МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Сосновый Бор Ленинградской области Проектно– исследовательская работа по биологии и географии «Комплексное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московская обл., Домодедовский район, п / о Введенское, с. Ильинское дом 9/1 Экологический паспорт МОУ Ильинской средней общеобразовательной школы.
Advertisements

Научно-исследовательская работа «Не зеленый парк» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Нурлат Нурлатского.
Реализация образовательных программ на пришкольном учебно-опытном участке Учитель биологии экологии МОУ «Бакчарская СОШ» Андросова Ольга Ильинична.
Актуальность Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости изменения преподавания биологии, и в частности экологии, в школе. Биологию невозможно.
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
Роль зеленых насаждений в городе. Введение Проблема " зеленых насаждений " - это одна из острых экологических проблем на сегодняшний день. На мой взгляд.
Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов.
Проект Зеленый щит городов Авторы: Авторы: Здорнова А. Здорнова А. Бараковская Н. Бараковская Н. Вяткина И. Вяткина И. Мордасова А. Мордасова А. Трикозенко.
Оценка влияния автомобильной дороги, проходящей мимо здания МБОУ СОШ 2.
Характеристика природных зон России Тундра и лесотундра.
Экологическое состояние пришкольного участка. Автор проекта: ученица 4 класса Марьина Алена Соавтор проекта: Горошникова Людмила Анатольевна.
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Выполнила: Федорова Ольга, ученица 7 класса, МОУ «Козловская СОШ 3» Руководитель: Гладкова Лариса Альбертовна, учитель биологии, педагог дополнительного.
МБОУ «Михневский районный Детско-Юношеский-Центр Ступинского муниципального района Московской области» Проект «Видовой состав растительности Ступинского.
Фитоценозы города: Роль зелених насаждений Плахотина Вероника,ЭКО-13.
Учебно – опытный участок. Назначение учебно-опытного участка школы: Совершенствование знаний обучающихся по биологии, экологии, географии, природоведению,
ЮАО Чертаново - Центральное г.Москвы ГОУ СОШ 858 Тема исследовательской работы: «Особенности экологического состояния района Чертаново - Центральное и.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Снег- индикатор состояния атмосферы Мониторинг чистоты воздуха по состоянию снега за 2007,2009 гг. В городе Нижневартовске.
Проект на тему РАСЧЕТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХ ОТ АВТОТРАНСПОРТА.
Транксрипт:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Сосновый Бор Ленинградской области Проектно– исследовательская работа по биологии и географии «Комплексное изучение геоэкологического состояния пришкольного учебно-опытного участка» учащихся 10 «А» класса Козинской Виктории и Ухнаковой Елены Руководители: учитель географии Мысик Любовь Анатольевна учитель биологии Девятова Галина Васильевна 2009г.

Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Поэтому исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории. Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Поэтому исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории. Зеленые насаждения играют важную роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух. Они улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли из воздуха. В жаркий летний день на дорожке газона температура воздуха на высоте 1,5 м от земли почти на 2,5 С ниже, чем на асфальтовой мостовой. Зеленые насаждения играют важную роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух. Они улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли из воздуха. В жаркий летний день на дорожке газона температура воздуха на высоте 1,5 м от земли почти на 2,5 С ниже, чем на асфальтовой мостовой. Зеленые насаждения также поглощают звуковые волны, снижая внешнюю шумовую нагрузку. Зеленые насаждения также поглощают звуковые волны, снижая внешнюю шумовую нагрузку.

Цель работы: Комплексная оценка экологического состояния пришкольной территории. Задачи работы: Комплексное геоботаническое описание исследуемого пришкольного участка в пределах школы 7. изучение рельефа, климата, почвы; изучение рельефа, климата, почвы; выявление особенностей и соответствия учебно-опытного участка (УОУ) требованиям по планированию и оформлению; выявление особенностей и соответствия учебно-опытного участка (УОУ) требованиям по планированию и оформлению; изучение видового состава растений УОУ изучение видового состава растений УОУ Субъектом исследований является пришкольный участок школы 7. Объектом исследований является составные части природного комплекса пришкольного участка. В работе использовали методику из практикума по экологии под редакцией С.В.Алексеева, Н.В. Груздевой, А.Г.Муравьева, Э.В. Гущиной. Сроки работы: с июня 2008 года по май 2009 года.

