Всероссийская конференция «Система оценки качества образования в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» г. Вологда,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Advertisements

Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Совещание с муниципальными координаторами оценочных процедур в начальной школе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
«Итоговый контроль в начальной школе» «ФГОС: оценка образовательных достижений» Серии издательства «Просвещение»
Опыт участия Томской области в мониторинговых исследованиях Сербина Наталья Павловна, с.н.с. ЦОКО ТОИПКРО.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Об итогах проведения регионального мониторинга качества образования в первом полугодии 2013 года и задачах на второе полугодие 2013 года Бекмухаметова.
Педагогический совет «О выполнении требований Закона об образовании в РФ. Перспективы развития школы, цели и задачи ее деятельности»
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Реализация школьной программы мониторинга уровня сформированности учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС Гимадеева Е.Г. МОУ гимназия.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
1 Основные подходы к системе оценки качества образования в Чебаркульском городском округе г.Чебаркуль, 2013 год.
Транксрипт:

Всероссийская конференция «Система оценки качества образования в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Оценка образовательных достижений в условиях введения ФГОС начального общего и основного общего образования Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования

Объективное измерение - путь к новому качеству образования «Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» Плакат в кабинете А.Эйнштейна «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » ( Не все, что измеряется, может быть измерено, и не все, что можно измерить, измеряет) Плакат в кабинете А.Эйнштейна «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » ( Не все, что измеряется, может быть измерено, и не все, что можно измерить, измеряет)

Новые стандарты - новая система оценки образовательных достижений 1. Комплексная оценка достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. 2. Ориентация заданий в основном не на проверку освоения знаний и умений, а на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических заданий. 3. Использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными характеристиками. 4. Ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях. 1. Комплексная оценка достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. 2. Ориентация заданий в основном не на проверку освоения знаний и умений, а на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических заданий. 3. Использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными характеристиками. 4. Ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях.

Этап 1. Международные сравнительные исследования качества общего образования в России (1991 – 2014) Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011, 2016 годы) ICCS (1999, 2000, 2008, 2016 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2013) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 годы) TALIS (2008, 2014 год) Российская академия образования

Этап 2: Создание системы мониторинга качества начального образования на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях Контекстная информация: карта учащегося (индивидуально-личностное развитие ученика, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, состояние здоровья); анкета для родителей (поддержка семьи в обучении, образовательная среда дома); анкета для учителя (особенности учебного процесса, организация учебной деятельности, использование ИКТ в обучении) Начало 1 класса Стартовая диагностика (индивидуально- личностное развитие, предпосылки учебной деятельности) Конец 1 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение (Х) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности) Конец 2 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение (Х+Н-П) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации) Конец 4 класса Предметные результаты (математика, русский язык) Метапредметные результаты (читательская грамотность, проектная деятельность) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации, моральные дилеммы- неперсонефицированно) Конец 3 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение (Х+Н-П) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации)

Показатели мониторинга образовательных достижений учащихся в начальной школе показатели образовательных достижений учащихся начальной школы (по математике, русскому языку и чтению): успешность освоения учебной программы и достижение базового уровня подготовки индивидуально-личностные особенности ребенка семья как ресурс адаптации ресурсы и цена адаптации ребенка к школе здоровье ученика контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся показатели образовательных достижений учащихся начальной школы (по математике, русскому языку и чтению): успешность освоения учебной программы и достижение базового уровня подготовки индивидуально-личностные особенности ребенка семья как ресурс адаптации ресурсы и цена адаптации ребенка к школе здоровье ученика контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся

Динамика результатов учащихся за 4 года обучения в начальной школе

Участники проекта: институты РАО, университеты, региональные структуры ОКО, магистерские программы, издательства Новые образовательные результаты: Личностные Метапредметные Предметные Формы представления результатов: по регионам, образовательным учреждениям, классам, отдельным учащимся, отдельным результатам Инновационный инструментарий для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, для сбора контекстной информации, для оценки профессиональной компетентности учителей Управление качеством образования: использование результатов для информирования различных пользователей, принятия решений, индивидуальной поддержки учащихся Участники апробация: 7 федеральных округов 33 субъекта РФ Более 1000 образовательных учреждений Более 70 тысяч учащихся Этап 3. Реализация проекта ФЦПРО по разработке инструментария и процедур оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС ( годы)

Предметные результаты: тесты для ОИД и ОКО Метапредметные результаты: Комплексные работы на межпредметной основе, групповые проекты Личностные результаты: Методики самооценки, отношений, структуры мотивации, морально-этические дилеммы, Анкеты для сбора контекстной информации (анкеты для учителей, родителей, администрации) Тесты профессиональной компетентности учителей Инструктивно-методическое сопровождение (положения, регламенты, инструкции, методические рекомендации) Программно-технологическое сопровождение (программные модули для сбора и обработки информации) Инновационный инструментарий

Формы представления результатов - 10

Приоритетные направления разработок годов для управления качеством образования 1. Создание информационных ресурсов по результатам оценки качества образования; 2. Разработка рекомендаций и методических материалов по повышению квалификации учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НО; 3. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, демонстрирующими высокий уровень образовательных достижений; 4. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, не освоившими требования ФГОС на базовом уровне.

