СЕМИНАР (для членов Совета по качеству) Разработка СМК в ИрГТУ 1.1. Понятие качества. Связь СМК с стандар- тами ИСО-9000. Модель TQM. Основопо- ложники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
Международные стандарты качества: обзор И.Г. Карелина Курс повышения квалификации «Управление качеством»
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Цель лекции – изучить структуру требований стандарта ISO 9001 и освоить порядок их выполнения.
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Четырнадцать принципов Деминга. 1.Постоянство цели - улучшение продукции и обслуживания. 2.Новая философия - познание менеджерами своих обязанностей и.
Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы.
Эволюция методов управления качеством Лекция 2. Содержание лекции: Типы производства и формы управления качеством Российский опыт управления качеством.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Концепция всеобщего управления качеством Имерлаева З Рдигб
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА KazSEE ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Мутанов Г.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего,
Транксрипт:

СЕМИНАР (для членов Совета по качеству) Разработка СМК в ИрГТУ 1.1. Понятие качества. Связь СМК с стандар- тами ИСО Модель TQM. Основопо- ложники СМК и эволюция подходов к СМК. Иркутск, декабрь, 2005г.

Понятие качества В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социаль- ной и экологической безопасности. Качество – комплексное по- нятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельно- сти: разработка стратегии, организация производства, марке- тинг и др.. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Международная орга- низация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО -8402) как В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социаль- ной и экологической безопасности. Качество – комплексное по- нятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельно- сти: разработка стратегии, организация производства, марке- тинг и др.. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Международная орга- низация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО -8402) как «совокупность свойств и характеристик проду- кции или услуги,которые придают им способ- ность удовлетворять обусловленные или пред- полагаемые потребности». «совокупность свойств и характеристик проду- кции или услуги,которые придают им способ- ность удовлетворять обусловленные или пред- полагаемые потребности».

Связь требований системы управления качеством и стандартов ИСО 9000 Требования к качеству определены международными стандартами ИСО серии Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества.

Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года – –В 2000 году появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая замени- ла издание 1994 г. – –В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов теперь содержит 5 базовых стандартов: – –ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь; – –ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования); – –ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества); Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, ко- торые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и ра- здельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основан- ную на модели процесса менеджмента качества, но разные об- ласти применения. Оба стандарта применяются ко всем катего- риям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

План работ по созданию системы менеджмента качества ИрГТУ по созданию системы менеджмента качества ИрГТУ (см. На сайте ИрГТУ и (см. На сайте ИрГТУ и раздаточный материал) раздаточный материал)

Модель всеобщего руководства качеством

TQM Формальное определение TQM представлено в стандарте ISO 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь": "Подход к руководству организацией, нацелен- ный на качество, базирующийся на уча- стии всех членов организации и на дос- тижении долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребите- ля и обеспечение выгоды для членов организации и общества". Формальное определение TQM представлено в стандарте ISO 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь": "Подход к руководству организацией, нацелен- ный на качество, базирующийся на уча- стии всех членов организации и на дос- тижении долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребите- ля и обеспечение выгоды для членов организации и общества".

СЕМИНАР Разработка СМК в ИрГТУ 2.1. Основоположники СМК

Основоположники разработки СМК 1). Деминг в Японии В 1950 г. Деминг был направлен американским пра- вительством в качестве советника в Японию для ор- ганизации переписи населения. Деминг воспользова- лся этим для изложения своей философии качества старшим руководителям Японии, выступая в Японс- ком союзе ученых и инженеров. В течение 1950-х он читал свои лекции инженерам и старшим руководи- телям, распространяя свои идеи в области статисти- ческих методов управления качеством, которые се- годня именуются Всеобщим руководством ка- чеством. В 1950 г. Деминг был направлен американским пра- вительством в качестве советника в Японию для ор- ганизации переписи населения. Деминг воспользова- лся этим для изложения своей философии качества старшим руководителям Японии, выступая в Японс- ком союзе ученых и инженеров. В течение 1950-х он читал свои лекции инженерам и старшим руководи- телям, распространяя свои идеи в области статисти- ческих методов управления качеством, которые се- годня именуются Всеобщим руководством ка- чеством.

