ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Часть 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Advertisements

Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Основные направления развития детей и образовательные области.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ДО.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
Обновление образовательного процесса в ДО с учетом введения ФГОС дошкольного образования МБДОУ-д/с 119.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО» Подготовила Заместитель заведующей: Кишларь О.Г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 441 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Киевская.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Часть 1

Ведущие цели Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовых основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Отличительные особенности Программы Направленность на развитие личности ребёнка Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность Программы В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование Развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни; пониманию того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепления здоровья детей Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание привычки к здоровому образу жизни, потребности в двигательной активности. Направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, что достигается за счёт учёта индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.)

Планируемые результаты освоения программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Структура образовательной программы 1 Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения Программы); 2Содержательный отдел (содержание психолого-педагогической работы с детьми, образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей, описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, коррекционная и инклюзивная педагогика); 3Организационный раздел ( примерный распорядок дня, культурно- досуговая деятельность, условия реализации Программы, рекомендации по написанию основной программы ДО); 4Приложения; 5Глоссарий 6Список нормативных документов и научно-методической литературы.

Компоненты образовательных областей Образовательные области Компоненты образовательных областей Социально- коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции. Развитие социального и эмоционального интеллекта. Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Компоненты образовательных областей Образовательная область Компоненты образовательной области Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине, Отечестве, планете Земля.

Компоненты образовательных областей Образовательная деятельность Компоненты образовательных областей Овладение речью как средством общения и культуры. Речевое развитие Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Компоненты образовательных областей Образовательн ые области Компоненты образовательных областей Художественно- эстетическое Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. развитие Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной деятельности.

Компоненты образовательных областей Образовательная область Компоненты образовательной области Физическое развитие Приобретение опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования Дети раннего возраста (1 – 3 года) Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет) 1Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры). 2Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). 3Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). 4Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок. Восприятие художественной литературы и фольклора.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования 5Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка пр.) Самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице). 6Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. 7Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). 8Восприятие смысла музыки.Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах). 9Двигательная активность Двигательная (овладение основными движениями)

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 1 Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции Творческие игры: - Режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); - сюжетно-ролевые; --игры-драматизации; - театрализованные; -- игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.д.; с природным материалом; с бросовым материалом); - игры-фантазирование; - импровизационные игры – этюды.

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 1 Игры с правилами: -дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные – игры – поручения, игры – беседы, игры – путешествия, игры – предположения, игры – загадки); -подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.д.; по предметам: игры с мячом, с обручем, со скакалкой и т.д.); -развивающие; -музыкальные; -компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 2Познавательно- исследовательская деятельность Экспериментирование, исследование; моделирование: -замещение; -составление моделей; -деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное). 3Коммуникативная деятельность форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком или субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение условий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Формы общения со взрослым: -ситуативно-деловая; -внеситуативно-познавательная; -внеситуативно-личностная. Формы общения со сверстником: -эмоционально-практическая; -внеситуативно-деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 4 Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции Гимнастика: -основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); -строевые упражнения; -танцевальные упражнения; - с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта). Игры: -подвижные; -с элементами спорта. Простейший туризм. Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах др.

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Вид деятельности 5 Самообслуживание и элементы бытового труда – как форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ почувствовать. Самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд 6 Изобразительная деятельность –форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. Рисование, лепка, аппликация

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 7Конструирование из различных материалов –форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование: -из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -- из природного материала. Художественный труд: -аппликация, -конструирование из бумаги 8Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать более близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя. Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное); -пение; -музыкально-ритмические движения; -игра на детских музыкальных инструментах. Творчество(вокальное, инструментальное); -пение; -музыкально-ритмические движения; -музыкально-игровая деятельность; -игра на музыкальных инструментах;

Детская деятельность в образовательном процессе Деятельность Виды деятельности 9Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); Рассказывание (пересказывание), декламация; разучивание; ситуативный разговор.

