«Совершенствование образовательного процесса через использование электронных образовательных ресурсов на I ступени общего среднего образования» (часть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Advertisements

Презентация к педсовету Автор: директор МОУ ООШ 27 Белянова Т.Н.
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
Стратегии преподавания иностранных языков в современном мультимедийном пространстве А.В. Палкова канд. филол. наук, доцент кафедры немецкого языка Тверской.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
Использование Веб-квестов в дистанционном обучении Ревчук И.И., учитель английского языка Лычковской средней школы.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Габидулина И.Р., методист МКУ «Ресурсный центр». Коммуникативная компетентность педагога - способность выстраивать коммуникации в различных форматах:
Использование ИКТ на уроках в начальной школе Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же.
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». ИКТ – «это совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора,
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ИКТ в условиях введения ФГОС. «…формирование и развитие компетентности в области исполь­зования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции)…"
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Стандарт среднего(полного) общего образования Информатизация общества и образования Повышение эффективности процесса обучения Обеспечение наглядности.
Создание школьного информационного пространства МОУ СОШ 184 «Новая школа» г.Екатеринбург, ул. Крауля 75а Директор Кузнецова Н. Б. + 7 (343)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Использование возможностей ИКТ на уроках в начальной школе.
Транксрипт:

«Совершенствование образовательного процесса через использование электронных образовательных ресурсов на I ступени общего среднего образования» (часть 1) Харевич Ирина Людвиковна, заместитель начальника управления информационных образовательных технологии, НИО

«Иммигранты» и «Аборигены» цифрового мира Термином «цифровые аборигены» называется поколение людей, родившихся примерно после 1980 года. Цифровые аборигены – это подростки, которые родились, выросли в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3-плейеров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек и активно используют девайсы в своей повседневной жизни. Понятие цифровой абориген («digital natives») было введено Марком Пренски в 2001 г. В противовес к «цифровыми аборигенами» и остальными пользователями ИКТ Пренски также ввел понятие «цифровые иммигранты» («digital immigrants») поколения, рожденные в до цифровую эпоху, но в состоянии пользоваться более или менее эффективно цифровыми технологиями.

Исследования, проводимые в США и Европе, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к 11-летнему возрасту, воспринимается ими вне класса из источников, не имеющих бумажных носителей. «АБОРИГЕНЫ ЦИФРОВОГО МИРА» Информация используется немедленно Параллельно совершается множество действий - параллельность и многозадачность Графика, а не текст Действовать вместе Действовать в сети Игры, а не книги Удовольствие, а не серьезная деятельность Можно учиться, слушая музыку и смотря телевизор Можно учиться, получая удовольствие Можно учиться, играя

Три отличия «аборигенов цифрового общества» Новые знания и обучение на протяжении всей жизни Цифровые аборигены должны учиться на протяжении всей жизни. Сетевое мышление Интернет создает совершенно другую организацию, которая приводит к новым путям работы и мышления: информационным сетям. Сеть определяется информационными узлами (веб-сайтами, блогами, сайтами социальных сетей) и связями между ними (гиперссылками), доступ в Интернете осуществляется кликом мыши. Коллективный разум Сегодня установление связей через сети и сотрудничество через ИКТ способствует возникновению новых способов взаимодействия и развитию новых концепций на коллективном уровне. Коллективный разум – это способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.

«Цифровые иммигранты» Ответьте на следующие вопросы: 1) Чтобы внимательно прочитать письмо, пришедшее по электронной почте, вы его распечатываете? 2) Чтобы отредактировать документ, вы его распечатываете? 3) Вы зовете коллег, чтобы показать интересный сайт на своем компьютере? 4) Вы перезваниваете, чтобы удостовериться, что Ваше электронное письмо дошло до адресата? 5) Вы читаете, преимущественно, книги на бумажных носителях? 6) Вы делаете несколько дел, включая работу на компьютере, одновременно? 7) Интернет – первый источник, к которому Вы обращаетесь за информацией? ____________ Расшифровка: 1-5 – «Да», 6-7 – «Нет» Вы – иммигрант цифрового сообщества. Что же делать «цифровому иммигранту» в классе, полностью состоящем из «цифровых аборигенов»?

Цифровая грамотность – способность ориентироваться в мире, формируемом с помощью цифровых технологий. Согласно исследованиям уровень цифровой грамотности большинства «цифровых аборигенов» ниже среднего. Нужно учиться у детей, учиться вместе с ними. Учителя должны придерживаться ключевых ролей и ценностей учителя как организатора взаимодействия между учеником и знанием, как проводника знаний. Преподавание и обучение в цифровом обществе не означают технологизацию образования. Человеческие отношения между школьниками и учителями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Но эти отношения должны принимать новые формы, синхронные и асинхронные, с личным присутствием и дистанционно. Развитие сетей ведет к новым формам педагогики, ориентированной на совместную работу, использующей все возможности взаимодействия этих сетей. Основным улучшением, ставшим возможным благодаря ИКТ, является возможность персонализации и индивидуализации обучения. Что же делать «цифровому иммигранту» в классе, полностью состоящем из «цифровых аборигенов»?

