1
Глава 1 : Вступление: Сведения о влиянии курения на организм в литературе и Интернете. История табакокурения. О вреде табакокурения. Глава 2: Методика выполнения исследовательской работы: «Влияние курения на амилазную активность слюны». Краткое описание работы. Методика исследования. Глава 3: Результаты исследования. Результаты исследования и их обоснование. Выводы и заключения. Глава 4: Работа с учащимися ЦО 167. Беседа о вреде курения с учащимися и анкетирование. Результаты анкетирования. Глава 5: Как бросить курить? Глава 6: Источники информации в литературе и интернете. 2
Курение считается вредной привычкой. В растениях табака содержится никотин. При курении никотин попадает в организм, он является вредным химическим фактором. Проявление вредного влияния никотина на организм курильщика является ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала. Табак приносит вред телу,разрушает разум, отупляет целые нации. О.Де Бальзак. Да, я уже курю больше 3 лет. Насколько же это вредно? И как избавится от этой вредной привычки? 3
1. Изучить информацию в литературных источниках и Интернете. 2. Подобрать необходимый материал для исследования. 3. Провести исследовательскую работу. 4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы. 4
Первыми европейцами, научившимися курить табак, стали члены экспедиции Колумба в Вест-Индии. Испанцы быстро распространили табак. С начало их плантации были только в Вест-Индии, но уже в 16 веке табак начали выращивать и в Европе. Способы употребления табака были разными: его нюхали, курили через кальяны, трубки, САМОКРУТКИ, Чуть позже появились сигары и сигареты. 5
В России активно пропагандировать употребление табака начал Петр 1. В 1697 году своим указом он легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Дым разрешалось пускать только через трубки. Так было при Петре I. В современном мире уже редко кто курит трубки, мир захватили сигареты. Вообще в нашей стране 65% мужчин и 30% женщин являются курильщиками. Многие из них начали курить будучи подростком. 6
В сигаретном дыме содержится около 4 тысяч веществ, многие из которых опасны для здоровья. Самыми важными из них являются: Никотин - алкалоид, воздействуя на центральную нервную систему, вызывает никотиновую зависимость. Он заставляет сердце работать быстрее. Никотин повышает давление и усиливает сердцебиение. Из-за курения может развиться ишемическая болезнь сердца, стенокардия, преждевременно повыситься уровень холестерина в крови, способствуя развитию атеросклероза. Смолы - осаждаются в легких, вызывая раздражение дыхательных путей. Являются основной причиной рака легких. Окись углерода - попадая через легкие в кровь, уменьшает количество кислорода в ней, что вызывает недостаток кислорода во всех питаемых кровью органах, в том числе в мозге. Со временем постоянно высокое присутствие окиси углерода в крови ведет к склерозу кровеносных сосудов, что повышает риск сердечно - сосудистых заболеваний. 7
Легкие курильщика.Легкие не курящего. Разница очевидна! 8
9
Надо сказать, что слюна человека: смачивает ротовую полость, способствует пережевыванию пищи и артикуляции, усиливает вкусовые качества продуктов и является мощным защитным средством. Ферменты слюны являются непременными участниками процесса пищеварения. Выделение слюны в организме человека происходит в результате деятельности слюнных желез. Ферменты слюны – мальтоза и амилаза – в разы ускоряют процесс расщепления. Методика выполнения исследований. 10
Актуальность работы: Амилаза играет значительную роль в расщеплении крахмала в организме человека. 2.1 Краткое описание. Цель работы : Изучение вредного влияния курения на организм человека через изменение активности фермента амилазы. Проявление вредного влияния никотина на организм курильщика является ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала. Поэтому в качестве индикатора последствий для организма человека на воздействие вредных химических факторов табачного дыма я выбрала ферменты амилаз. Ферменты имеют белковую природу и проявляют каталитические свойства, влияют на скорость биохимических процессов. Активность амилаз мы определяем по их способности ускорять реакции гидролиза крахмала. 11
2.2. Методика исследований. Оборудование: Для работы мне потребовались пипетки – 4 шт., пробирки 2 шт., штатив для пробирок, стакан на 50 мл., а так же линейка и маркер. 12
