Проектирование учебно-планирующей документации Основные этапы создания УМК дисциплин в свете реализации ФГОС Воронцова М.Е.,преподаватель НКМБ Давыдова Н.А.,методист НКМБ НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА
Проектирование учебно-планирующей документации «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой» А.К.Гастев
Проектирование учебно-планирующей документации. Содержание: 1. Нормативные документы 2. Рекомендации по составлению программы учебной дисциплины 3. Принципы проектирования учебно-планирующей документации на примере УМК по дисциплине « Литература » 3.1. Этапы разработки РП 3.2. Тематический план 3.3. Разработка КТП 3.3.1Фрагмент календарно-тематического план по изучению драматического произведения А.Н. Островского « Гроза » 4. Рекомендации по подготовке экспертного заключения. 5. Разработка заданий для внеаудиторной самостоятельной работы Фрагмент оформления задания для самостоятельная работа по разделу: Литература 19 века (составление сюжетно-композиционной схемы произведения) Методические указания для составление сюжетно-композиционной схемы произведения. 6. Разработка контрольно-измерительных материалов Задания для экзаменующихся
Нормативные документы Министерства образования и науки РФ ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" Методические рекомендации для преподавателей по составлению программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы для специальностей СПО и проведению их экспертизы МО и науки РФ, 2011 г
Образовательная программа среднего профессионального образования Учебный план Календарный учебный график Рабочие программы учебных дисциплин, курсов, дисциплин (модулей) Оценочные И методические материалы Программы учебных дисциплин разрабатываются на основе Федерального государственного образовательного стандарта по СПО и Примерных программ учебных дисциплин
Проектирование учебно-планирующей документации Цель: формирование у студентов ключевых компетенций по дисциплинам ООД
Выпускник, освоивший программу дисциплины, должен обладать общими компетенциями ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Компетентностный подход Переориентация с трансляции знаний, формирования навыков создание условий для формирования комплекса компетенций у студента, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного современного пространства на информационного коммуникационного экономическогосоциального
Выбор современных технологий традиционное обучение упорядоченной, логически правильной подачей учебного материала; организационной четкостью, ориентированностью на массовое обучение альтернативные технологии Отличаются по целям, содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса. будет отражаться на проектировании учебно- планирующей документации _ учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер: мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности,
Структура рабочей программы : ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендации по составлению программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО для специальностей СПО 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка (модификационные коррективы, внесенные в пояснительную записку примерной программы; особенности программы с учётом профиля, количество часов на изучение базовое или профильное; цели обучения; особенности изучения отдельных тем; виды организации учебной деятельности: 3. Содержание учебной дисциплины: 3.2. Требования к результатам обучения: знания (понимание), умения Тематический план с распределением часов по разделам и темам для каждого профиля обучения Литература: перечень основных учебных и методических пособий
III. Рекомендации по подготовке экспертного заключения на программу учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП для специальностей СПО Составители. Содержание: – полное название документа, образовательное учреждение, код и наименования специальности СПО, программы подготовки (базовой или углубленной (для СПО), получаемой квалификации, формы обучения, нормативного срока обучения, образовательной базы, профиля получаемого профессионального образования; – сведения (описательного характера) по результатам проведенной экспертизы по позициям (пунктам); – замечания и рекомендации по доработке отдельных разделов, позиций, пунктов программы учебной дисциплины; – общие выводы (может быть рекомендована к утверждению/может быть рекомендована к утверждению после доработки и т.д.); – сведения об эксперте (ФИО, место работы, должность); – дату проведения экспертизы
Принцип проектирования учебно-планирующей документации на примере УМК по дисциплине «Литература» Рабочая программа Календарно-тематическое планирование Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе, Контрольно- измерительные материалы
Этапы разработки учебно-планирующей документации Основополагающие документы : Примерная программа по дисциплине «Литература» Теория литературы 2.Историко- литературным процесс 3. Род литературы 4. Жанровое своеобразие произведений Анализ содержания программы, в соответствии с
Этапы разработки учебно-планирующей документации 5. Распределение учебного материала по блокам. 6. Составление тематического плана. 7. Выделение занятий контроля знаний Распределение часов по дисциплине «Литература» по специальностям «Дизайн» и «Техника и искусство фотографии» в соответствии с рабочей программой и учебным планом составляет 351 час, из них 234 ч. аудиторной нагрузки, ;на сам. работу отводится 117 ч. 1 семестр-68 часов(32 занятия) 2 семестр-88 часов(44 занятия)- форма контроля- дифференцированный зачет. 3 семестр-39 часов 19,5 4 семестр-39 часов 19,5 форма контроля- дифференцированный зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине « Литература » для специальности Техника и искусство фотографии Наименование разделов и тем Макс.учебная нагрузка Количество аудиторных часов Самостоятель- ная работа всего в т.ч. набор. работ ы Введение 22-- Раздел 1 Литература XIX века Тема 1.1 Русская литература 1 половины ХIХ века Тема 1.2 Русская литература 2 половины ХIХ века Тема 1.3 Зарубежная литература ХIХ века 62-4 Итого за 1 семестр Раздел 2 Литература ХХ века Тема 2.1 Русская литература рубежа веков Тема 2.2 Русская поэзия начала ХХ века Тема 2.3 Русская литература 20-х годов (обзор) Дифференцированный зачет 22 Итого за 1- 2 семестр (1 год обучения) Тема 2.4 Русская литература х годов (обзор) Тема 2.5 Русская литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Тема 2.6 Русская литература х годов (обзор) Тема 2.7 Русская литература последних лет (обзор)96-3 Тема 2.8 Зарубежная литература ХХ века (обзор)42-2 Дифференцированный зачет 22-- Итого за (3-4 семестр) – 2 год обучения Итого:
