Лекция 8 Когнитивная психология. Когнитивная психология: предшественники и влияния ( обзорно : генетическая психология Пиаже, кибернетика, субъективный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семестр 1. Тема 2. Лекция 6-7. Становление категориального строя психологии.
Advertisements

Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Психология познания. Общая характеристика познавательной сферы человека Семестр3. Тема8. Лекция10.
Выполнила: Студентка группы Стерхова Ксения.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Подготовил Голобородько Евгений.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Интеллект человека и его виды. Что такое интеллект? Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Руководитель: Коваленко Ольга Александровна Автор: Чижма В.А.- студентка первого курса ФГОУ АО СПО «Астраханский колледж строительства и экономики»
Гештальтпсихология как научное направление психологии.
Управление и кибернетика Компьютер Печатать книги Выполнять чертежи Производить расчёты Использовать для управления.
Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Гештальт-психология пытается вернуться к наивному восприятию, непосредственному опыту и требует, чтобы она там находила не группу элементов, но целостные.
Транксрипт:

Лекция 8 Когнитивная психология

Когнитивная психология: предшественники и влияния ( обзорно : генетическая психология Пиаже, кибернетика, субъективный бихевиоризм) Становление когнитивной психологии Модели познавательных процессов в когнитивной психологии

Когнитивная психология: предшественники и влияния Необихевиоризм Толмена Гештальт-психология Генетическая эпистемология Ж.Пиаже Кибернетика Субъективный бихевиоризм (Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам)

Генетическая эпистемология Ж.Пиаже ( )

1951 г. – «Введение в генетическую эпистемологию», основной труд Ж.Пиаже 1955 г. – создание международного центра по генетической эпистемологии Поведение предполагает существование двух аспектов: энергетического (аффективного – обмен энергией со средой) структурного (когнитивного – структурирование отношений между организмом и средой); восприятие, сенсомоторное научение, рассуждение – возникают и существуют для структурирования отношений между средой и организмом Интеллект – форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образованные на базе восприятия, навыка и сенсомоторных механизмов Ключевые понятия: адаптация (то, что обеспечивает равновесие во взаимодействиях организма и среды), ассимиляция (включение объектов в уже имеющиеся схемы поведения), аккомодация (модификация действий в ответ на влияния объектов внешнего мира) Интеллект – подвижное и устойчивое равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.

Операциональная теория интеллекта Операция – внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего (предметного) действия. Характеризуется обратимостью. Операции скоординированы в целостные системы наподобие гештальтов, но в отличие от них – мобильны, формируются в результате индивидуального и социального генетического процесса. Периодизация развития интеллекта: 1. Сенсомоторный интеллект (до 2-х лет) 2. Дооперациональное мышление (до 7-8 лет) 3. Конкретные операции (до лет) 4. Период формальных операций (с лет)

Задачи, обнаруживающие«феномен Пиаже»

Кибернетика Б.Величковский: «Кибернетика стала первым опытом широкого синтеза научных дисциплин в 20-м веке, прообразом современной когнитивной науки. Многое в кибернетике было подготовлено работами не только математиков и физиков, но и философов, физиологов, психологов» 1948 г. - «Кибернетика» американского математика и физика Норберта Винера Проблемы управления и переработки информации. Обратная связь. А.И. Берг и Б.В. Бирюков: Если до кибернетики представление о цели обычно считалось неотделимым от идеализма, то теперь становится очевидным, что оно органически входит в число наиболее общих понятий, используемых для описания реальности»

Начало 1960-х годов - процессы познания стали трактоваться по аналогии с процессами вычислений в компьютере. "Понимание того, что человек активно «перерабатывает информацию», строя внутренние модели (репрезентации) окружения, означало переход от информационного подхода в узком смысле слова к когнитивной психологии" (Б.Величковский) Компьютерная метафора когнитивной психологии – заменяет представление об энергетическом обмене организма со средой на представление об информационном обмене. Оформилась под влиянием кибернетики.

Субъективный бихевиоризм (Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам) 1960 г. - «Планы и структуры поведения» Дж. Миллера, Н. Галантера и К. Прибрама. Сдвиг от необихевиоризма к когнитивной психологии. «Основная цель – обнаружить, имеется ли какая-либо связь между кибернетическими идеями и психологией»

Была выдвинута задача изучения «центральных процессов», с помощью которых можно заполнить «пропасть между стимулами и реакциями». Образ (все знания организма о мире и себе; факты и оценки) и План (алгоритм действия и контроль за порядком действий организма) Элементарная структура действия включает операцию когнитивной оценки, TEST: TOTE {TEST-OPERATETESTEXIT) Аналогия между внутренними репрезентациями и программами вычислений – типична для когнитивной психологии

Становление когнитивной психологии Особенности когнитивной психологии (по: Шульц и Шульц): изучает способы и формы, в которых сознание человека организует полученный опыт (опыт = информация) с точки зрения когнитивной психологии – субъект активно и творчески организует объекты окружающей среды

1950-е гг. - новые экспериментальные методы предложены Черри, Бродбентом, Сперлингом, Стернбергом и другими (селективное слушание и т.п.)

Лидеры когнитивной психологии Ульрих Найссер ( ) Джером Брунер (р.1915)

1960 г. – Центр когнитивных исследований в Гарварде (Брунер и Миллер) 1967 г. – «Когнитивная психология» У. Найссера 1976 г. – «Познание и реальность» У.Найссера. Называются основные проблемы когнитивной психологии: «Изучение процессов переработки информации становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории. …То, как люди действуют в реальном мире, как они взаимодействуют с ним, по-прежнему не принимается в расчет. …постулаты, лежащие в основе большинства современных работ, посвященных переработке информации, удивительно мало отличаются от постулатов интроспективной психологии XIX в. Недостаточная экологическая валидность, безразличие к вопросам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти, как они проявляются в повседневной жизни, способны превратить психологию в узкую и неинтересную область специальных исследований. …Возникновение новых методик больше не вселяет надежд, а скорее действует угнетающе»

Модель памяти Р.Аткинсона Модели познавательных процессов в когнитивной психологии

Перцептивный цикл (модель У.Найссера)

Дж. Брунер – восприятие есть процесс выдвижения и проверки гипотез. Интересный факт ! 1947 г. «Value and need as organizing factors in perception» – Брунер первым предложил рассматривать потребности и ценности как организующие факторы восприятия, ввел понятие «социальная перцепция»