Правило 1. Всё то, что существует в мире на момент вашего рождения или изобретено до достижения вами возраста 15 лет, является обыкновенным и заурядным, и это - всего лишь естественная часть того, как устроен мир. Правило 2. Всё то, что изобретено между моментом, когда вам исполнилось 15, и днем, когда вам стукнуло 35, называется «технология»: оно представляется новым, важным, революционным. Возможно, вы построите на этом свою карьеру или наживёте состояние за счет этого. Правило 3. Всё то, что появилось в мире после того как вам исполнилось 35 лет, необъяснимо и, возможно, противоречит естественному порядку вещей, и потому от него лучше воздержаться. Участь цифрового иммигранта рано или поздно постигнет каждого. Писатель Дуглас Адамс придумал три правила, которые регулируют человеческую реакцию на технологии:

«Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года» Проникновение цифровых технологий в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией. Приоритетом деятельности современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. «Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы». Национальная программа включает 9 подпрограмм: «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура», «Электронное правительство», «Электронное здравоохранение», «Электронная занятость и социальная защита населения», «Электронное обучение и развитие человеческого капитала», «Формирование национального контента», «Электронная таможня», «Безопасность ИКТ и цифровое доверие», «Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии».

Цель подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» является создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения. Задачи средней школы: подготовка выпускников школ как пользователей ИКТ, которые способны успешно применять их в повседневной жизни; изучение информатики как науки, позволяющей продолжить образование и работать в сфере ИКТ или использовать полученные знания в иных областях профессиональной деятельности. Задачи в системе повышения квалификации и переподготовки кадров: внедрить в образовательный процесс при повышении квалификации кадров дистанционную форму обучения; обеспечить развитие открытых образовательных ресурсов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Практические выходы: Работы конкурса размещены портале (разделы Медиатека, Педмастерская) ЭСО размещены на портале (раздел Современные средства обучения и ИКТ в образовании) Информация о конкурсе размещена на сайте Главного информационно- аналитического центра (ГИАЦ) Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы» Национальный образовательный портал Национальный образовательный портал 51 ЭСО Из них имеют гриф «Рекомендовано Научно- методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» (32 ЭСО) «Электронные образовательные ресурсы» (НИО) Дошкольное образование (15 курсов) Общее среднее образование (186 курсов) Начальное образование (43 курса) Специальное образование (21 курс) Воспитание личности (18 курсов) Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» Проводится с 2006 г. 640 финальных проектов Подано заявок около 5000 проектов

Мероприятия на бесплатной основе Вебинары Всеобуч Летний всеобуч Осенний всеобуч Зимний всеобуч Весенний всеобуч Мероприятия на платной основе Безопасность детей в сети Интернет Проектная деятельность по географии Проектирование учебного занятия с компьютерной поддержкой на I ступени общего среднего образования

Информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники. («Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы», г 384)

Дидактические возможности ИКТ Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ Компьютерная визуализация учебной информации Компьютерное моделирование Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента Автоматизация процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного процесса Автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала

1. Этап анализа материалов к учебному занятию: – анализ электронных информационных ресурсов, – отбор необходимого материала по теме, структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях – ОПРЕДИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ ИКТ 1. Этап анализа материалов к учебному занятию: – анализ электронных информационных ресурсов, – отбор необходимого материала по теме, структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях – ОПРЕДИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ ИКТ 2. Этап подготовки к учебному занятию. Учитель должен продумать: – алгоритм работы; ОБЯЗАТЕЛЬНА ПОСТАНОВКА ЧЕТКОЙ ЦЕЛИ – процесс общения учеников с компьютером (сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала); – технологию оценивания результата деятельности учащихся; – варианты решения проблем, связанных с запуском или некорректной работой программного обеспечения компьютера 2. Этап подготовки к учебному занятию. Учитель должен продумать: – алгоритм работы; ОБЯЗАТЕЛЬНА ПОСТАНОВКА ЧЕТКОЙ ЦЕЛИ – процесс общения учеников с компьютером (сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала); – технологию оценивания результата деятельности учащихся; – варианты решения проблем, связанных с запуском или некорректной работой программного обеспечения компьютера 3. Этап проведения учебного занятия: – учитель проводит беседу, определяет готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭОР. Учащимся назначаются индивидуальные задания; – учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭОР под руководством учителя, – учащиеся работают с различным дидактическим материалом (без компьютера) 3. Этап проведения учебного занятия: – учитель проводит беседу, определяет готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭОР. Учащимся назначаются индивидуальные задания; – учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭОР под руководством учителя, – учащиеся работают с различным дидактическим материалом (без компьютера)

