения и систематизации знаний; экскурсия урок проверки и коррекции знаний и умений; экскурсия комбинированный урок.экскурсия определяется основным методом, который учитель использует на уроке, Необходимо учитывать, что тип урока может различаться, а вид урока может быть одним и тем же. Например:

Однако может быть и другой вариант, когда тип урока один и тот же, а вид, способ организации обучения, различаться Тип урока Вид урока урок ознакомления с новым материалом; урок – экскурсия урок ознакомления с новым материалом; урок – театр урок ознакомления с новым материалом; урок – проект урок ознакомления с новым материалом; урок – исследование урок ознакомления с новым материалом; интегрированный урок урок ознакомления с новым материалом; урок - ролевая игра.

Определение цели урока Цель должна быть: а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной; е) ориентированной на результат.

Цель урока формулируется в зависимости от типа и вида урока. Рассмотрим взаимосвязь цели урока с его типом и видом.

Предметная цель урока Тип урока Вид урока Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися… Организовать деятельность учащихся по… Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание… Урок ознакомле- ния с новым материалом классический урок; лекция; семинар; игровые формы; дидактическая сказка; и тд.

Предметная цель урока Тип урока Вид урока Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений… Урок закрепления изученного семинар; лабораторная работа; исследовательск ая лаборатория; педагогическая мастерская; «умники и умницы»; «Счастливый случай»; консультация

Предметная цель урока Тип урока Вид урока Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме… Урок применения знаний, умений и способов действий Комбинир ованный урок практикум; семинар; урок - исследования «Эврика»; лабиринт действий; игра – путешествие.

Предметная цель урока Тип урока Вид урока Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме… Урок обобщения и систематизац ии знаний, способов действий лекция; семинар; конференция; дискуссия.

Предметная цель урока Тип урока Вид урока Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся Урок проверки и коррекции знаний, умений и способов действий зачет; экзамен; смотр знаний; телепередача.

Спасибо за внимание!