Разработка КТП Цель: создание рациональной системы по формированию у студентов ключевых компетенций, умений и навыков по учебной дисциплине; Задачи при составлении КТП: определение места каждой темы в курсе и место каждого занятия в теме; определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами курса; повышение качества профессионального образования
Отражение требований к современному уроку в КТП 1. Построение урока должно строго соответствовать теме. 2. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 3. Научная основа изложения материала, но доступная форма(композиция, элементы). 4. Создание атмосферы сопричастности и интереса студентов к изучаемому материалу. 5. Использовать активные средства обучения, добиваться того, чтобы студенты сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности
Разделы (темы) Кол- во часов Ср оки Тип (вид) учебного занятия Наглядные пособия, средства обучения Внеаудиторная самостоятельная работа 10 часов Краткосрочная 3 часа Долгосроч ная 2 часа «Колумб Замоскворечья». Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. Драма «Гроза». 2 сентябрь Тип: усвоение новых знаний Вид: лекция с элементами беседы Портреты Учебники Карточки-задания Чтение, подбор текстового материала (1) с Составление сюжетно- композиционной схемы произведения по алгоритму. А.Н.Островского. Драма «Гроза». Один день в городе Калинове 2 сентябрь Тип – урок усвоения новых знаний Вид - урок-путешествие по городу Калинову Презентация Текст произведения Доска Схема Анализ 1-2 действия,вопросы «Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства» 2 сентябрь Тип - урок комплексного применения знаний и умений Вид: диспут Маршрутный лист для групповой работы Просмотр фрагмента спектакля Психологическая характеристика героев(1) (1)ч.2, с , Составление схем Борьба Катерины за счастье. В чем причина гибели Катерины? 2 сентябрь Тип - урока систематизации и обобщения знаний и умений Вид - семинар Карточки-задания Просмотр фрагмента спектакля Анализ 3-4 действия (1)ч.2, с , составление схем Проблемы свободы и воли. Заключительное занятие по пьесе А.Н.Островского «Гроза». 2 сентябрь Тип - урок контроля знания Вид - семинар Карточки-задания Презентация Схема Сопоставит. хар-ка героев(2)
Выбор инновационных технологий Разделы КТП «Формы и методы», «Средства наглядности» 1. Рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО. 2. Разнообразие активных форм и методов обучения. 3. Дифференцированный подход в обучении. 4. Четкую организацию мыслительной деятельности студентов. 5. Создание атмосферы педагогики сотрудничества и творчества. 6. Совершенствование обучающимися навыков самоконтроля
Продуктивность создания КТП Даёт возможность преподавателю: Представить тему целостно, продумать формы аудиторной и внеаудиторной работы, правильно спланировать проведение контрольных работ, подготовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия, раздаточный материал, определить содержание и формы домашней работы
Из опыта работы: Использование инновационных технологий Работа в сотрудничестве Технология анализа текста путем составления сюжетно- композиционных схем Проблемное обучение Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения учебной программы и равномерным распределением учебной нагрузки студентов.
Разработка заданий для внеаудиторной самостоятельной работы(117 ч.) Самостоятельная работа по разделу «Литература 19 века» Цель: систематизация знаний, полученных во время изучения художественного произведения, проведение анализа художественного произведения Вид работы: составление сюжетно-композиционной схемы произведения. Срок выполнения: В соответствии с планом по мере изучения произведения. Рекомендуемая литература. Порядок выполнения задания: Прочитайте художественное произведение. 1. Повторите теоретический материал по разделу.(словарь по теории литературы, учебник, конспекты лекций, материалы текущей работы). 2. Составьте сюжетно-композиционную схему произведения(см.Методические рекомендации и Приложение 2 «Вопросы для составления сюжетно- композиционной схемы»)
Структура задания для студента: Титульный лист. Методические указания по анализу художественного произведения путем составления сюжетно-композиционных схем. Форма отчета – сюжетно-композиционная схема. Список литературы. Структура отчета студента : 1. Титульный лист. 2.Сюжетно-композиционная схема произведения (по указанной преподавателем форме). 3. Список литературы
Методические рекомендации по анализу текста путем составления сюжетно- композиционных схем (алгоритм) Инструкция: 1. Прочитайте художественное произведение. 2. Повторите теоретический материал по разделу(словарь по теории литературы, учебник, конспекты лекций, материалы текущей работы). 3. Составьте сюжетно-композиционную схему произведения(см.Методические указания и «Вопросы для составления сюжетно-композиционной схемы»)
26
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы (анализа текста путем составления сюжетно-композиционной схемы ) Исходные данные. Оформите лист А-4. В центре листа напишите ФИО писателя, название произведения, дату написания, направление, жанр. 2. История создания произведения. 3. Смысл названия. 4. Расстановка действующих лиц(« Отцы и дети»)и композиционные части произведения( «Преступление и наказание»). 5. Особенности эпохи. 6. Время и место действия. 7. Система образов. 8. Средства создания художественного образа. 9. Составление схемы «Герой в группе». 10. Элементы сюжета: завязка произведения, развитие действия, кульминация, развязка. 11. Обозначьте конфликт. 12. Обозначьте психологическое состояние героя. 13. Составьте сюжетную линию «Жизненный путь героя». 14. Сравните героя в начале и в конце произведения. 15. Выделите второстепенные сюжетные линии. 16. Составление композиционной схемы произведения. 17. Подобрать название сюжетной линии главного героя: «Жизненный путь» героя 1.«Путь к себе» 2.«Путь на дно» 3.«Духовные искания» 4. Ступени деградации личности»5.«Ступени нравственного роста».