Комплексная характеристика исследуемого пришкольного участка. Географическое положение Территория расположена в пределах восточно- европейской равнины, ее северо-западной части и приурочена впадине, занятой Финским заливом с гипсометрическими отметками ниже 30-50м уровня моря. Территория школы расположена на северо- востоке города Сосновый Бор, на окраине 10 Б микрорайона. Пришкольный участок представляет собой территорию площадью 1,5 га, который неравномерно расположен вокруг школы. Территория расположена в пределах восточно- европейской равнины, ее северо-западной части и приурочена впадине, занятой Финским заливом с гипсометрическими отметками ниже 30-50м уровня моря. Территория школы расположена на северо- востоке города Сосновый Бор, на окраине 10 Б микрорайона. Пришкольный участок представляет собой территорию площадью 1,5 га, который неравномерно расположен вокруг школы.

Рельеф. Рельеф. Территория приурочена к впадине, занятой Финским заливом с гипсометрическими отметками ниже метров уровня моря. Вдоль южного побережья Финского залива тянется терраса древнего Литоринового моря с абсолютными отметками поверхности от 0 до 20 метров. Поверхность террасы в основном плоская, слабоволнистая и заболоченная. Западная часть описываемого района расположена на северо- востоке Нарвской низменности. Территория приурочена к впадине, занятой Финским заливом с гипсометрическими отметками ниже метров уровня моря. Вдоль южного побережья Финского залива тянется терраса древнего Литоринового моря с абсолютными отметками поверхности от 0 до 20 метров. Поверхность террасы в основном плоская, слабоволнистая и заболоченная. Западная часть описываемого района расположена на северо- востоке Нарвской низменности.

Характеристика климата Ленинградской области. Определяющим фактором в формировании климата Ленинградской области является атмосферная циркуляция. С циклонами и антициклонами на территорию Ленинградской области поступают воздушные массы, сформированные над различными регионами и поэтому имеющие разные свойства. В зоне встреч таких воздушных масс в системе циклонов обычно наиболее сложные погодные условия: сильный ветер, мощные и обширные облака, обильные осадки, грозы. В году более 200 дней с осадками, из них две трети – со снегом. 19 – 23 дня с грозой, 30 – 40 дней с метелью, до 20 дней с гололедом и столько же с изморозью. Лишь 25 – 30 ясных и безоблачных дней. При этом более половина дней с плюсовой температурой можно охарактеризовать как «время дождя».

Характеристика почв Ленинградской области Почвенно-растительный покров Ленинградской области сформировался после оледенения. В зависимости от условий формирования образовались сильноподзолистые, среднеподзолистые и слабоподзолистые почвы. Территория города Сосновый Бор и его окрестностей расположено в подзоне южной тайги, где почвы формируются под действием подзолистого, дернового и болотного процессов. Наряду с распространенными болото – подзолистыми почвами, дерново-подзолистые почвы тоже широко представлены на данной территории. Почвенно-растительный покров Ленинградской области сформировался после оледенения. В зависимости от условий формирования образовались сильноподзолистые, среднеподзолистые и слабоподзолистые почвы. Территория города Сосновый Бор и его окрестностей расположено в подзоне южной тайги, где почвы формируются под действием подзолистого, дернового и болотного процессов. Наряду с распространенными болото – подзолистыми почвами, дерново-подзолистые почвы тоже широко представлены на данной территории.

История формирования пришкольного участка. История формирования пришкольного участка. Развитие территории пришкольного учебно- опытного участка (УОУ) началось в 1993 году, после окончания строительства блока начальной школы. Развитие территории пришкольного учебно- опытного участка (УОУ) началось в 1993 году, после окончания строительства блока начальной школы. Территория представляла собой площадку с многочисленным строительным мусором, частично закопанным. Природный почвенный покров был представлен болотно-подзолистой почвой и верхний слой был полностью срыт при закладке Территория представляла собой площадку с многочисленным строительным мусором, частично закопанным. Природный почвенный покров был представлен болотно-подзолистой почвой и верхний слой был полностью срыт при закладке К настоящему времени пришкольный участок представляет собой хорошо разработанную и ухоженную территорию с большим видовым разнообразием растений. К настоящему времени пришкольный участок представляет собой хорошо разработанную и ухоженную территорию с большим видовым разнообразием растений.

