Оценка профессиональных компетенций Семинар «Подготовка контрольно- измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО» Самара, 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель директора по УВР Климина Е.В. «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ.
Advertisements

Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
СОЗДАНИЕ БАЗЫ КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Айзенштат Галина Владимировна. ФГОС ФОС (фонды оценочных средств) КИМ (контрольно-измерительные материалы) КОС (контрольно-оценочные средства) КОЗ (компетентностно-ориентированное.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Белоруссова Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Оценка результатов освоения ОПОП: анализ контрольно-измерительных материалов образовательных.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Рекомендации к структуре оценочных средств, используемых для оценки в ОУ НПО и СПО Г.Н.Германова.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Транксрипт:

Оценка профессиональных компетенций Семинар «Подготовка контрольно- измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО» Самара, 2011 г.

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Оценка образовательных результатов в рамках ФГОС Совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, комиссия и т.д.) устанавливает степень соответствия достигнутых результатов требованиям ФГОС НПО/СПО - зафиксированным в стандарте итоговым (компетенциям) и промежуточным (умениям, знаниям) образовательным результатам

Цель оценки установление соответствия имеющихся (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям соответствующих ФГОС

Контроль Компонент управленческого цикла Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов запланированным Инструмент выработки управленческих решений

Раздел 8 ФГОС НПО/СПО. Требования к оцениванию качества освоения ОПОП Виды, формы и процедуры контроля Объекты оценивания Условия допуска к государственной итоговой аттестации Формы итоговой аттестации: - НПО: защита выпускной квалификационной работы (практическая квалификационная работа, письменная экзаменационная работа) - СПО: защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) Фонды оценочных средств (ФОС) – составная часть ОПОП ОУ О

Регламенты оценивания образовательных результатов (1) Условие допуска к государственной итоговой аттестации - наличие документов, подтверждающих компетенции обучающихся по каждому виду профессиональной деятельности (ВПД) Оценка компетентностных результатов

Регламенты оценивания образовательных результатов (2) В ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины, МДК в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Регламенты оценивания образовательных результатов (3) Оценка качества подготовки осуществляется в двух направлениях: - оценка уровня освоения учебных дисциплин; - оценка профессиональных компетенций обучающихся (в рамках профессиональных модулей). Оценка общих компетенций нигде не локализована («рассредоточенная ответственность» за их формирование )

Регламенты оценивания образовательных результатов (4) Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции («суп компетенции») Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации и сертификации по результатам освоения ВПД (ПМ) – разрабатываются и утверждаются ОУ после предварительного положительного заключения работодателей

Регламенты оценивания образовательных результатов (5) ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности Для этого кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, ведущие смежные дисциплины и т.п.

Регламенты оценки образовательных результатов (6) Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются ОУ на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО/СПО, которое будет утверждено МОиН РФ в декабре 2011 г. Государственный экзамен вводится по усмотрению ОУ (особого смысла не имеет)

Условия оценивания Суть системы оценивания необходимо разъяснить обучающимся перед началом обучения Правила и критерии оценок должны быть представлены в «Справочнике учащегося, студента», куда будет включено расписание занятий и «контрольных точек» по каждому ПМ, а также подробное описание системы оценивания Все письменные работы обучающихся должны оцениваться анонимно: работы шифруются

Алгоритм деятельности. Заполнение раздела Определение предмета оценки. 2. Определение показателей. 3. Группировка ПК. 4. Оптимизация показателей. 5. Определение форм и методов оценки

Стандартизация в процессе подготовки КИМ Стандартизация содержания Раздел 5. Основные показатели оценки -слесарные операции для подготовки металла под сварку выполнены в соответствии с требованиями технологического процесса полностью, -провар шва, выполненного в заданном положении, соответствует ГОСТу Стандартизация способа оценки Стандартизаци я процедуры Раздел 5. Формы и методы контроля и оценки -сопоставление продукта практической деятельности (дефектной ведомости) с эталоном укци) с эталоном - оценка результатов наблюдения за деятельностью (по консультированию пенсионера) в модельной ситуации по критериям Раздел 5. Основные показатели оценки -соблюдены нормы времени … -выбранное оборудование соответствует технологическому процессу

Предмет оценки продукт процесс модельная ситуация реальная ситуация время Показатели. Способ оценки

Способы оценки профессиональных компетенций 1. Оценивается материальный или интеллектуальный продукт деятельности: - в реальной обстановке («квазипрофессиональная деятельность), - в модельной ситуации (учебная деятельность) 2. Оценивается процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс): - в реальной обстановке («квазипрофессиональная деятельность), - в модельной ситуации (учебная деятельность) 3. Различные сочетания 1-2

Основания для выбора способов оценки Содержание ВПД Набор средств и предметов труда Тип компетенции: профессиональная или общая Востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические и т.д.)