Направления совершенствования общего образования в России (по результатам международных сравнительных исследований) Российская академия образования

1. Повышение качества образования за счет усиления компетентностного подхода Результаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Российская академия образования

Парадокс компетентности Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Российская академия образования

2. Повышение уровня читательской грамотности в основной школе Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012) Российская академия образования

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

«Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

Сравнительные результаты учащихся 4 и 6 классов

Что, предположительно, происходит в основной школе? («Тяни-Толкай», ) Что, предположительно, происходит в основной школе? («Тяни-Толкай», ) Основные потери (по данному инструменту) в умениях: интегрировать и интерпретировать сообщения текста интегрировать и интерпретировать сообщения текста размышлять о сообщениях текста и оценивать их размышлять о сообщениях текста и оценивать их Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста Комментарий. Данный факт в особенностях распределения учащихся при переходе от начальной школы в основную позволяет выдвинуть гипотезу о том, что предметов-центрированная ориентация учебного процесса, особенно усиливающаяся в основной школе, является основным фактором, препятствующим развитию учебной самостоятельности, и ведёт к окончательному расслоению учащихся и по мотивации (см. также данные на слайде 15), и по уровням достижений.

3. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся Профиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011) РАССУЖДЕНИЕ (REASONING) Анализировать Обобщать/уточнять Интегрировать/ Синтезировать Обосновывать Решать нестандартные задачи За счет активизации учебного процесса, уменьшения доли репродуктивных домашних заданий, репродуктивного контроля подготовки учащихся, изменения итоговой аттестации. Российская академия образования

Результаты анализа учебников биологии, физики и химии

Факторы, связанные с учебным процессом: частота проведения проверочных и контрольных работ по математике в 8 классах

Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности ( IAEP-II, 1991 г., естествознание) Отличие от среднего международного балла

Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США) Годы Рутинные когнитивные Рутинные ручные Не рутинные аналитические Не рутинные интерактивные Не рутинные ручные Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006

4. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися Самые успешные учащиеся (5-6 уровни, PISA-20 12) Всего по мат. 5-6 уровня 2003: 7,0% 2006: 7,4% 2009: 5,2% 2012: 7,8% Российская академия образования

Процент успешных учащихся по математике (5-6 уровни) Tab I.2.1a Россия

5. Учет факторов, характеризующих эффективную школу, которая обеспечивает дополнительный прирост в результатах (adds extra value) Российская академия образования Связь между образовательными результатами и … Ресурсы: финансовые, педагогический состав, материальные, временные Управление школой, Оценка образовательных результатов Отчетность Вертикальная стратификация Горизонтальная стратификация (между школами Горизонтальная стратификация (внутри школы) Пропуски занятий Климат школы

Факторы эффективного обучения PISA-2012 Российская академия образования

Какие школы в России обеспечивают наивысшие результаты?

Система оценки образовательных достижений учащихся в школе в соответствии с ФГОС

Основные подходы, реализуемые системой оценки в соответствии с ФГОС Системно-деятельностный Уровневый Комплексный

32 Достижение требований ФГОС: первые результаты

Первые результаты введения ФГОС начального образования: 1. Зафиксировано увеличение группы учащихся с повышенным уровнем достижений 2. Выявлены факторы, определяющие наивысшие достижения ФГОС Российская академия образования

34 Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация «на результат» и парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация «на результат» и парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

35 Первые результаты введения ФГОС: Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, Окружающий мир, 2013 Первые результаты введения ФГОС: Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, Окружающий мир, Недостаточный Пониженный Базовый Повышенный Высокий ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 2013 г., свыше 40 тыс. учащихся из 33 регионов Процент учащихся

36 Первые результаты введения ФГОС: Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, 2014 Первые результаты введения ФГОС: Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, Недостаточный Пониженный Базовый Повышенный Высокий МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 2014 г., около 11 тыс. учащихся из 8 регионов Процент учащихся

Базовый Повышенный Пониженный Не овладели основами смыслового чтения. Необходима индивидуальная коррекционная работа в ОШ Не овладели стратегиями смыслового чтения. Необходима коррекционная работа в ОШ Недостаточный Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение, 2013 Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение, 2013