Цикл Деминга PDCA (Plan, Do, Check, Act)

Трансформация стиля руководства В 1980-е Деминг обнаружил необходимость в полной трансформации стиля руководства на Западе. Он предложил четырнадцать пунктов для менеджмента, которые могли бы помочь в подоб- ной трансформации и отражали бы фундаментальные элементы его философии. Некоторые из этих пунктов имеют весьма простую концепцию и многие органи- зации сегодня следуют им. Фундаментальным же является желание Деминга перейти от философии качества, базирующейся на контроле, к философии предупреждения, когда знание всего производствен- ного цикла позволяет полностью исключить дефекты. В 1980-е Деминг обнаружил необходимость в полной трансформации стиля руководства на Западе. Он предложил четырнадцать пунктов для менеджмента, которые могли бы помочь в подоб- ной трансформации и отражали бы фундаментальные элементы его философии. Некоторые из этих пунктов имеют весьма простую концепцию и многие органи- зации сегодня следуют им. Фундаментальным же является желание Деминга перейти от философии качества, базирующейся на контроле, к философии предупреждения, когда знание всего производствен- ного цикла позволяет полностью исключить дефекты.

Четырнадцать пунктов Деминга 1. Придерживайся постоянной цели 1. Придерживайся постоянной цели 2.Руководство должно усвоить новую философию и взять на себя ответственность за проведение изменений 2.Руководство должно усвоить новую философию и взять на себя ответственность за проведение изменений 3. Исключи необходимость массового контроля как метода достижения качества 3. Исключи необходимость массового контроля как метода достижения качества 4. Прекрати оценивать бизнес только ценовыми показателями: 4. Прекрати оценивать бизнес только ценовыми показателями: 5. Совершенствуйся непрерывно и всегда. 5. Совершенствуйся непрерывно и всегда. 6. Создай систему подготовки кадров. 6. Создай систему подготовки кадров. 7. Создай систему лидерства, нацеленную на поощрение людей и приобретение лучшего оборудования. 7. Создай систему лидерства, нацеленную на поощрение людей и приобретение лучшего оборудования. 8. Изгони страх: создай систему двухстороннего общения, исключающую страх и делающую возможным прямое и открытое обсуждение вопросов. 8. Изгони страх: создай систему двухстороннего общения, исключающую страх и делающую возможным прямое и открытое обсуждение вопросов.

Четырнадцать пунктов Деминга 9. Разрушь барьеры, стоящие между административным руководством и подразделениями. 9. Разрушь барьеры, стоящие между административным руководством и подразделениями. 10. Избегай лозунгов: лозунги и призывы лишь отвлекают от проблем, которые в основном имеют системный характер. 10. Избегай лозунгов: лозунги и призывы лишь отвлекают от проблем, которые в основном имеют системный характер. 11. Избегай пользования цифрами: исключи рабочие стандарты, в которых установлены цифровые квоты 11. Избегай пользования цифрами: исключи рабочие стандарты, в которых установлены цифровые квоты 12. Удали барьеры для признания гордости за рабочую квалификацию. 12. Удали барьеры для признания гордости за рабочую квалификацию. 13. Создай систему образования и самосовершенствования. 13. Создай систему образования и самосовершенствования. 14. Определи ответственность высшего руководства: четко определи постоянную ответственность высшего руководства за постоянное совершенствование качества и повышение производительности 14. Определи ответственность высшего руководства: четко определи постоянную ответственность высшего руководства за постоянное совершенствование качества и повышение производительности

