Физическое развитие ребенка Родительское собрание
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания
Физическое развитие определяется: законом наследственности законом возрастной ступенчатости законом единства организма и среды Физическое развитие определяется: законом наследственности законом возрастной ступенчатости законом единства организма и среды
Важнейшими показателями физически совершенного человека являются: 1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 5) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте. Важнейшими показателями физически совершенного человека являются: 1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 5) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
группы здоровья: группа здоровья I дети здоровые группа здоровья IIдети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии группа здоровья IIIдети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития группа здоровья IVдети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья группа здоровья Vдети, больные хроническими заболеваниями
Вид МГСостав МГФизическая подготовка основная медицинская группа I- ГЗ я, а также частично II- ГЗ 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях. подготовительная медицинская группа II -III -ГЗ1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки. специальная медицинская группа IV -ГЗ1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.
лишь 20% современных школьников относятся к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны.
Годы Количество осмотренных, % Физкультурные группы Диспансерные группы Основная Подготовитель- ная Специальная Освобождены IIIIIIIV ,40, , ,30, , , , ,60,356339, ,90,
Распределение школьников МОУ СОШ 1 по группам здоровья
Виды заболеваний детей-инвалидов.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания
Показатели физического развития Показатели телосложения длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Показатели (критерии) здоровья функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Показатели развития физических качеств сила, скоростные способности, выносливость и др.
Показатели телосложения Показатели телосложения
Нужно отслеживать основные показатели физического развития – рост, вес и окружность грудной клетки, сопоставляя их с возрастной нормой. отклонения (>10%) в любую сторону – должны вызвать тревогу, т.к это признаки дисгармоничности развития
Физическое развитие мальчиков от 11 до 17 лет
Физическое развитие девочек от 11 до 17 лет
возраст норма Реальный рост, см м д м д м 152 –164 д
Рост зависит: от наследственности от пола от климата от принадлежности к определенному этносу от образа жизни человека в период полового созревания Рост зависит: от наследственности от пола от климата от принадлежности к определенному этносу от образа жизни человека в период полового созревания
Рост стимулируют Рост сдерживают Разнообразное питание, с преобладанием натуральных продуктов, витаминов А, D и Е, кальция и т.д Вредные привычки, малоподвижность, избыточная масса тела и др. прыжки (например, со скакалкой) выполняемые в положении виса динамические упражнения. упражнения с отягощениями, особенно выполняемые в положении стоя. Утренний сон Психологически сложные ситуации Атмосфера счастья и радости в семье Проблемы в работе некоторых гормонов: щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, а также половые гормоны
Питание. Можно рекомендовать простую, здоровую пищу: каши гречневую, овсяную, творог с медом, печень, яйца, достаточное количество разнообразных овощей фруктов, шиповник, облепиху, цветочную пыльцу. Регулярно выполнять специальные упражнения, дополняя их плаванием в бассейне 2 3 раза в неделю (желательно брассом), тепловыми процедурами (сауна, теплые ванны 37 39' с морской солью, хвойным экстрактом, лекарственными растениями), массажем и закаливающими воздействиями. Регулярно выполнять специальные упражнения, дополняя их плаванием в бассейне 2 3 раза в неделю (желательно брассом), тепловыми процедурами (сауна, теплые ванны 37 39' с морской солью, хвойным экстрактом, лекарственными растениями), массажем и закаливающими воздействиями. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим труда и отдыха и обязательно заниматься физической культурой и спортом, отдавая предпочтение упражнениям, раздражающим зоны роста: упражнениям на растягивание, расслабление, прыжковым упражнением и т. п., а также таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, прыжки в высоту и т. д.
1. Встаньте возле стены лицом к ней и потягивайтесь кверху (например, к заранее отмеченной вверху линии), приподнимаясь на носках и максимально распрямляясь. 2. Подтянитесь, затем опустившись, максимально расслабьтесь и повисите несколько минут. 3. В висе выполняйте маятникообразные колебания ног вправо-влево (мышцы должны быть максимально расслаблены). 4. В расслабленном висе повороты корпуса вправо-влево. 5. Прыжки вверх: поочередно отталкивайтесь правой, левой, затем обеими ногами, подпрыгивая, старайтесь достать рукой высоко расположенный предмет. 6. И. п. лежа на спине, ноги прямые, руки в стороны. Поочередно поднимайте то одну, то другую ногу до прямого угла. 7. И. п. лежа на животе, ноги прямые, руки за спиной в « замке ». Прогнуться, приподнимая голову и плечи. 8. И. п. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела. Поднимать сомкнутые прямые ноги. 9. И. п. лежа на спине, руки на пояснице. Поднимайте сомкнутые прямые ноги, пытаясь « закинуть » их за голову. Каждое из упражнений повторяйте многократно (6 12 и более раз, в зависимости от вида упражнений и физической подготовленности).