Формы подачи и оценивания знаний с помощью ИКТ информационно-обучающие программы тесты электронные дидактические материалы (презентация, flash-игры, дидактические карточки и т.п.) Интернет-ресурсы

Перечень электронных средств обучения, одобренных Президиумом Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь (начальное образование) «Человек и мир. 1 класс. Беларусь – наша Радзіма» (приложение к учебному пособию «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку») РУП «Издательство «Пачатковая школа» «Человек и мир. 1-3 классы» Филиал «Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ» «Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет» Филиал «Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ» «Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы» ЧУП «МедиуМ» «Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория» «Музыка. 4 клас. Віртуальная творчая лабараторыя» ЧУП «Медиум» «Математика 2-4 классы» НПЧУП «Инфотриумф» «Уроки физической культуры и здоровья: лёгкая атлетика классы» УО «Гродненский государственный университет» «Специальное образование. Предметно-практическая деятельность. 1-4 классы. Мир вокруг меня» НПЧУП «Инфотриумф» «Специальное образование. Математика. 1-5 классы» НПЧУП «Инфотриумф»

ТЕСТЫ Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса Электронное тестирование дает возможность: создать оперативную и надежную обратную связь для организации и управления учебным процессом; эффективно оценить уровень знаний, умений и навыков, качество знаний обучающихся, при этом снизив до минимума субъективный фактор; организовать самообучение и самоконтроль; оценить труд преподавателя (тестирование и оценку проводит комиссия без участия преподавателя), при этом освобождая его от трудоемкой работы - будь это устная проверка или проверка письменных работ.

Примеры тестовых программ: Krab2, бесплатная, только 2 типа вопросов 10-балльный мониторинг, платная, НПЧУП "Инфотриумф", (настройка режимов тестирования, 6 типов вопросов, тестирование по сети) Знак, платная, НПООО «ИНИС-CОФТ» (настройка режимов тестирования, 6 типов вопросов, тестирование по сети) MyTestX, бесплатная (настройка режимов тестирования, 9 типов вопросов, тестирование по сети) Конструкторы интерактивных заданий LearningApps.org является приложением Web 2.0. Более 30 различных видов заданий Moodle - система управления курсами (система управления обучением ). свободное веб-приложение, создающее сайты для онлайн-обучения; 9 типов вопросов; тестирование по on-line)

Формы электронных дидактических материалов (доступные для учителя) "офисные" форматы (презентации и т.п.) электронные книги и учебники (*.chm; *.pdf; *.html) видео материалы (обучающие уроки (запись экрана); 2D и 3D анимации) аудио материалы интерактивные виртуальные модели и учебные игры (апплеты; flash-анимации) локальные сайты

Облачные технологии Основные преимущества: не требуются большие вычислительные мощности ПК – работать можно почти на любом устройстве (смартфон, планшет и т.д.) отказоустойчивость высокая скорость обработки данных экономия на покупке ПО – все необходимые программы уже есть в сервисе, где будут работать ваш собственный винчестер не переполняется – все данные хранятся в сети вариативность доступ к образованию людей с ограниченными возможностями групповая работа Недостатки: облачная услуга предоставляется всегда какой- либо компанией, соответственно, сохранность пользовательских данных зависит от этой компании необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью Интернет ограничение функциональных свойств ПО в Интернете по сравнению с локальными аналогами на многих допускаются пользователи под псевдонимами и анонимы возможная дальнейшая монетизация ресурса – вполне возможно, что компании в дальнейшем решит брать за услуги плату с пользователей ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ «cloud computing» – информационно- технологическая концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к множеству различных, которые могут быть оперативно предоставлены c минимальными эксплуатационными затратами. «Web 2.0» – это определенный вид программного обеспечения, активно развиваемого и улучшаемого самими пользователями: блоги, социальные сети и т. д. К особенностям таких сервисов можно отнести совместное редактирование веб-страниц и общение друг с другом. Проще говоря, «Web 2.0» – это определенный вид программного обеспечения, а «облачные вычисления» – это метод хранения данных и предоставления ПО конечному пользователю.

Социальные поисковые системы Социальные закладки Социальные фотосервисы Социальные видеосервисы Сетевые карты знаний Сервисы для создания дидактических игр и совместного творчества Web 2.0 – это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая любому пользователю получать, создавать и быть соавтором информации. Web 2.0 – это синхронное и асинхронное общение в сети. Web 2.0 – это возможность создания личной зоны в сети сетевых сообществ по интересам. Виды сервисов Web 2.0 Сетевые Офисы; Хранилища документов Сетевые тесты и опросы Географические сервисы Вики (Wiki)-сервисы Сетевые дневники (блоги) Социальные сети