2) Джуран Джуран был приглашен в Японию в начале 1950-х Джуран был приглашен в Японию в начале 1950-х Триада качества Триада качества Фундаментальное значение для Джурана имело представ- ление о том, что качество не может иметь случайный ха- рактер - оно должно планироваться. Джуран говорил о триаде качества, состоящей из планирования качест- ва, управления качеством и повышения качества. Фундаментальное значение для Джурана имело представ- ление о том, что качество не может иметь случайный ха- рактер - оно должно планироваться. Джуран говорил о триаде качества, состоящей из планирования качест- ва, управления качеством и повышения качества. Были идентифицированы ключевые элементы стратегического планирования качества в компании: Были идентифицированы ключевые элементы стратегического планирования качества в компании: Идентификация потребителей и их потребностей. Идентификация потребителей и их потребностей. Определение оптимальных целей в области качества. Определение оптимальных целей в области качества. Создание системы измерений качества. Создание системы измерений качества. Планирование процессов, отвечающих целям в области каче- ства в рабочих условиях. Планирование процессов, отвечающих целям в области каче- ства в рабочих условиях. Достижение постоянных успехов в расширении доли на рынке. Достижение постоянных успехов в расширении доли на рынке. Снижение количества ошибок в администрации и на заводе. Снижение количества ошибок в администрации и на заводе.

Рекомендации Джурана по улучшению качества

Дорожная карта планирования качества Джурана 1Идентификация потребителей 1Идентификация потребителей 2Определение потребностей этих потребителей 2Определение потребностей этих потребителей 3Перевод этих потребностей на свой язык 3Перевод этих потребностей на свой язык 4Разработка продукции, которая будет соответствовать этим требованиям 4Разработка продукции, которая будет соответствовать этим требованиям 5Оптимизация параметров продукции с целью удовлетворения не только потребностей потребителя, но и своих потребностей 5Оптимизация параметров продукции с целью удовлетворения не только потребностей потребителя, но и своих потребностей 6Разработка процесса, способного произвести продукцию 6Разработка процесса, способного произвести продукцию 7Оптимизация процесса 7Оптимизация процесса 8Доказательство того, что процесс способен производить продукцию в рабочих условиях 8Доказательство того, что процесс способен производить продукцию в рабочих условиях 9Передача процесса в производство 9Передача процесса в производство

3) Фейгенбаум Классический труд Фейгенбаума Всеобщее управление каче- ством стал известным японцам в 1950-х благодаря его конта- ктам с такими компаниями, как Хитачи и Тошиба, через амери- канскую Дженерал Электрик. Фейгенбаум делал ударение на необходимости систематического или всеобщего по- дхода к качеству, который должен охватывать все функ- ции процесса создания качества, а не только производс- тво. Также, как Деминг и Джуран, он настаивал на том, что це- лью в области качества должно стать его создание на ранней стадии, а не просто контроль качества после производства. Для Фейгенбаума управление качеством предполагало прони- кновение во все фазы производственного процесса. Упр- авление должно осуществляться на всех этапах этого процес- са. Управление качеством является инструментом руководства, имеющим четыре грани. Классический труд Фейгенбаума Всеобщее управление каче- ством стал известным японцам в 1950-х благодаря его конта- ктам с такими компаниями, как Хитачи и Тошиба, через амери- канскую Дженерал Электрик. Фейгенбаум делал ударение на необходимости систематического или всеобщего по- дхода к качеству, который должен охватывать все функ- ции процесса создания качества, а не только производс- тво. Также, как Деминг и Джуран, он настаивал на том, что це- лью в области качества должно стать его создание на ранней стадии, а не просто контроль качества после производства. Для Фейгенбаума управление качеством предполагало прони- кновение во все фазы производственного процесса. Упр- авление должно осуществляться на всех этапах этого процес- са. Управление качеством является инструментом руководства, имеющим четыре грани.

