Долгожданный дан звонок – начинается урок !. «Бессоюзные сложные предложения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тире в БСП «О трех золотых куклах» Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам,
Advertisements

Сложное предложение без союзов и союзных слов называется бессоюзным Смысловые отношения зависят от содержания простых предложений Знаки препинания в БСП,
Тире в бессоюзном сложном предложении «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Басова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Свердловского района Орловской области.
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
Бессоюзные сложные предложения Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс 900igr.net.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Бессоюзное сложное предложение (БСП) - части соединены по смыслу и с помощью интонации, без союзов и союзных слов.
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Выполнила ученица 11 класса Степанова Кристина Руководитель : учитель русского язык а Николаева Н.Г Индырчи-2009.
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» Синтаксис. 9 класс. (20-25 минут)
Обиже ( н, нн ) ый, традицио ( н, нн ) о, г … ристый, г … ризонт, к … снулся, пр … открыта, ра … цвет, серебря ( н, нн ) ый, п … трогай, ( по ) старчески.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Бессоюзное сложное предложение. Знать: -правила постановки тире и двоеточия в БСП, -сферу употребления БСП. Уметь: -выяснять смысловые отношения в БСП,
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
«Бессоюзное сложное предложение». Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Цели урока: 1. Систематизировать знания по данной теме. 2. Отработать навыки.
Транксрипт:

Долгожданный дан звонок – начинается урок !

«Бессоюзные сложные предложения»

Притча « О трёх золотых куклах »

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет. И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец. Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле : кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле : кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее. Тогда юноша сказал : - Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

Проверяем Знаки препинания Обоснование СхемаПримеры Запятая (, ) Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты [ ], [ ], [ ]. А)Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Точка с запятой ( ; ) Предложения более распространены [,] ; [,,].Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.

Проверяем Знаки препинания Обоснование СхемаПримеры Двоеточие ( : ) Тире (-) 1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части [ ] : [ ]. Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. 2) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое Части противопоставлены по содержанию [ ] : [ ]. [ ] – [ ]. В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. Е) Придворные осмотрели все три куклы - никакой разницы между ними они не нашли.

Восстановите бессоюзные сложные предложения. Хороши также летние туманные дни … В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из - под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле … Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже ». ( И. С. Тургенев )

Правильный вариант « Хороши также летние туманные дни … В такие дни нельзя стрелять : птица, спорхнув у вас из - под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле … Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся : оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, вы подходите - лес превращается в полоску полыни на меже ». ( И. С. Тургенев )

Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно, расставьте знаки препинания. 1. Ремесло не коромысло : не научишься. 2. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош. 3. Не помучишься - волос не жалеют. 4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет. 5. Напролом идут - хорош и крыжовник.

Правильный вариант 1. Ремесло не коромысло : плечо не оттянет. 2. Хорош садовник – хорош и крыжовник. 3. Не помучишься – не научишься. 4. Не удобришь рожь – соберёшь хлеба на грош. 5. Напролом идут - волос не жалеют. Правильный вариант 1. Ремесло не коромысло : плечо не оттянет. 2. Хорош садовник – хорош и крыжовник. 3. Не помучишься – не научишься. 4. Не удобришь рожь – соберёшь хлеба на грош. 5. Напролом идут - волос не жалеют.

Расставьте необходимые знаки препинания. « Есть один несомненный признак разделяющий поступки людей на добрые и злые увеличивает поступок любовь и единение людей он хороший производит вражду и разъединяет он дурной. ( Л. Н. Толстой )

Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые : увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший ; производит вражду и разъединяет - он дурной. Л. Н. Толстой

Найдите соответствия в БСП : 1. Труд человека кормит зима поедает. 2. Будешь книги читать лето без хлеба. 3. Лето припасает будешь всё знать. 4. Кончил дело лень портит. 5. Зима без снега гуляй смело.

Домашнее задание На выбор : 1. Провести своё микроисследование : подобрать отрывки из произведений русских писателей, в которых встречаются бессоюзные сложные предложения, посмотреть кто из великих поэтов и прозаиков любил употреблять бессоюзные сложные предложения, какие знаки препинания они использовали. 2. Написать небольшую сказку или рассказ о бессоюзном сложном предложении ( можно в шуточной форме ).

Спасибо за урок !