Изучение планировки пришкольной территории. Измерили с помощью рулетки расстояние до ближайшего магазина. Измерили с помощью рулетки расстояние до ближайшего магазина.

Изучение планировки пришкольной территории. Измерили с помощью рулетки расстояние до ближайшего жилого дома.

Производимые измерения Полученные результаты Санитарно- гигиенические нормы (не менее), м (не менее), м Расстояние от границ школы до промышленных предприятий, магазинов, предприятий быта. 8,55 м 50 Расстояние от школы до жилых домов 10 м 10 Расстояние от школы до автострады 17,6 м 25 ( оптимальное 100)

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. С помощью рулетки произвели измерения основных показателей, характеризующих защитную зону пришкольной территории

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Определили площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Определили видовой состав деревьев, кустарников. Определили видовой состав деревьев, кустарников.

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка Выбрали несколько площадок (1м*1м) на пришкольной территории. Определили видовой состав цветочно-декоративных растений

Эколого-биологические особенности растений УОУ. 1.Светолюбивые растения, гелиофиты, растения открытых мест, не выносящие длительного затенения Для светолюбивых растений характерна высокая интенсивность фотосинтеза.

Светолюбивые растения Бархатцы прямостоящие – Tagetes erecta Бадан толстолистный - ergenia crassifolia Календула лекарственная (ноготки) – Calendula officinalis Петунья гибридная - Petunia hybrida

Эколого-биологические особенности растений УОУ. 2.Теневыносливые растения, сциофиты, 2.Теневыносливые растения, сциофиты, растения, выносящие некоторое затенение, но хорошо развивающиеся на прямом солнечном свету растения, выносящие некоторое затенение, но хорошо развивающиеся на прямом солнечном свету

Теневыносливые растения Незабудка Незабудка Живучка ползучая- Живучка ползучая- Ajuga reptans

Эколого-биологические особенности растений УОУ. Однолетние растения. Все развитие однолетних растений – от посева и до созревания семян – происходит в течение весны и лета. Осенью они погибают.

Однолетние растения. Бархатцы прямостоящие – agetes erecta Подсолнечник декоративный Годеция Годеция

Эколого-биологические особенности растений УОУ. Двулетние растения. Растения в год посева образуют только розетку. В этом виде они зимуют, а цветут на следующий год. Растения в год посева образуют только розетку. В этом виде они зимуют, а цветут на следующий год.

Двулетние растения Мальва МальваВиола

Эколого-биологические особенности растений УОУ. Многолетние растения. Многолетние растения. Травянистые растения живут в течение нескольких лет. Травянистые растения живут в течение нескольких лет. Они зимуют в виде корневищ, клубней, луковиц. Они зимуют в виде корневищ, клубней, луковиц. На этих подземных частях растений имеются почки, из которых ежегодно формируются новые растения.

Многолетние растения Ирис Хризантема Хризантема Земляника лесная Земляника лесная

Многолетние растения Чистотел большой – Чистотел большой – Chelidonium majus Chelidonium majus Девясил высокий – Девясил высокий – Inula heleninum Inula heleninumРябина обыкновенная – Sorbus aucuparia

Состояние и ухоженность Состояние и ухоженность территории отделов УОУ территории отделов УОУ

Результаты: 1. Санитарно-гигиеническим нормам не соответствуют: расстояние от защитной зеленой полосы до здания школы; расстояние от защитной зеленой полосы до здания школы; расстояния от зданий школы до расположенных рядом объектов (магазин, автострада и жилые дома); расстояния от зданий школы до расположенных рядом объектов (магазин, автострада и жилые дома); площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося. площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося. 2. На слабокислых почвах в пределах пришкольного участка произрастают растения: липы мелко- и крупнолистная, березы бородавчатая, клен остролистный, дубы черешчатый, груша, малина, крыжовник, смородина, земляника, папоротник, колокольчик. 3. Эстетическое состояние и ухоженность территории отделов УОУ оценивается во время ежегодных городских смотрах- конкурсах школьных учебно-опытных участков. Результаты городских смотров: Результаты городских смотров: 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009 г. – I место; 2002, 2007г. – II место.