Пирамида управления качеством Фейгенбаума

Всеобщее управление качеством по Фей- генбауму в форме десяти опорных точек 1. Качество определяется процессами, происходящими в компании в целом 1. Качество определяется процессами, происходящими в компании в целом 2. Качество есть то, что определяет потребитель 2. Качество есть то, что определяет потребитель 3. Качество и затраты складываются, а не вычитаются 3. Качество и затраты складываются, а не вычитаются 4. Качество требует фанатизма как индивидуального, так и командного 4. Качество требует фанатизма как индивидуального, так и командного 5. Качество - это способ руководства 5. Качество - это способ руководства 6. Качество и инновации взаимозависимы 6. Качество и инновации взаимозависимы 7. Качество - это этика 7. Качество - это этика 8. Качество требует непрерывного совершенствования 8. Качество требует непрерывного совершенствования 9. Качество является наиболее экономным, требующим наименьших капиталовложений, путем к производительности 9. Качество является наиболее экономным, требующим наименьших капиталовложений, путем к производительности 10. Качество распространяется на всю систему в целом, связывающую потребителей с поставщиками 10. Качество распространяется на всю систему в целом, связывающую потребителей с поставщиками

4) Жениши Тагучи-Методы Тагучи -Общие потери для общества: Потери могут иметь две стороны: это либо потери, связанные с рассеянием характеристик (продукции), либо потери, связанные с вредными побочными эффектами. -Оставаться в бизнесе постоянно повышать качество и снижать затраты. В условиях конкурентной экономики, для того, чтобы остаться в бизнесе, необходимо постоянно повышать качество и снижать затраты. -Статистическое планирование экспериментов -Статистическое планирование экспериментов Для того чтобы выявить параметры продукции (или процесса), которые могут дать существенное снижение рассеяния рабочих характеристик, следует пользоваться статистическим планированием экспериментов. Тагучи разработал оригинальный подход к проведению статистически спланированных практических экспериментов, направляемых на оптимизацию проекта продукции или процесса. Для того чтобы выявить параметры продукции (или процесса), которые могут дать существенное снижение рассеяния рабочих характеристик, следует пользоваться статистическим планированием экспериментов. Тагучи разработал оригинальный подход к проведению статистически спланированных практических экспериментов, направляемых на оптимизацию проекта продукции или процесса.

5) Филипп Р. Кросби,- Quality is Free! (Качество не требует денег!), Всегда дешевле сделать ПРАВИЛЬНО С ПЕРВОГО РАЗА, чем потом переделывать. Всегда дешевле сделать ПРАВИЛЬНО С ПЕРВОГО РАЗА, чем потом переделывать. Четыре постулата Кросби: Четыре постулата Кросби: а) Качество следует определять как соответствие требованиям, а не как полезную пригодность. а) Качество следует определять как соответствие требованиям, а не как полезную пригодность. б) Система качества означает предупреждение, а не оценивание. б) Система качества означает предупреждение, а не оценивание. в) Рабочим стандартом качества является нуль дефектов, а не достаточная близость к нулю. в) Рабочим стандартом качества является нуль дефектов, а не достаточная близость к нулю. г) Стандартом для измерения качества является цена несоответствия, а не коэффициенты. г) Стандартом для измерения качества является цена несоответствия, а не коэффициенты.

СЕМИНАР Разработка СМК в ИрГТУ 3.2. Ожидания «потребителей». Ожидаемые результаты. Иркутск, ноябрь-декабрь, 2005г.

Качество высшего образования Качество высшего образова- ния - социальная категория, опреде- ляющая состояние и результатив- ность процесса подготовки в вузах специалистов, соответствие их про- фессиональных и личностных компе- тенций потребностям и ожида- ниям различных социальных групп общества. Качество высшего образова- ния - социальная категория, опреде- ляющая состояние и результатив- ность процесса подготовки в вузах специалистов, соответствие их про- фессиональных и личностных компе- тенций потребностям и ожида- ниям различных социальных групп общества.