возраст рост, см вес, кг м д м д м д м д м 152 –164 д м д Соотношение роста и веса
Превышение нормы Избыточный весна 10–20%. Ожирение 1 степени На 20–29% Ожирение 2 степени На 30–39% Ожирение 3 степени свыше 50% Ожирение 4 степени На 100% Ожирение вызывает нарушения обмена веществ, работы эндокринных желез, водно-солевого обмена. Последствия – повышенное артериальное давление, диабет, болезни печени и почек, а с годами и развитие ишемической болезни сердца, атеросклероз и т.д. В итоге продолжительность жизни сокращается на 12–15 лет. Ожирение вызывает нарушения обмена веществ, работы эндокринных желез, водно-солевого обмена. Последствия – повышенное артериальное давление, диабет, болезни печени и почек, а с годами и развитие ишемической болезни сердца, атеросклероз и т.д. В итоге продолжительность жизни сокращается на 12–15 лет.
Избыточный вес всегда свидетельствует о неправильном питании и недостаточной двигательной активности.
Нормы потребления питательных веществ, важнейших минералов и витаминов для детей школьного возраста
Садимся на диету Курс лечебного питания при ожирении 1–2-й степеней состоит из двух этапов: Садимся на диету Курс лечебного питания при ожирении 1–2-й степеней состоит из двух этапов: Сбалансированная диета. Принимать пищу следует 5– 6 раз в день небольшими порциями, при этом на первую половину дня должно приходиться 75% суточной калорийности. Продолжительность этого периода адаптации тем больше, чем выше избыток веса (но не менее 2 недель). Сбалансированная диета. Принимать пищу следует 5– 6 раз в день небольшими порциями, при этом на первую половину дня должно приходиться 75% суточной калорийности. Продолжительность этого периода адаптации тем больше, чем выше избыток веса (но не менее 2 недель). Низкокалорийная диета с ограничением количества сахара и хлеба на 50% от возрастной нормы и частично жиров. Ограничение потребляемой жидкости не обязательно. Последний прием пищи – за 3 часа до сна. Раз в 7–10 дней проводится «разгрузочный день» с калорийностью диеты от 450 до 1000 ккал. Если вес ребенка не снижается, то из меню частично или полностью исключаются крупы, картофель, макаронные изделия; сахар – не более 10 г в день. Низкокалорийная диета с ограничением количества сахара и хлеба на 50% от возрастной нормы и частично жиров. Ограничение потребляемой жидкости не обязательно. Последний прием пищи – за 3 часа до сна. Раз в 7–10 дней проводится «разгрузочный день» с калорийностью диеты от 450 до 1000 ккал. Если вес ребенка не снижается, то из меню частично или полностью исключаются крупы, картофель, макаронные изделия; сахар – не более 10 г в день.
На десерт – посильные нагрузки Двигательная активность при избыточном весе должна быть продолжительной и небольшой по интенсивности. Рекомендуются нагрузки умеренной мощности на холоде: неторопливые прогулки на лыжах или пешком по рыхлому снегу в легкой одежде Плавание в бассейне два раза в неделю по 30–35 минут. Летом хорошо по 1–1,5 часа кататься на велосипеде, играть в футбол и т.п. Прыжки, бег и другие резкие движения у тучных детей ограничивают, чтобы не перегружать суставы и позвоночник. Гимнастические упражнения при избыточном весе рекомендуется выполнять, лежа или сидя на полу, еще лучше – сидя или лежа на гимнастическом мяче (фитболе). При неосложненном ожирении 1–2-й степеней можно не бояться перегрузок. На десерт – посильные нагрузки Двигательная активность при избыточном весе должна быть продолжительной и небольшой по интенсивности. Рекомендуются нагрузки умеренной мощности на холоде: неторопливые прогулки на лыжах или пешком по рыхлому снегу в легкой одежде Плавание в бассейне два раза в неделю по 30–35 минут. Летом хорошо по 1–1,5 часа кататься на велосипеде, играть в футбол и т.п. Прыжки, бег и другие резкие движения у тучных детей ограничивают, чтобы не перегружать суставы и позвоночник. Гимнастические упражнения при избыточном весе рекомендуется выполнять, лежа или сидя на полу, еще лучше – сидя или лежа на гимнастическом мяче (фитболе). При неосложненном ожирении 1–2-й степеней можно не бояться перегрузок.
Показатели здоровья Показатели здоровья
Показатели физического развития Показатели телосложения длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Показатели (критерии) здоровья функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Показатели развития физических качеств сила, скоростные способности, выносливость и др.
