СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ педагог-психолог О.В. Суманова МКОУ С(К)ОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические особенности подросткового возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт г.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Интерактивный тест для педагогов «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» КГКСКОУ СКШИ 8 вида.
Транксрипт:

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ педагог-психолог О.В. Суманова МКОУ С(К)ОШ

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п.1 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». МАКСИМАЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ОБРАЗОВАНИЕМ, ОТВЕЧАЮЩИМ ИХ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ПОТРЕБНОСТЯМ; ГАРАНТИРУЕТ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ С ОВЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБЩИХ С НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА; ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ВАРИАНТА ОБРАЗОВАНИЯ, АДЕКВАТНОГО ВОЗМОЖНОСТЯМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ, КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ С ОВЗ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЯЖЕСТИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ВИДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ;

ПРЕДМЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ Цель образования детей с ОВЗ – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития Стандарт рассматривается как часть действующего ФГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации обучающихся с ОВЗ совпадает с общим – оба обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося Соответственно предметом стандартизации являются требования к: * итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования; * структуре адаптированной образовательной программы, структуре индивидуальной специальной образовательной программы; * условиям получения образования.

* Стандарт является основой для: * Разработки и реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью; * Определения требований к условиям овладения обучающимися АООП; * Определение требований к результатам освоения АООП; * Определение нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана; * Объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и качества образования обучающихся с умственной отсталостью осваивающих АООП, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования.

* Содержательная область образования детей с ОВЗ * Академический компонент * Формирование жизненной компетенции Итоговые достижения обучающихся с ОВЗ в целом соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, но при этом оценивается как с точки зрения освоения «академического» компонента образования, так и жизненной компетенции ребенка Предусматривается значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции

* Академический компонент – накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. * - вариативная часть АООП, * -вариативная часть АООП, * -коррекционная часть АООП. * Компонент жизненной компетенции – овладение ЗУН, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированная, но также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей Разработаны два варианта стандарта образования (С и Д), соответствующие общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития умственно отсталых детей. * Стандарт образования обучающихся с ОВЗ предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, Программ и условий получения образования.

* На основе Стандарта создается адаптированная основная образовательная программа (АООП), которая при необходимости индивидуализируется, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью

* ТРЕТИЙ ВАРИАНТ СТАНДАРТА – С Обучение ребенка данной группы осуществляется по адаптированным основным образовательным программам (АООП). В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на формирование академических знаний и умений, а на приобретение ребенком практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Для таких детей актуальной является проблема приобретения положительного опыта общения и взаимодействия в совместной деятельности со здоровыми сверстниками. Этот вариант стандарта предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10). Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей

* ЧЕТВЁРТЫЙ ВАРИАНТ СТАНДАРТА – Д Умственно отсталый ребенок получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. Дети со сложными дефектами и расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно, а возможность приобретения практико- ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности, определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями ребенка. Для этих детей обязательным и единственно возможным является специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП) и организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Ввиду невозможности полноценного традиционного обучения, усилия педагогов и специалистов должны быть направлены на максимально возможную социализацию такого ребенка.

* Характеристика АООП * АООП представляет собой комплекс характеристик: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, а также оценочных и методических материалов; * АООП – это программа, которая учитывает особенности развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП детей-инвалидов дополняется ИПР; * АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность

* АООП включает обязательную часть (70%) и часть формируемую участниками образовательных отношений (30%); * Должна содержать: пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП, систему оценки достижений планируемых результатов, учебный план, программы учебных предметов, программу нравственного развития, программу коррекционной работы, программу формирования базовых учебных действий, программу формирования здорового образа жизни, программу внеурочной деятельности, систему условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта

* ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ВАРИАНТ С * Язык – знания о языке и речевая практика; * Математика – знание математики и практика применения математических знаний; * Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; * Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми (в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий); * Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; освоение основ трудовой деятельности и практика трудового взаимодействия; * Искусство – знания в области искусств, эстетические ориентиры и практика художественных ремёсел; * Физическая культура – знания о здоровья, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни. * Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения

* ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей два варианта АООП (С и Д), которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации.