Качество высшего образования Качество высшего образова- ния и подготовки специалистов - сбалансированное соответствие их процесса и результата многоо- бразным потребностям личности, общества и государства, а также вузов, которые являются самостоя- тельными заинтересованными сто- ронами. Качество высшего образова- ния и подготовки специалистов - сбалансированное соответствие их процесса и результата многоо- бразным потребностям личности, общества и государства, а также вузов, которые являются самостоя- тельными заинтересованными сто- ронами.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Личность заинтересована в по- лучении в вузе за минимальное вре- мя и умеренную плату высшего об- разования требуемого уровня, а также приобретении необходимых профессиональных компетенций для последующего трудоустройства и достижения определенного благо- состояния и качества жизни. Личность заинтересована в по- лучении в вузе за минимальное вре- мя и умеренную плату высшего об- разования требуемого уровня, а также приобретении необходимых профессиональных компетенций для последующего трудоустройства и достижения определенного благо- состояния и качества жизни.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Общество заинтересовано в специалистах различного уровня и квалификации, компетенции ко- торых соответствуют определенной структуре рабочих мест на рынке труда. Общество заинтересовано в специалистах различного уровня и квалификации, компетенции ко- торых соответствуют определенной структуре рабочих мест на рынке труда.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Государство заинтересовано в лояльных гражданах, уровень образования которых гаранти- рует стабильность в обществе и развитие экономики за счет мак- симального привлечения трудо- вых ресурсов при минимальных расходах федерального бюджета на финансирование вузов. Государство заинтересовано в лояльных гражданах, уровень образования которых гаранти- рует стабильность в обществе и развитие экономики за счет мак- симального привлечения трудо- вых ресурсов при минимальных расходах федерального бюджета на финансирование вузов.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Вузы стремятся получить от государства ( общества, личности ) больше средств на реализацию образовательных программ, как правило, более высокого уровня и большей длительности для дости- жения гарантий стабильного фун- кционирования и развития. Вузы стремятся получить от государства ( общества, личности ) больше средств на реализацию образовательных программ, как правило, более высокого уровня и большей длительности для дости- жения гарантий стабильного фун- кционирования и развития.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Заинтересованность сторон в процессе и результатах высшего образования во многом совпада- ет, однако имеет различия. Заинтересованность сторон в процессе и результатах высшего образования во многом совпада- ет, однако имеет различия. Задача – достичь баланса инте- ресов сторон для эффективной сов- местной деятельности, развития системы высшего образования и повышения качества подготовки специалистов. Задача – достичь баланса инте- ресов сторон для эффективной сов- местной деятельности, развития системы высшего образования и повышения качества подготовки специалистов.

Ожидаемые результаты, определяющие необходимость разработки системы менеджмента качества в ВУЗе -Переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмеща- ющей процедуры лицензирования, аттестации и государствен- ной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем управления качеством образования. -Переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмеща- ющей процедуры лицензирования, аттестации и государствен- ной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем управления качеством образования. -Усиление конкуренции между вузами на рынке образователь- ных услуг и рынке труда. -Усиление конкуренции между вузами на рынке образователь- ных услуг и рынке труда. -Интернационализация образования в рамках Болонской дек- ларации. -Интернационализация образования в рамках Болонской дек- ларации. -Проведение конкурсов Минобразования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». -Проведение конкурсов Минобразования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». -Необходимость исполнения Приказа Минобразования РФ «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в ВУЗах» 304 от Необходимость исполнения Приказа Минобразования РФ «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в ВУЗах» 304 от

В Европе международной организацией, представляющей интересы инженерной профессии, является Европейская федерация национальных инженер- ных организаций ( FEANI ). В Европе международной организацией, представляющей интересы инженерной профессии, является Европейская федерация национальных инженер- ных организаций ( FEANI ). Членами FEANI являются 27 европейских стран, объединяющих более 80 национальных инженерных ассоциаций. Членами FEANI являются 27 европейских стран, объединяющих более 80 национальных инженерных ассоциаций.