Сердце и сосуды обеспечивают кровью все органы тела. При заболеваниях сердца страдает не только оно само, но и другие органы. Больному сердцу труднее перекачивать кровь по сосудам, и поэтому организм получает меньше нужных ему питательных веществ и кислорода. В последнее время заболевания сердца и сосудов заметно «помолодели». За последние 5 лет распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у детей увеличилась на 13%. Возросло число детей с врожденными заболеваниями сердца и сосудов Для того чтобы определить, хорошо ли сердце и сосуды справляются со своей работой, у ребенка измеряют пульс и артериальное давление.
Стандартная частота сердечных сокращений у школьников (По Ф.С. Синякову)
n1 – пульс в покое; n2 – пульс после нагрузки (20 приседаний за 30 сек.); n3 – пульс после 1 мин. отдыха n1 – пульс в покое; n2 – пульс после нагрузки (20 приседаний за 30 сек.); n3 – пульс после 1 мин. отдыха Индекс Руфье показывает способность сердца к проявлению двигательного качества: выносливость
Результаты теста Руфье показательзначение 5 класс 9 класс Коррекция < 0«отлично»-14% Коррекции не требуется. 0–5«хорошо»52%66% Коррекция отдельных систем. 6–10«удовлетво рительно» 43%19% Целенаправленное воздействие на все системы. Активизация двигательной активности. Мотивация. 11–15«плохо»4%- Целенаправленное воздействие на все системы. Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности. Мотивация. 15«очень плохо» -- воздействие на все системы (мышечную, функциональную). Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности на уроках физической культуры, самостоятельные занятия. Мотивация
Потребление достаточного количества витаминов при сердечно- сосудистых заболеваниях: витамины группы В, которые благотворно влияют на обмен веществ = бобовые (фасоль, горох, бобы) и зерновые культуры. Очень много витаминов группы В содержится в мясных и молочных продуктах – яйцах, молоке, мясе, рыбе, различных субпродуктах (печени, почках, сердце). Особенно много их в дрожжах. витамин С (аскорбиновая кислота)= фрукты, овощи и разнообразная зелень: им богаты перец, укроп, зеленый лук, томаты, капуста, лимоны, земляника, черная смородина и плоды шиповника. Кроме того, необходимо помнить, что важным источником витамина С является картофель. витамин РР, которые укрепляют сосуды = отруби, зернах риса, пшеницы, ячменя, в арахисе, бобовых культурах, а также в рыбе, молоке, печени, почках, сердце, дрожжах. Помимо белков, жиров, углеводов и витаминов, сердце нуждается и в различных химических элементах, прежде всего в йоде, калии, кальции и магнии.
Показатели развития физических качеств Показатели развития физических качеств
Спортивное направление 1Волейбол (девушки)Жданова С.Н.135,9-10 2Волейбол (юноши)Иванкин Е.В Настольный теннис Дубровин А.В Баскетбол Головач В.М НаправленияВ школе Вне школы Кол-во кружков Кол-во учащ-ся % Кол-во учащ-ся % Художественно-эстетическое Спортивное Декоративно-прикладное Краеведческое ,2 Другое ИТОГО Охват внеурочной деятельностью 461=70%
-введены 3-х часовые занятия физической культурой -посещение бассейна, ( ) -ежедневная пятиминутная утренняя зарядка; - обязательными являются физкультминутки на уроке - ежегодно по медицинским показаниям проводится вакцинация и витаминизации учащихся школы; - учащимся школы предоставляется возможность получения горячего питания; - реализуется физкультурно-массовая работа школы - на базе школы действует летний оздоровительный лагерь; - проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся на всем периоде обучения; - проводится просветительская работа с учащимися школы и их родителями; - ведется работа по пропаганде здорового образа жизни. - ведется работа по антинаркотической пропаганде, создан и работает наркологический пост -введены 3-х часовые занятия физической культурой -посещение бассейна, ( ) -ежедневная пятиминутная утренняя зарядка; - обязательными являются физкультминутки на уроке - ежегодно по медицинским показаниям проводится вакцинация и витаминизации учащихся школы; - учащимся школы предоставляется возможность получения горячего питания; - реализуется физкультурно-массовая работа школы - на базе школы действует летний оздоровительный лагерь; - проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся на всем периоде обучения; - проводится просветительская работа с учащимися школы и их родителями; - ведется работа по пропаганде здорового образа жизни. - ведется работа по антинаркотической пропаганде, создан и работает наркологический пост Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей в школе
Дни здоровья
Военно-спортивные конкурсы
Пятая трудовая четверть
Туристические слеты