Развитие социологии науки: до и после STS А.Кожанов НИУ ВШЭ, ИС РАН Адрес: kozhanov_andrew@hotmail.com Страница: Учебный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методологические проблемы современной науки Макиенко Марина Алексеевна.
Advertisements

Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
КСА – первая магистерская программа ГУ-ВШЭ по социологической теории и методам исследования 2003 год – совместно с Московской высшей школой социальных.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Работу выполнили: ЗДРАВОМЫСЛОВ АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Содержание Введение 1. НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Н АУЧНО - УЧЕБНАЯ ГРУППА ПО АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛЬНОГО УЧАСТИЯ И ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Проект «Эффективность глобального участия и формирование институтов.
Изучение истории: технология или искусство? 1.Понятие истории. Особенности изучения истории 2.Исторический источник: понятие, типы и виды. Этапы работы.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Всего в экономической науке Сибирского отделения РАН занято порядка научных сотрудников (без экономистов ИСЭМ, БИП и Института географии). В том.
Наука и не-наука. План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания.
Перспективы исследования процесса трансформации научного знания в рамках Popular Science Грибова Е. Высшая школа экономики, Москва,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ФИЗИКА 10 КЛАСС ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 5 ЧАСОВ 5 ЧАСОВ.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Транксрипт:

Развитие социологии науки: до и после STS А.Кожанов НИУ ВШЭ, ИС РАН Адрес: Страница: Учебный курс:

Трансформация исследовательского проекта 1 – шаг– Сравнить и Оценить экспланаторную силу конкурирующих исследовательских программ в социологии науки Эмпирические объекты - ТЕКСТы Результат – Логическая реконструкция дисциплинарной области (Lacatos)

Трансформация исследовательского проекта 1 – шаг – Спонтанная верификация Историк науки встречает свой объект! Кризис объяснения: - пример с Рорти - пример с Куном

Трансформация исследовательского проекта 1 – шаг – добавление к Исследовательской программе анализа Социальных и Интеллектуальных движений Эмпирические объекты – тексты И люди 1. Модель множественного объяснения STS (интеграция Тезиса Формана) 2. Элементы Социальной истории & Автобиографии STS

Культурный (Интеллектуальны й внешний фон – «Форман») Парадигмальный (интеллектуальная внутренняя история – история идей) Социальный (внешние институциональны е факторы) Рефлексивный (Внутренняя социальная история – история людей и малых групп) Cognitive (Rational) Social InternalExternal Классификация объяснений (по уровням)

Cognitive (Rational) Social InternalExternal 6 Анализ философских предпосылок и базовых допущений (Культура, мода) Книги и статьи – анализ текстов, логическая реконструкция География концептов Социальные контексты (Экономика, политика, институты и общество) Маппинг (Анализ цитирований, научных споров, соавторства) Гранты и состояние академической системы, университеты

Интервью ( ) Внутренние STS-эксперты H.Collins; D.Bloor; K.Knorr-Cetin; A.Pickering; M.Lynch; S.Sismondo; S.Restivo Внешние STS-эксперты M.Dubois; Y.Gingras; H.Zuckerman; T.Gieryn

Томас Кун Уинч и Виттгенштейн «повороты»

Основные направления Макро-каузальная модель, или Эдинбургская школа «Сильная программа» Б. Барнса и Д. Блура как философия.

Основные направления Батская школа Программа эмпирического релятивизма Г. Коллинза. Изучение КОНТЕНТА знания Анализ научных споров

Основные направления Микро-дескриптивно- конструктивистская модель. Социология науки М. Малкея: значение экстернализма. Социальный конструктивизм К. Кнорр-Цетины. Ученый как каузальный медиатор (конструктор) научной деятельности. «Эпистемические культуры». «Знание как соглашение» (Куш).

Основные направления Микро-«этнографическая» модель. Отличие от конструктивизма. Бергер и Лукман и их концепция социологии знания. «Этнография науки» Б. Латура и С. Вулгара.

SSK STS Состав «Science Studies»: социология науки (SS), социология научного знания (SSK), социальные исследования науки и технологии (STS). Периодизация STS и картография развития дисциплины с 1970 по 2000 годы. Исследования статуса эксперимента. От истории науки к социальной истории науки. Кто эти «антропологи»? Марсиане против Поппера. Роль неомарксизма и социологии знания. «Объективное знание» как мишень.

3 самых ПЕРЕоценивае мых фактора в истории STS 1. Поппер ( Rolls Royce? ) 2. Кун («текст для коммуникации») 3. Релятивизм (как нигилизм)

3 самых НЕДОоценива немых фактора в истории STS 1. STS без СОЦИОЛОГИИ 2. STS как академическая карьера для th (см. далее – про Плечи Гигантов)

3. STS НЕ является интеллектуальным движением, но есть «Forman»-результат нескольких внешних движений (антиядерное, марксистское, феминистское, Science for The People, антивоенное, хиппи..)

Наконец, почему не Лакатос? STS как Исследовательская программа ( ) не была законченной: 1)Было не одно ядро (CORE), а несколько методологических экспериментирований 2)Несколько теорий среднего диапазона 3)Слэнг (или заимствованный язык)

Основные проблемы 1. Рефлексивность 2. Релятивизм 3. Воспроизводимость и применимость 4.«Интеллектуальные уловки» и «научные войны»

Основные проблемы Тематизация «по-физиковски»: - исследование научных споров – не консенсуса (как философы-рационалисты), а поддержания различий, конфликтов - исследования сути дела при анализе физических теорий – гравитационные волны 23 года - отличительный свежий взгляд – стереометрия в историографии науки, расширение горизонтов, поиск новых измерений (Малкей, Коллинз, Галлисон)

Основные проблемы - вынужденная иррациональность STS, иногда принимаемая за релятивизм (нет, т.к. Блур определяет релятивизм как абсолютизм, а не как нерешимость). Тогда – ищут или намекают на скрытое знание, неявные контексты, мистицизм проникновения «культуры» в институт науки. Специфика – рассматривать такое проникновение не через анализ научных коммуникаций, лингвистический (Уинч) или антропологический (Латур), а через систему пересекающихся эпистемологий – систему идей «жизненного мира» и научную систему идей.

Основные проблемы - увязание в проблеме «фабрикации» контекста (анализ Галлисона) Статья Питера Галлисона 10 проблем в Истории и Философии науки (2008, ISIS) Проблемы ИСТОРИОГРАФИИ НАУКИ: WHAT IS CONTEXT? HISTORICAL ARGUMENTATION FABRICATED FUNDAMENTALS POLITICAL TECHNOLOGIES