1. Когда в качестве способа оценки компетенций используются продукты деятельности? При прочих равных условиях целесообразно выбирать в качестве объекта оценки продукт деятельности (оптимально с точки зрения соотношения «объективность/затраты»: сохраняется во времени, может оцениваться дистанционно, несколькими экспертами и т.д.) Если для целей оценки не важно, как создан продукт, соблюдены какие-то требования к процессу деятельности: безопасности, строго определенной последовательности действий, ограничений по времени и т.д. («Бухгалтер»: сметы, проводки, счета. В профессиях и специальностях технологического профиля встречается редко, поэтому приходится оценивать и продукт, и процесс)

Технология оценки продуктов деятельности обучающихся Сравнение представленного продукта с эталоном на основе совокупности критериев оценки (образец правильно настроенного измерительного прибора, правильная схема размещения техники, оформленный в соответствии с принятым регламентом технический отчет и т.д.) Сравнение как вариант экспертной оценки (по критериям) может происходить: - визуально, - расчетно, - с помощью измерений отдельных параметров продукта, - на основе тестирования продукта (повар…) и т.д.

2. Когда в качестве способа оценки компетенций используется процесс деятельности? Когда технически сложно обеспечить оценку продукта деятельности (например, не разрушая его, в силу масштабов конструкции и т.д.) или продукт отсутствует Когда для оценки принципиально важна технология выполнения трудового действия и сопутствующие ему условия деятельности (последовательность действий и операций, соблюдение требований техники безопасности, время выполнения работ, владение средствами труда и т.д.)

Технология оценки процесса профессиональной деятельности Сравнение параметров деятельности обучающегося с эталонной технологией (технологической картой) на основе совокупности критериев оценки: - надлежащие набор и последовательность операций, - правильный выбор средств труда, - соблюдение регламентированных условий деятельности и т.д.

Методы оценки процесса профессиональной деятельности Формализованное наблюдение за процессом выполнения деятельности (структурированное наблюдение) Условия наблюдения: - Включенное наблюдение. -Наблюдение в режиме реального времени. -Просмотр видеозаписи

Структурированное наблюдение за процессом Специально организованное (целенаправленное и систематизированное) отслеживание деятельности обучающегося на рабочем месте (или его имитации) в реальном времени (или в видеозаписи) Обязательные условия: - Предварительная подготовка экспертов (оценщиков); - Регламентация деятельности экспертов (Инструкция для оценщиков); - Форма фиксации экспертом степени соответствия параметров деятельности совокупности критериев (Оценочный лист)

Модельные ситуации в процедурах оценки Если масштабы ВПД и/или габариты используемого оборудования не позволяют организовать компактную процедуру оценки («расставлять спецтехнику для проведения исследования скважины» и т.д.). Когда используются интеллектуальные средства труда («производить расчеты налогов и сборов в соответствии с существующей нормативной базой» и т.д.). Если вопросы безопасности не позволяют ставить под угрозу здоровье обучающегося (использование химикатов, тушение пожара, другие аварийные ситуации). В случае оценки действий с дорогостоящим и/или эксклюзивным оборудованием, инструментами («цена ошибки»).

Практические задания Проекты или проектные задания (если есть возможность использовать длительные и рассредоточенные по времени процедуры оценки) Виды продуктных заданий

Практическое задание для оценки - профессиональной компетенции, реже – суп компетенции (способность выполнить конкретную трудовую функцию или группу трудовых действий) комплексное практическое задание – для оценки нескольких компетенций (трудовых функций), иногда - целиком ВПД

Проект как метод оценки профессиональных компетенций Используется при усложнении профессиональной деятельности, возрастании роли внутренней (интеллектуальной) деятельности или долгосрочной деятельности (чаще – для специальностей СПО гуманитарного профиля)

Проектное задание Связанная общей профессиональной ситуацией серия профессионально- трудовых задач, соответствующих по содержанию оцениваемым трудовым функциям и/или действиям Включает в качестве составного компонента самостоятельный поиск и обработку профессионально- значимой информации и презентацию проектных результатов

Особенности разработки проектного задания 1. Составление перечня профессиональных компетенций, подлежащих оценке с использованием данного инструмента. 2. Разработка содержания проектного задания, соответствующего компетенциям.

Структура проектного задания (1) 1. Преамбула проектного задания (описание трудовой ситуации - вводная информация для первичного анализа ситуации). 2. Формулировки конкретных профессиональных задач, которые в описанной ситуации работнику приходится решать («изучите ситуацию, сформулируйте целесообразную последовательность Ваших действий по разрешению проблемы…»). 3. Перечень дополнительных источников профессионально-значимой информации (список литературы и/или пакет приложений/кейсов, содержащий необходимую для выполнения проектного задания информацию и др.).

Структура проектного задания (2) 4. Критерии для оценки проекта (и, может быть, его устной презентации). При необходимости, в ходе презентации проекта эксперт может получить от обучающегося информацию, позволяющую принять окончательное решение для оценки проекта. 5. Рекомендации для вынесения итогового заключения по результатам выполнения проектного задания.

Алгоритм деятельности. Подготовка КИМ 1. Составление структуры инструмента оценки. 2. Составление задачной формулировки. Включение порядка работы с инструментом оценки в инструкцию эксперта. 3. Подбор источников \ описание ситуации. 4. Составление эталона. 5. Проверка соответствия составляющих КИМа друг другу. 6. Фиксация процедуры оценки. Подготовка инструкции для испытуемого, организатора и эксперта. 7. Оформление КИМа

Апробация КИМов Реализуется на небольшой выборке испытуемых Цель – исключить (или скорректировать) задания: 1) которые никто не выполняет (слишком трудные или непонятно сформулированные); 2) наоборот, все выполняют (низкая «разрешающая» способность задания); 3) по которым эксперты получают от кандидатов максимальное число вопросов «на понимание» и т.д.

Вопросы? Комментарии?