Система элементов зрелища Или оснащение оратора. Живое слово = зрелище (действо), спектакль (spectacle)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения о роли книг в жизни человека.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Отзыв Моя любимая книга. Отзыв – суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать свое мнение.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Доказательство и опровержение Настоящие презентации являются лишь иллюстрациями к лекциям и не могут использоваться в качестве самостоятельного источника.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Шаталова Л. В. Что такое часть С ЕГЭ по русскому языку. Часть С и как к ней готовиться? Prezentacii.com.
Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Логика Подготовила : Набиева Рузиля Класс 11 «Б».
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ И СУЖДЕНИЙ Разработала: учитель информатики ШЛ 101 Никитчук Галина Владимировна г. Караганды.
Русский язык и культура речи Тема 14. Публичная речь Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Транксрипт:

Система элементов зрелища Или оснащение оратора

Живое слово = зрелище (действо), спектакль (spectacle)

Слово = реализация (объективация) личности говорящего

ПОЭТОМУ: исходный объект изучения СЛОВА - живой человек в его речевом поведении (ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЕГО РЕЧЬ)

Троичное строение слова Фонема («Звук») Морфема («Буква») Семема («Смысл»)

Соответственно есть три группы элементов слова-зрелища Актёрские Технические Содержательные

Таблица элементов зрелища Технические Актёрские Содержательные «БУКВА»«ТЕКСТ»«ТЕЗИС» «ЗВУК»«РЕЧЬ»«ОБЩИЕ ИСТИНЫ» «ВНЕШНОСТЬ»«КОНТАКТ»«ЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ» «ИЗОБРАЖЕНИЕ»«МИМИКА»«ДОКУМЕНТЫ» «ВЕЩИ»«ТЕЛОДВИЖЕНИЯ»«ЛОГИКА»

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗРЕЛИЩА

«БУКВА» Первый элемент технической группы: в широком смысле всякая надпись. Это видимый знак, закреплённый в любом твёрдом материале.

«БУКВА» Человеческое тело – самый эффективный (в коммуникативном отношении) материал для нанесения надписей.

«БУКВА» Человеческое тело – самый эффективный (в коммуникативном отношении) материал для нанесения надписей.

«БУКВА» Одежда как «антропов текст»

«БУКВА» Одежда как «антропов текст»

«БУКВА»

Книга – буквы в чистом виде

«БУКВА» Газетный текст – разновидность книжного

«БУКВА» Надпись на доске – вспомогательное средство для учителя.

«БУКВА» Наружная реклама

«БУКВА» Телевизионные титры

«БУКВА» Внутрикадровые титры (фон, подстрочник, бегущая строка)

«БУКВА» Финальные титры

Буквы несут неотъемлемые смыслы

И проявляют себя как звуки

«Звук» Второй элемент технической группы элементов зрелища

музыка

шумы

Третий элемент технической группы: «ВНЕШНОСТЬ»

Внешность = лицо + одежда + обстановка Лицо, одежда и обстановка должны соответствовать друг другу (быть уместными, приличными)

Пример соответствия лица, одежды и обстановки

Пример несоответствия лица, одежды и обстановки

Четвёртый элемент технической группы: «ИЗОБРАЖЕНИЕ»

Иллюстрации: графики, таблицы, карты, рисунки, фотографии, видеоролики, наглядные пособия, поясняющие мысль оратора.

Кукуруза в руках Хрущёва – это пока только иллюстрация его плана преобразован ия советского сельского хозяйства.

Пятый элемент технической группы: РЕКВИЗИТ.

«Реквизит» Реквизит – предмет манипуляции оратора (в отличие от декораций – неподвижных предметов обстановки). Вождь СССР Н.С.Хрущёв на трибуне ООН в 1960 г. Туфля в его руке – это уже не иллюстрация, а реквизит оратора.

«Реквизит» Реквизит– самый сильный и впечатляющий элемент технической группы.

«Реквизит» Реквизит– самый сильный и впечатляющий элемент технической группы.

«Реквизит» Это инструмент в руках оратора,

«Реквизит» Это инструмент в руках оратора,

«Реквизит» Урок рукопашного боя, где ученик - своеобразный предмет манипуляции

«Реквизит» Эффективный оратор должен не забывать о силе, которую таит в себе реквизит.

АКТЁРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗРЕЛИЩА Актёрские элементы зрелища – это живые средства оратора для выражения своих чувств и мыслей.

«Текст» Первый элемент актёрской группы Текст – «непосредственная действительность мысли и переживания» (Бахтин М.М.)

«Текст» «Текст» = программа, по которой действует всякий говорящий, пишущий, поющий, рисующий, танцующий человек.

«Текст» Поведение оратора – это воспроизведение (реализация) текста (заученного или читаемого). Хороший оратор говорит без бумажки.

Второй элемент актёрской группы – «РЕЧЬ»

«Речь» Речь - членораздельные звуки

«Речь» Минимальные требования к речи: 1. Громкость (чтобы все слышали), 2.Отчётливость (без дефектов речи), 3. Грамотность (по-русски литературно), 4. Ясность (чтобы люди могли правильно понять и пересказать) 5. Краткость (чтобы вас слушали до конца)

Третий – самый главный – элемент: «КОНТАКТ»

«Контакт» Зрительный

«Контакт» Слуховой

«Контакт» Обонятельный

«Контакт» Осязательный

«Контакт» Вкусовой

«Контакт» А также: Тепловой

«Контакт» Сердечный: эмпатия, способность сочувствовать и сопереживать.