Формы контроля Текущий Опрос (устный или письменный) Собеседование Защита выполненных работ Рубежный Контрольная работа Дифференцированный зачет Экзамен
Текущий и рубежный контроль по дисциплине «Литература» акцент на формировании навыков вдумчивого чтения, коммуникативной компетентности, развитии связной монологической речи с использованием средств визуализации и графических организаторов Контрольные работы. Сочинение по темам Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети». Борьба «отцов» и «детей» в романе И.Тургенева. Любовь и дружба в жизни Е.Базарова. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников. Уроки Мармеладова.: Составление СКС: «К великому подвигу и к великому счастью» (Пьер Безухов). Путь жизненных исканий Андрея Болконского». Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Разработка контрольно-измерительных материалов Нормативная база: Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся образовательных учреждений СПО, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах профессиональных образовательных программы СПО МО и науки РФ, 2011 г. 1. Определены формы, содержание, оценка, участники, сроки и порядок проведения итогового контроля учебных достижений ; 2. Результат освоения программы - итоговый контроль- дифференцированный зачет, экзамен (в соответствии с учебным планом ОПОП СПО по конкретной специальности). 3. Экзамены проводятся по русскому языку, математике (письменная форма) и одной из профильных дисциплин учреждением( в устной форме ). По всем остальным дисциплинам- дифференцированные зачеты
Содержание экзаменационных работ Соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренных образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня, согласовывается с цикловой комиссией утверждается заместителем директора по учебной работе. Экзаменационные материалы для проведения письменных экзаменов с использованием набора контрольных заданий формируется из двух частей : обязательной, задания минимального образовательного уровня, обеспечивающего получение удовлетворительной оценки (3), дополнительной части более сложного уровня, выполнение которой позволяет повысить удовлетворительную оценку до 4 или 5.
Разработка КИМов Задания для экзаменующихся : 1. Перечень произведений, вошедших в вопросы промежуточной аттестации. 2. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации : 1. Вопросы теории литературы. 2. Типы литературных героев. 3. Направления в русской литературе веков. 4. Биографические сведения писателей веков. 5. Историческая основа произведений. 6. Время и место действия в романах. 7. Представители социальных слоев общества в произведениях писателей вв. 8. Система образов программных произведений. 9. Жизненный путь главных героев художественного произведения. 10. Сравнительная характеристика героев. 11. Идейное содержание образов главных героев произведений. 12.Цитаты, связанные с образами главных героев произведений. 13. Жанры драматических произведений и лирических стихотворений. 14. Поэзия «серебряного века»
3. Пакет экзаменатора 3.1. Условия проведения дифференцированного зачета Дифференцированный зачет проводится в группе в кабинете теоретического обучения 403. Количество вариантов задания для экзаменующихся – 4 варианта. Время выполнения задания – 2 академических часа. Формы и методы оценивания 1. Предметом оценки освоения учебной дисциплины «Литература» являются умения и знания. Контроль и оценка дидактических единиц осуществляется в форме дифференцированного зачёта в виде теста
Структура КИМов Кимы включают в себя 3 варианта заданий. ВАРИАНТ 1 Инструкция. Тест состоит из основной части базового уровня и дополнительной части повышенного уровня сложности. Основная часть включает в себя: 12 заданий (А1-А12), требующих правильного выбора одного из предложенных вариантов ответа(1 балл). 4 задания (В1-В4), требующих краткого ответа в форме слова (или сочетания слов)(2 балла). Укажите, образ какого города рисует А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник»? Дополнительная часть – минисочинение(5-10 предложений) С1 (0-10 баллов). Как вы думаете, почему пьесу М. Горького «На дне» называют социально-философской драмой? Критерии оценки: Для получения оценки 5 «отлично» необходимо набрать более 25 баллов. Для получения оценки 4 «хорошо» необходимо выполнить задания основной и дополнительной части и набрать от 21 до 25 баллов.
Учебно-планирующая документация Примерная программа Рабочая программа Календарно- тематическое планирование Методические указания к самостоятельной работе Контрольно- измерительные материалы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!