* Обучающиеся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с ТМНР), интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить АООП (вариант С), либо испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по АООП (вариант Д), на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности. * Вариант Д может быть реализован в различных формах: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, на дому. АООП103 чел СИОП38 чел

ФГОС устанавливает три вида (уровня) требований к результатам освоения детьми АООП Предметные Метапредметные Личностные результаты.

личностные включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметные включают освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметные – включают освоенные знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный (достаточный не является обязательным для всех обучающихся)

Формирование универсальных учебных действий Успешное усвоение новых знаний, умений и компетентностей – умение учиться. Развитие личности обучающихся

Виды УУД

Личностные УУД Осмысление Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Самосознание Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Самоопределение Осознавать себя, свой дом, семью, быть гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира. Осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. Поступки Анализировать характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях

Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД Выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием), - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, - относить объекты к известным понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму Составлять простой и сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к собственному мнению. Понять другие позиции (взгляды, интересы) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Важнейшая задача современной системы образования психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка на всех этапах его обучения.

Показатели: умение работать по образцу, умение воспринимать устную инструкцию и следовать ей. Методика « Кодирование» Д.Векслер Методика « Палочки и черточки» У.Ульенкова Регулятивные УУД

1. Коммуникация как кооперация, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организация и осуществление совместной деятельности. Методика « Рукавички» 2. Коммуникация как взаимодействие. Методика « Правая, левая сторона» Коммуникативные УУД.

Личностные УУД Изучение учебной мотивации Самооценка

Образ выпускника начальной школы для ребенка варианта С знающий традиции и праздники своей Родины, способный к проживанию базовых социальных эмоциональных реакций и готовый их объяснить; готовый к выполнению базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг, законопослушный член общества); готовый к познанию окружающего мира с учетом психофизиологических особенностей для самостоятельного жизнепроживания; готовый к организации познавательной и трудовой деятельности по определенным правилам с минимальной внешней поддержкой; способный оценивать свое поведение и поведение окружающих людей на основе этических правил, готовый к соблюдению социальных правил совместного жизнепроживания; доброжелательный и открытый для взаимодействия с миром нормативно развивающихся сверстников, способный высказывать свое мнение и готовый обосновать свою позицию; готовый соблюдать определенные правила образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, знающий правила своего безопасного поведения по отношению к окружающим.

Образ выпускника начальной школы для ребенка варианта Д понимающий смысл базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг); готовый к восприятию и усвоению образцов поведения, необходимых для жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; способный к проявлению усилий по выполнению практических заданий-упражнений жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и с разумной внешней поддержкой; воспроизводящий поведение по определенным фиксированным социальным правилам повседневного совместного жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; проявляющий доброжелательную реакцию на внешнюю доброжелательность и готовый к взаимодействию в повседневном жизнепроживании с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; готовый соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы повседневного поведения при разумной внешней поддержке.

Концептуальные подходы Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социо-культурных и духовно- нравственных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Ст.2 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»

Социально-личностная жизнеспособность Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности: 1) осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного Я; 2) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 3) позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; 4) способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах; 5) способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.

Психофизиологическая жизнеспособность Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики: 1) свойственная организму человека достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде, проявляющаяся в сохранности привычного позитивного самочувствия; 2) постоянство и идентичность эмоциональных переживаний в однотипных ситуациях; 3) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

Жизнеспособность Жизнеспособность – системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума. выделяют два уровня жизнеспособности – психофизиологический и социально-личностный.

Качество образования Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам федеральным государственным требованиям и потребностям лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы Ст.2 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»

Обучение Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению ЗУН и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни Ст.2 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»

Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от г г. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ( с изменениями на 28 мая 2014 г.) Проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Нормативно-правовые документы

Спасибо за внимание Желаем успеха !