Базовый Повышенный Пониженный Не овладели основами смыслового чтения. Необходима индивидуальная коррекционная работа в ОШ Не овладели стратегиями смыслового чтения. Необходима коррекционная работа в ОШ Недостаточный Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение, 2014 Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение, 2014

Только базовый Повышенный Ниже базового Около 80% учащихся, не достигающих базового уровня не овладели ни регулятивными, ни коммуникативными навыками. У остальных 20% не сформированы, главным образом коммуникативные умения. В ОШ принципиально необходимо включение в практику работы учебных ситуаций, требующих коммуникации и учебного сотрудничества Конструкторский 34 Познавательный Социальный Исследовательский 33 Все проекты Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия, 2013 Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия,

Только базовый Повышенный Ниже базового 33 Все проекты Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия, 2014 Первые результаты введения ФГОС: Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия, 2014 Все проекты, 2013 Все проекты,

41 Важнейшие факторы, влияющие на достижение более высоких результатов ФГОС: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков смыслового чтения, участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности, интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися

Оценка качества начального образования. Развитие познавательной активности, 2013 Оценка качества начального образования. Развитие познавательной активности, МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя условий для формирования познавательной активности учащихся Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня условий для формирования познавательной активности учащихся Процент учащихся Русский язык Математика Недостаточный Низкий Средний Высокий Комментарий. Существенных подвижек в активизации познава- тельной деятельности учащихся и на уроках, и в домашней работе не произошло

Оценка качества начального образования. Развитие познавательной активности, 2014 Оценка качества начального образования. Развитие познавательной активности, МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя условий для формирования познавательной активности учащихся Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня условий для формирования познавательной активности учащихся Процент учащихся Русский язык Математика Недостаточный Низкий Средний Высокий

Оценка качества начального образования. Интеграция ИКТ в учебный процесс, 2013 Оценка качества начального образования. Интеграция ИКТ в учебный процесс, МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя исполь- зования ИКТ учащимися Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня использования ИКТ учащимися Процент учащихся Русский язык Математика Практически не используют От случая к случаю, узкий спектр От случая к случаю, широкий спектр Практически посто- янно, узкий спектр 2 44 Практически посто- янно, широкий спектр Комментарий. Заметно возрос уровень интеграции ИКТ в учеб- ный процесс

Оценка качества начального образования. Интеграция ИКТ в учебный процесс, 2014 Оценка качества начального образования. Интеграция ИКТ в учебный процесс, МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя исполь- зования ИКТ учащимися Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня использования ИКТ учащимися Процент учащихся Русский язык Математика Практически не используют От случая к случаю, узкий спектр От случая к случаю, широкий спектр Практически посто- янно, узкий спектр 5 9 Практически посто- янно, широкий спектр Комментарий. Заметно возрос уровень интеграции ИКТ в учеб- ный процесс

Основной критерий готовности системы образования разного уровня к введению новой системы оценки ФГОС - введение мониторинга индивидуальных достижений учащихся и качества образования с учетом стартовой диагностики

Издательство «Просвещение» Серия: «ФГОС: Оценка образовательных достижений» 47 Состав комплекта пособий 1. Книга для учителя, содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов 2. Раздаточные материалы в виде тетради с вариантами итоговой/комплексной работы для учащихся

Серия «Итоговый контроль в начальной школе» Учебно-справочные материалы для 1-4 классов Рабочая тетрадь для 4 класса Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями разработаны на основе ФГОС НОО; рассчитаны на учащихся, обучающихся по любым учебникам Федерального перечня, рекомендованным Министерством образования и науки РФ; содержат задания различного вида и разного уровня сложности; могут использоваться как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе. 48

Математика. Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы Пособие знакомит с основными подходами к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в преподавании математики. Кому и чем может быть полезно данное пособие? Учителям – для оценки сильных и слабых сторон своей подготовки по отдельным направлениям преподавания математики Руководителям образовательных учреждений – для оказания методической помощи учителям начальной школы Системе повышения квалификации педагогических кадров – для стартовой диагностики учителей начальной школы в системе повышения квалификации педагогических кадров и определения направлений переподготовки Службам аттестации педагогических кадров – в качестве одного из показателей профессиональной компетентности учителей начальной школы при их аттестации Службам оценки и контроля качества образования, системе управления качеством образования – для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения Педагогическим вузам – для оценки подготовки студентов в области преподавания математики в начальной школе Пособие может привлечь внимание большого круга специалистов и общественности к проблемам педагогической подготовки учителей.

Вопросы и комментарии Ковалева Галина Сергеевна Тел./факс: (499) cайт: centeroko.ru