«Контакт» Полный

Четвёртый элемент актёрской группы: МИМИКА

Особенности мимики - врождённые

«Мимика» Мимика выдаёт человека

Пятый элемент актёрской группы: «Телодвижения»

«Телодвижения» Самая известная книга по этому вопросу. (Анализ непроизвольных движений).

«Телодвижения»

Сфера уровней силы эмоций через жестикуляцию

Третья группа элементов: «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ»

Первый элемент содержательной группы: «ТЕЗИС» Аристотель гг. до н.э. По Аристотелю тезис – это предположение сведущего в философии мудреца, которое отличается от общепринятого. Сейчас: главная мысль выступления, которую хочет обосновать оратор. (идея, пафос, сверхзадача, положение, посыл и т.д.)

Заголовки новостей – тезисы в чистом виде (безо всякой аргументации)

Второй элемент содержательной группы: аргумент типа «ОБЩИЕ ИСТИНЫ»

Примеры общих истин: пословицы (народная мудрость), крылатые слова, предание, ссылка на обычай …

Употребление пословиц, крылатых фраз – есть апелляция к устоявшемуся общественному мнению, к традиции. Пословица не даром молвится. Пословица не на ветер молвится. На пословицу, что на дурака, и суда нет. Пословицы ни обойти, ни объехать. На пословицу, ни суда, ни расправы. Пословица несудима. Пословица всем делам порешница, все решает. (Русские пословицы о пословицах - из словаря Даля В.И.)

Третий элемент содержательной группы: аргумент типа «ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ»

Этот тип аргумента связан с авторитетностью говорящего: НАПРИМЕР, МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА, ЭКСПЕРТА. Это не анонимное высказывание, выражающее мнение говорящего.

Пример авторитетного мнения Я хирург, я всю жизнь оперирую больных. И я видел то, чего не видят обычные люди. У человека нет такого органа, который бы не страдал от приема спиртных изделий любых, не важно водка ли это, вино или пиво. ………………………………………………………………………. Изменения, происходящие в мозге людей, употребляющих алкоголь, нельзя расценивать иначе, как грубые анатомические изменения, которые ведут к ослаблению и выпадению отдельных функций мозга и к ухудшению работы всей центральной нервной системы. Ф.Г. Углов "Правда и ложь о разрешённых наркотиках"

Четвертый элемент содержательной группы: аргумент типа «ДОКУМЕНТ»

Например, вещественное доказательство (в суде),

ссылка на какой-то реальный документ (закон, статью, книгу и т.п.)

Пятый элемент содержательной группы: «ЛОГИКА»

Логика - последовательность (закономерность) изложения (расположения, развёртывания) материала Лето – осень- зима-весна Рождение-детство – отрочество – юность – зрелость – старость-смерть Экспозиция – завязка -развитие действия-кульминация - развязка 1,2,3,4,5,6,…… (простой ряд натуральных чисел) 1,1,2,3,5,8,13,21,34…. (ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ)

Логика повествования (сюжета) Нелогично (нарушение хронологии) 1. Вздумалось козлику в лес погулять, 2.Жил-был у бабушки серенький козлик, 3. Остались от козлика рожки да ножки, 4. Напали на козлика серые волки Логично (хронология) 1.Жил-был у бабушки серенький козлик, 2. Вздумалось козлику в лес погулять, 3. Напали на козлика серые волки, 4. Остались от козлика рожки да ножки,

Логика списков (логическое основание) По степени влиятельности авторов среди русской интеллигенции Достоевский Ф.М.46 Пушкин А.С.36 Толстой Л.Н.32 Гоголь Н.В.28 Шекспир У.22 Лермонтов М.Ю.21 Чехов А.П.21 Солженицын А.И.17 Булгаков М.А.16 Платонов А.П.16 Блок А.А.14 Бунин И.А.14 Гете И.В.14 Диккенс Ч.13 Пастернак Б.Л.13 Лесков Н.С.12 Манн Т.12 Мандельштам О.Э.11 Платон 11 Тургенев И.С.11 Некрасов Н.А.10 Толстой А.К.10 Толстой А.Н.10 Сервантес М.С.9 Тютчев Ф.И.9 Простой алфавитный порядок Блок А.А. Булгаков М.А. Бунин И.А. Гете И.В. Гоголь Н.В. Диккенс Ч. Достоевский Ф.М. Лермонтов М.Ю. Лесков Н.С. Мандельштам О.Э. Манн Т. Некрасов Н.А. Пастернак Б.Л. Платон Платонов А.П. Пушкин А.С. Сервантес М.С. Солженицын А.И. Толстой А.К. Толстой А.Н. Толстой Л.Н. Тургенев И.С. Тютчев Ф.И. Чехов А.П. Шекспир У.

Эклектика, смешение стилей – нарушение логики

Нарушение логики изображения (абсурд)

Абсурд в одежде

Тезис оратор обосновывает, указывая на непротиворечивость его с аргументами: общепринятыми коллективными суждениями, мнениями авторитетных людей, официальными документами (или вещественными доказательствами).

Процесс связывания тезиса и аргументов называется демонстрацией: это и этап доказательства, и, по сути, самое доказательство. В ораторской речи всякое последующее утверждение должно вытекать из предыдущего. Такое изложение называется рассуждением, последовательным, логичным.

ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ ЗРЕЛИЩА Технические Актёрские Содержательные «БУКВА»«ТЕКСТ»«ТЕЗИС» «ЗВУК»«РЕЧЬ»«ОБЩИЕ ИСТИНЫ» «ВНЕШНОСТЬ» контакт «ЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ» «ИЗОБРАЖЕНИЕ»«МИМИКА»«ДОКУМЕНТЫ» «ВЕЩИ»«ТЕЛОДВИЖЕНИЯ»«ЛОГИКА»