Варианты моделей образовательного процесса Вариант 1 Планирование по видам детской деятельности Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность дете й Взаимодействие с семьей Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов Вариант 2 Планирование по структурным компонентам образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуаль ная работа с детьми

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - игровая беседа с элементами движений; -интегративная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно-диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность - игровая беседа с элементами движений; -интегративная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно-диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность двигательная активность в течение дня; -игра; -утренняя гимнастика; -самостоятельные спортивные игры и упражнения и др. Двигательная деятельность

Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - наблюдение; -чтение; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -беседа; -совместная с воспитателем игра; -праздник; -экскурсия; -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегративная деятельность; -коллективное обобщающее занятие -игровое упражнение; -совместная с воспитателем игра; -совместная игра со сверстниками; -индивидуальная игра; -ситуативный разговор с детьми; -педагогическая ситуация; -беседа; - ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегративная деятельность -сюжетно-ролевая игра; -игры с правилами; -творческие игры Игровая деятельность Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Самообслуживание и элементарный бытовой труд Формы образовательной деятельности Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей -Совместные действия; -наблюдения; -поручения; -беседа; -чтение; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -рассматривание; -дежурство; -экскурсия; -проектная деятельность Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - сюжетно-ролевая игра; наблюдение; -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра-экспериментирование; -развивающая игра; -экскурсия; -интегративная деятельность; -конструирование; -исследовательская деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация -наблюдение; -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра-экспериментирование; -развивающая игра; -экскурсия; -интегративная деятельность; -конструирование; -исследовательская деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация; Познавательно-исследовательская деятельность по инициативе ребенка Познавательно-исследовательская деятельность

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - чтение; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -рассматривание; -игровая ситуация; -дидактическая игра; -интегративная деятельность; -чтение; -беседа о прочитанном; -инсцинирование; -викторина; -игра-драматизация; -ситуация общения в процессе режимных моментов; -дидактическая игра; -чтение (в том числе на прогулке); -словесная игра на прогулке; -наблюдение на прогулке; -труд; -игра на прогулке; -ситуативный разговор; -беседа; -беседа после чтения; -интегративная деятельность; - -сюжетно-ролевая игра; -подвижная игра с текстом; -игровое общение; -общение со сверстниками; -хороводная игра с пением; -игра-драматизация; -чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; -дидактическая игра Коммуникативная деятельность

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - показ настольного театра; -разучивание стихотворения; -театрализованная игра; -режиссерская игра; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -решение проблемных ситуаций; -разговор с детьми; -создание коллекций; -игра -разговор с детьми; -разучивание стихов, потешек; -сочинение загадок; -проектная деятельность; -разновозрастное общение; -создание коллекций Коммуникативная деятельность

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей -чтение; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -игра; -инсцинирование; -викторина -ситуативный разговор с детьми; -игра (сюжетно-ролевая, театрализованная); -продуктивная деятельность; -беседа; -сочиненная загадка; -проблемная ситуация - игра; -продуктивная деятельность; -рассматривание; -самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке (рассматривание, инсценировка ) Чтение художественной литературы и фольклора

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей - занятия ( рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка); -изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи; -проектная деятельность; -создание коллекций -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.); -создание коллекций - украшение личных предметов; --игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевы е); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная изобразительная деятельность Изобразительная деятельность

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная Деятельность детей -слушание музыки; -экспериментирование со звуками; -музыкально-дидактическая игра; -шумовой оркестр; -разучивание музыкальных игр и танцев; -совместное пение; -импровизация; -беседа интегративного характера; -интегративная деятельность совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; -музыкальное упражнение; -попевка; -распевка; -двигательный пластичный танцевальный этюд; -творческое задание; -концерт – импровизация; -танец; -музыкальная сюжетная игра - слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; -музыкальная подвижная игра на прогулке; -интегративная деятельность; -концерт – импровизация на прогулке -музыкальная деятельность по инициативе ребенка Музыкальная деятельность