Понятие просодии. Интонация и ударение Тема 13. Общая характеристика просодических показателей в разных языках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 6. РЕЧЕВОЙ ТАКТ. ФРАЗА. ИНТОНАЦИЯ. ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ Что такое речевой такт? Какова роль пауз во фразе? Приведите примеры. Что такое фраза? Что.
Advertisements

Ударе́ние. Студент ТПК Группы АД-11 Андреев Станислав.
ЛЕКЦИЯ 5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. УДАРЕНИЕ.. ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ Что представляет собой фонетическое слово? Что называется проклитикой? Приведите пример. Что.
Понятие просодии. Интонация и ударение Тема 13. Общая характеристика просодических показателей в разных языках Языки мира обнаруживают значительное разнообразие.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Цель: расширить знания о строении и грамматическом значении предложения, научиться выделять грамматическую основу, определять цель высказывания; понятие.
{ Особенности ударения в русском языке. Выполнила студентка группы Ад-11 Боронилкина А.С. Проверила Пирюшова С.Н.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
5 основных типов ИК ИК-1 Интонация короткого повествовательного предложения: Вот наш до м. Это моя подруга А на. Я учусь в университете. Тон голоса понижается.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Ударение Урок 5 Урок подготовила Толкачева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 24 Асбестовского городского округа.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Транксрипт:

Понятие просодии. Интонация и ударение Тема 13

Общая характеристика просодических показателей в разных языках

Понятие просодемы

Ударение Типы словесного ударения Особенности ударения в разных языках

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов. Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. В речевом потоке различается ударение словесное, фразовое, тактовое (синтагматические), логическое. Функция словесного ударения – объединять слоги в слово, основной признак ударности в русском языке – это бо'льшая длительность и четкость гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. В отличие от языков, где ударение «прикреплено» к определенному слогу (начальному, срединному, предпоследнему, конечному) или к определенной части слова (основе, окончанию) в русском языке словесное ударение разноместное (или свободное), то есть может стоять на любом по порядку слоге и любой части слова. Сравнить: дорого, дороже, дороги и др. С разномастностью русского ударения связана его способность различать звучание отдельных слов и форм, например: замок – замок, мука – мука, хлопок – хлопок, нарезать – нарезать и др.

Разноместное ударение русского языка в одних категориях словоформ бывает неподвижным, то есть при образовании грамматических форма остается на одном и том же месте, например: делает, делаю, делаешь, делать, книга, книги, книге, о книге и др. В других словах ударение может быть подвижным, то есть при образовании разных грамматических форм слова переходит с одного слога на другой, с основы на окончание и наоборот. Сравнить: голову, голову, головы, голов и т.д.; могу, можешь и т.д.; смол, смела, смоло, смолы.

Многосложные слова могут иметь кроме основного побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова) а основное – вторым (ближе к концу слова). Ср.: прòфорганизáция, агùтколлектúв, самолèтостроéние, вòдопроницáемый и т.д. В русском языке большая часть служебных слов не имеет ударения. Такие слова примыкают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне, сестра / и брат, сказал, не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, όн же, придет ли.

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывает энклитикой: нá спину, под руки, úз лесу, зá нос, без вести, нé было. Тактовое (синтагматическое) ударение – это выделение одного из слов речевого такта. Тактовое ударение обычно бывает на последнем слове речевого такта. Фразовое ударение – это выделение одного из тактов фразы более сильным ударением. Фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Тактовое ударение помечено знаком '', фразовое ''': Лизавéта Ива''новна / сидела в своей ко''мнате, / еще в бальном своим наря''де, / погруженная в глубокие размышле'''ния (П.).

Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является боле важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу. Выделение в речевом такте более сильным ударение какого- либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. Ср.: Я' пойду в театр (а не ты). Я пойду' в театр (обязательно сделает это). Я пойду в театр (а не в другое место).