Выводы: Выводы: Почвенный покров создан искусственно и представляет собой неоднородные по механическому и физическому составу участки почвы, которые разбросаны по всей территории. Преобладают супесчаные и суглинистые легкие почвы с низким плодородием. Почвы на УОУ слабокислые. Почвенный покров создан искусственно и представляет собой неоднородные по механическому и физическому составу участки почвы, которые разбросаны по всей территории. Преобладают супесчаные и суглинистые легкие почвы с низким плодородием. Почвы на УОУ слабокислые. Видовой состав растений подбирается в соответствии с условиями произрастания: характер почвы, освещенность, температурный фактор. Видовой состав растений подбирается в соответствии с условиями произрастания: характер почвы, освещенность, температурный фактор. Отделы растений формируются в соответствии с требованиями по организации УОУ на уровне города Сосновый Бор, сформулированными в «Положении о городском смотре пришкольных УОУ». Отделы растений формируются в соответствии с требованиями по организации УОУ на уровне города Сосновый Бор, сформулированными в «Положении о городском смотре пришкольных УОУ».

Рекомендации: Рекомендации: Учитывая несоответствие площади деревьев и кустарников по периметру крон, приходящихся на одного учащегося, необходимо провести дополнительные посадки и довести количество деревьев и кустарников до числа, определенного санитарно-гигиеническими нормами.. Исходя из следующих данных, что на листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли: ива до 38 кг, клен до 33 кг, сирень до 1,6 кг, акация до 0,2 кг, целесообразно высаживать данные растения. Учитывая несоответствие площади деревьев и кустарников по периметру крон, приходящихся на одного учащегося, необходимо провести дополнительные посадки и довести количество деревьев и кустарников до числа, определенного санитарно-гигиеническими нормами.. Исходя из следующих данных, что на листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли: ива до 38 кг, клен до 33 кг, сирень до 1,6 кг, акация до 0,2 кг, целесообразно высаживать данные растения. Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог являются акация желтая, липа, береза, а наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами - ива белая, клен американский, акация, сирень, береза бородавчатая. Этим растения можно и нужно найти место на УОУ. Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог являются акация желтая, липа, береза, а наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами - ива белая, клен американский, акация, сирень, береза бородавчатая. Этим растения можно и нужно найти место на УОУ. Учитывая, что почвы участка слабокислые, можно расширить видовой состав растений, произрастающих на данных почвах. На слабокислых почвах хорошо растут акация белая, яблоня лесная, липы мелко- и крупнолистная, березы бородавчатая и пушистая, клен остролистный, дубы черешчатый и красный, тополь канадский, вяз гладкий, груша, малина, крыжовник, смородина, земляника, ветреница лесная, папоротник, медуница неясная, зеленчук, колокольчик, овсяница лесная, бор развесистый, осоки, купена многоцветковая. Учитывая, что почвы участка слабокислые, можно расширить видовой состав растений, произрастающих на данных почвах. На слабокислых почвах хорошо растут акация белая, яблоня лесная, липы мелко- и крупнолистная, березы бородавчатая и пушистая, клен остролистный, дубы черешчатый и красный, тополь канадский, вяз гладкий, груша, малина, крыжовник, смородина, земляника, ветреница лесная, папоротник, медуница неясная, зеленчук, колокольчик, овсяница лесная, бор развесистый, осоки, купена многоцветковая.

Школьный учебно-опытный участок – необходимая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания. Учащиеся начальной и средней школы ведут опытническую работу и наблюдают за ростом и развитием растений, а старшеклассники, в рамках школьного научного общества (НОУ), ведут исследовательскую работу. Выращенные растения используются в качестве экспонатов на выставке, для оформления наглядных пособий, гербариев, для проведения уроков и практических занятий. Большую воспитательную, эстетическую и образовательную роль для учащихся играет посадка растений, уход за ними. Поэтому не зря при школе существует учебно-опытный участок.

Козинская Виктория Ухнакова Елена