Реактивы и материалы: раствор слюны ( моей – курильщицы и моей помощнице - не курящей), раствор крахмала, раствор йода, вода чистая теплая. Приготовление раствора слюны и других растворов. (Примечание: взятие слюны курильщика для пробы изучается сразу после выкуренной сигареты или в процессе курения.) Для того чтобы получить раствор слюны, необходимо в начале тщательно прополоскать рот. Затем в рот необходимо взять 20 мл дистиллированной воды и подержать ее во рту, размешивая языком в течение 2 – 3 минут. Полученные пробы слюны выливаем в стаканчики, отмеченные инициалами. Перед работой я сначала пронумеровала пробирки и с помощью маркера нанесла по две метки на равном расстоянии (через 2- 3 см.), используя линейку. 13
В пробирку с инициалами Е.Л. (мою) - до первой метки налила раствор собственной слюны, до второй – раствор крахмала. В пробирку с инициалами Т.П. до первой метки налила раствор слюны моей не курящей помощницы, до второй – раствор крахмала. В пробирки добавили по 2- 3 капли йода. 14
Поставила обе пробирки в стакан с теплой водой. Стала наблюдать за изменением интенсивности синего окрашивания растворов в каждой пробирке. 15
В пробирке с инициалами Е.Л., содержащей слюну курящего человека обесцвечивание раствора происходит медленно, синяя окраска не исчезает, после истечения 10 минут окраска также не исчезла,изменения незначительные. В пробирке с инициалами Т.П.,содержащей слюну не курящего человека синяя окраска раствора быстро исчезает. Постепенно в течение 10 минут наблюдается полное обесцвечивание раствора. 16
Результат можно видеть На фотографии: Вывод: На основании проведенного исследования можно сказать, что никотин и другие токсичные компоненты табачного дыма вызывают снижение активности ферментов слюны – амилаз к гидролитическому расщеплению крахмала. 17
4.1 Цель: узнать отношение школьников к проблеме табакокурения. Задачи: Информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости. Научить подростков критическому осмыслению рекламы табачных изделий. Методический материал: Анкета «Курение и здоровье». Таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом». Таблица «Что происходит при курении сигареты». Плакат рекламы продажи сигарет. 18
Ход работы: Я решила провести беседу о вреде курение и анкетирование среди учащихся 8-11 ог класса. В ходе беседы поднимались вопросы об отношении учеников к курению и людям с этой привычкой. Рассказывалось о вреде организму вызванным табакокурением. Обсуждались способы бросить курить. И почему вообще люди курят. Так же, я предложила ученикам заполнить анкету. Посмотрим же на какие вопросы пришлось ответить ребятам. 19
Анкета по теме: « Мнение учащихся о вреде курения». 1. Ваш пол: ________________________. 2.Возраст: _________________________. 3. Как вы учитесь: Отлично; Удовлетворительно; Хорошо; Неудовлетворительно. 4. Как вы относитесь к курению: Хорошо; Все равно; Плохо; Не отношусь. 5. Курят ли ваши близкие: Да; Нет; Иногда. 6. Пробовали ли вы курить: Да; Нет. 7. Курите ли вы: Да; Иногда: Нет; На дискотеке; В школе; В компании. 8. В каком возрасте вы начали курить: До 7 лет; лет; лет; 8-10 лет; лет; 17 и более. 9. Сколько сигарет в день вы выкуриваете: 1-3; 5-8; более 10; 3-5; 8-10; более пачки сигарет. 10. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки: От нечего делать; Модно; За компанию; Из любопытства; Успокаивает; Хочется быть взрослыми; Для снятия напряжения; Помогает похудеть; Поднимает настроение; Просто так; Баловство; Затрудняюсь ответить. 20
11. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель: Да; Нет; Иногда. 12. Как часто вы болеете простудными заболеваниями: 1 раз в месяц; 1 раз в полгода; 1 раз в 3 месяца; не болею. 13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение: Да; Нет; Затрудняюсь ответить. 14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей: Да; Нет; Затрудняюсь ответить. 15. Совместимы ли спорт и курение: Да; Нет; Затрудняюсь ответить. 16. Пытались ли вы бросить курить: Да; Нет; Пытался, но безуспешно; Бросил курить. 17.Напишите,какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 21
22
23
Средний возраст начала курения 13 лет. У большинства курящих школьников в семье есть курильщики. И отличной учебой такие ребята, к сожалению, не отличаются. Многие начинают курить по тому,что это модно, от скуки или просто - от не чего делать. Ни кто из них не думал, что это надолго. Многие думали, что побалуются и бросят. Не многие задумывались, что Минздрав предупреждает не напрасно. 24
1. Вести пропагандистскую работу против курения, с учетом возраста, пола, образования. 2. Дефференцированная пропаганда против курения, если она базируется на фактах, оказывается более доходчивой и убедительной, дает положительные результаты. 3. Правильно организовывать профилактику табакокурения. 25
«Биология» Современная иллюстрированная энциклопедия. Гл.ред. А.П. Горкин, М. Росмэн, Г. Онищенко «Во всем виноват Жак Нико». Российская газета, 2006 г. 26