Проект EUR-ACE В странах континентальной Европы пока отсутствуют согласованные и общепринятые международные критерии оценки качества инженерных программ. В рамках проекта EUR-ACE ( EURopean ACcredited Engineer ), финансируе- мого Европейской Комиссией, профессиональными организациями ряда стран ( Великобритания, Ир- ландия, Германия, Франция, Италия, Португалия, Румыния и Россия ) под руководством FEANI и при участии SEFI, CESAER в гг. были разра- ботаны « EUR-ACE Стандарты и Процедуры Аккредитации Инженерных Программ ». В странах континентальной Европы пока отсутствуют согласованные и общепринятые международные критерии оценки качества инженерных программ. В рамках проекта EUR-ACE ( EURopean ACcredited Engineer ), финансируе- мого Европейской Комиссией, профессиональными организациями ряда стран ( Великобритания, Ир- ландия, Германия, Франция, Италия, Португалия, Румыния и Россия ) под руководством FEANI и при участии SEFI, CESAER в гг. были разра- ботаны « EUR-ACE Стандарты и Процедуры Аккредитации Инженерных Программ ».

Проект EUR-ACE. Требования к компетенциям специалистов Стандарты EUR-ACE максимально сбалансированы по требованиям и компетенциям и вполне удовлетворят все стороны, заинтересованные в качестве ин- женерного образования и подготовки к профессиональной деятельности. Стандарты EUR-ACE максимально сбалансированы по требованиям и компетенциям и вполне удовлетворят все стороны, заинтересованные в качестве ин- женерного образования и подготовки к профессиональной деятельности.

В результате достигается определенный баланс интересов сторон по их требованиям, компетенциям профессиональных инженеров и атрибутам выпускников инженерных программ вузов в стра- нах, профессиональные организации которых являются участниками соглашений Engineers Mobility Forum и Washington Accord. В результате достигается определенный баланс интересов сторон по их требованиям, компетенциям профессиональных инженеров и атрибутам выпускников инженерных программ вузов в стра- нах, профессиональные организации которых являются участниками соглашений Engineers Mobility Forum и Washington Accord.

В разработке требований и критериев на демократической основе участвуют представителей всех сторон, заинтересованных в качестве инженерного образования и подготовки специалистов : В разработке требований и критериев на демократической основе участвуют представителей всех сторон, заинтересованных в качестве инженерного образования и подготовки специалистов : - государственные чиновники, - работодатели из промышленности, - члены общественных профессио- нальных организаций, - профессора университетов из стран, входящих в данные международные входящих в данные международные организации. организации.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Интересы личности Интересы личности будут соблюдены в части получения за относительно короткий период ( 3-4 года ) и умеренную плату высшего образования и квалификации первого цикла, достаточной для того, чтобы войти в инженерную профессию, проверить свои силы и способности, накопить опыт практической деятельности, получить звание EurIng или EMF IntPE ( при обучении в университете по 4-летней программе ) и при желании повысить квалификацию, в том числе в вузе по программе второго цикла.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Интересы государства Интересы государства будут удовлетворены в части доступного высшего образования для молодых граждан, подготовленных к относительно раннему началу трудовой деятельности и производству интеллектуальных продуктов при меньших затратах на обучение в вузе.

Качество высшего образования: заинтересованные стороны Интересы общества будут удовлетворены в части оптимального использования потенциала специалистов инженерной профессии с различными уровнями квалификации. Интересы общества будут удовлетворены в части оптимального использования потенциала специалистов инженерной профессии с различными уровнями квалификации.

Качество высшего образования : заинтересованные стороны Интересы вузов Интересы вузов будут удовлетворены в части диверсификации образовательных программ по двум циклам в соответствии с их научным и образовательным потенциалом и стратегическими целями.

ПЕРЕРЫВ.