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке. В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога. В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.шведском языке Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.). К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие. Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например,латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что соответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.латинском К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.вьетнамский

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.древнегреческом языке Острое (лат. acutus) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pater] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis) с более низкой нотой, напр. αρχη [arche] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [soma] - тело. Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением. Музыкальное ударение может быть на слоге или слове. Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский. Словоударение: японский, андский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., железобетон. Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове (творог, творог). Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков. Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. sobota «суббота», vojak «солдат»; венг. alma «яблоко», balta«топор».венгерскому Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел».польскому языку Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta).испанского языка Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revolution, баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык. Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кружки - кружки, полки - полки. Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения: «Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово, открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове: «Соседу справа дали, соседу слева дали,всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове: «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом: «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация Понятие интонационно-мелодического рисунка, его компоненты Интонационные средства языка Грамматическая и экспрессивная интонации Понятие интонемы

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации: мелодика речи (движение голоса по высоте тона); ударение; пауза; темп речи; тембр голоса.

У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движения тона вверх или вниз от среднего уровня называются интонацией. В русском языке можно выделить 7 интонационных конструкций (сокращенно ИК, произносится [икс]). Каждая из них имеет центр – слог, на который падает ударение (тактовое, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и пост центровая части речевого такта.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ ИК-1: Студенты верн`у''лист Предцентровая часть произносится на среднем тоне. На центре нисходящее движение тона ниже пред центра на пост центровой части тон ниже среднего. ИК-1 наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении. _ _ \ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ИК-2: Когда'' студенты вернулист? Предцентровая часть произносится на верхней границе диапазона среднего тона. На ударной части понижение в пределах диапазона среднего тона (от верхней границы к нижней), но не ниже. На пост центровой части тон ниже пред центра. ИК-2 присуща вопросительным предложениям с вопросительным словом и предложениям с обращением, волеизъявлением, восклицанием. _ _ _ _ _ _ _ / _ _ _ ИК-3: Студенты верну''лист? Предцентровая часть произносится говорящим на среднем тоне. На ударном слоге тон резко повышается, достигая верхней точки общего диапазона говорящего. На постцентре тон понижается ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительном предложении без вопросительного слова. _ _ _ / _ _ _ ИК-4: (В среду я не могу прийти) – А не в среду? Предцентр произносится на среднем тоне говорящего. Восходящее движение тона в центре начинается ниже уровня предцентровой части и к концу слога достигает или превышает этот уровень. На первом или втором слоге пост центровой части устанавливается уровень тона выше пред центра. Наиболее ярко проявляется ИК-4 в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом А, в вопросах анкетного характера (Фамилия? Имя? Ваш билет?) _ / _ _ _ _ _ \ _ _ _ _ _ _ _ ИК-5: Сколько хорошего сделал ! ИК-5 Имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра – нисходящее. Тон между центрами выше среднего, тон пост центровой части ниже среднего. ИК-5 употребляются обычно в эмоционально-экспрессивной речи. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _/ ИК-6: А что мы сегодня узнали ! (торжествующе) На гласном центра восходящее движение тона, тон пост центровой части выше среднего. Этот уровень сохраняется до конца конструкции. ИК- 6 употребляется обычно в эмоционально-экспрессивной речи. _ _ _ / _ _ _ _ \ _ _ ИК-7: А что'' он уме''ет ! (разочарованно) ИК-7 имеет два центра. Предцентровая часть первого центра произносится на среднем тоне. На ударном слоге тон повышается. На постцентре тон понижается ниже среднего. На втором ударном слоге тон понижается, на пост центровой части тон ниже среднего. ИК-7 также употребляется в эмоционально-экспрессивной речи. Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. Интонация различает предложения различных типов.

Ритм – одна из важнейших речевых характеристик. Особый ритмический рисунок английской речи создается за счет четкого чередования ударных и безударных слогов. «Перестроиться» с плавного русского ритма на четкий английский помогают специальные упражнения на ритм, чтение лимериков, исполнение на английском языке песен и стихотворений. Скорость протекания речи во времени носит название темпа речи. Темп речи является одним из важных компонентов интонации. Он играет существенную роль в передаче логической и эмоционально-модальной информации, а также служит средством для оформления речевых единиц. Высотно-качественные характеристики голоса, дополняющие мелодический компонент, называются тембром голоса. Тембр голоса определяется изменениями в высоте и качестве звуков. Высота голоса, качество голоса, громкость и длительность звучания находятся в тесном взаимодействии, образуя широкий спектр тембральных оттенков. Говорящий почти всегда прибегает к изменению тембра голоса для передачи различных эмоционально-модальных значений, например: радости, скорби, гнева и т.д.