Практикум « Программы по внеурочной деятельности как механизм формирования планируемых результатов обучения младших школьников». Заседание окружного методического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Advertisements

О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Транксрипт:

Практикум « Программы по внеурочной деятельности как механизм формирования планируемых результатов обучения младших школьников». Заседание окружного методического объединения учителей начальных классов Северного образовательного округа. 15 октября 2014 года

ученик (потребности) модель выпускника успешная личность ФГОС НОО образовательная программа программа внеурочной деятельности (модель) заказ государства общество родители

Реализация ФГОС НОО Стандарты начального общего образования Основная образовательная программа НОО ОУ Программа по внеурочной деятельность

Выпускник начальной школы: Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО: Задачи условия для развития ребёнка учёт возрастных особенностей Направ- ления спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Формы кружки, секции, научные общества экскурсии, диспуты, беседы, круглые столы

Параметры выбора модели. 1. Условия учебного заведения: - местонахождение, удалённость от центра города, от УДО, культурных центров …. - оснащённость кабинетами, наличие спортивного и актового залов кадровые ресурсы (внутришкольная система ДО, квалификация педагогических работников) материально-технические научно-методические финансово-технические 2. Существующая система УДО города, культуры, спорта, …

Модели внеурочной деятельности: оптимизационная модель- оптимизация всех внутренних ресурсов учреждения модель дополнительного образования модель «школы полного дня» инновационно-образовательная модель

Оптимизационная модель тьютор педагог ДО социальный педагог психолог воспитатель ГПД библиотекарь педагог-организатор

Соотношение направлений внеурочной деятельности (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ) и направлений воспитания (в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания) Направления развития личности младшего школьника Основные направления воспитания 1. Духовно-нравственное Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания 2. Общеинтеллектуальное Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 3. Социальное 4. Общекультурное Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях 5. Спортивно- оздоровительное Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (на основе Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)

п/ п Направления Курсы 1 Духовно-нравственное «Введение в этическую грамматику для учащихся 1- 4 классов» 2. Общеинтеллектуальное 1. «Информатика в играх и задачах для учащихся 1-4 классов» 2. «Введение в курс английского языка для учащихся 1 классов» 3. «Основы проектной деятельности для учащихся 1 классов» 4. «Развитие творческих способностей» 3. Спортивно- оздоровительное «Разговор о правильном питании», ЗОЖ 4. Общекультурное Метапредметный курс «Мышкин дом» «Основы оформительского дела для учащихся 1 классов»

Алгоритм реализации модели внеурочной деятельности программа план мероприятий осуществление деятельности

Организация образовательного процесса в 1 классе. Понедельник 1. Литературное чтение 2. Математика 3. Физкультура 4. Русский язык __________________________________ 5. Классный час 6. Мероприятие, организованное педагогическим работником ( педагог- психолог) ГПД

Организация образовательного процесса в 1 классе. Вторник 1. Литературное чтение 2. Изобразительное искусство 3. Математика 4. Динамическая пауза 5. Русский язык __________________________________ 6. Мероприятие, организованное педагогическим работником (социальный педагог) 7. «Информатика в играх и задачах» (ДО) / Физическая культура ГПД

Организация образовательного процесса в 1 классе. Среда 1. Русский язык 2. Математика 3. Физкультура 4. Окружающий мир 5. Музыка __________________________________ 6. «Основы оформительского дела» (ДО) 7. Мероприятие, организованное педагогическим работником (библиотекарь) ГПД

Организация образовательного процесса в 1 классе. Четверг 1. Литературное чтение 2. Математика 3. Динамическая пауза 4. Русский язык 5. Технология ________________________________ 6. Физическая культура/ «Информатика в играх и задачах»(ДО) 7. «Иностранный язык» (ДО) ГПД

Организация образовательного процесса в 1 классе. Пятница 1. Литературное чтение 2. Русский язык 3. Физкультура 4. Окружающий мир __________________________________ 5. «Введение в этическую грамматику» 6. Мероприятие, организованное педагогическим работником (организатор) ГПД

Преимущества оптимизационной модели: создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении (тьютор- учитель-педагог ДО) создание условий для развития личностного потенциала младшего школьника удовлетворение образовательных запросов родителей содержательное и организационное единство всех структурных подразделений (рамки программы) применение педагогическими работниками разнообразных форм деятельности минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность (осуществление деятельности педагогическими работниками в соответствии с должностными обязанностями и категориями)

Недостатки модели / Проблемы в организации внеурочной деятельности кадровые ресурсы учреждения проблемы в адаптационный период (учёт возрастных особенностей) частичное предоставление выбора деятельности обучающимся (в каникулы больше возможности) не всегда удовлетворяем образовательные потребности обучающихся в посещении УДО (корректировка) работа учреждения на 2 здания нехватка помещений для проведения мероприятий, отсутствие спортивного зала материальное оснащение ОП удалённость от учреждений культуры (много времени на переходы) нет условий для организации дневного сна (Сан ПиН – 10 от , 189)

Программа внеурочной деятельности 1) Титульный лист 2) Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики курса ; общую характеристику курса ; описание места курса в учебном плане ; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ; 3) Содержание учебного курса ; 4) Учебно - тематический план ; 5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса ; 6) Календарно - тематический планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 7) Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса ; 8) Мониторинг освоения программы курса

Титульный лист Титульный лист наименование общеобразовательного учреждения ( в соответствии с Лицензией ); название курса, для изучения которого написана программа ; указание параллели, класса, в котором изучается курс ; фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы ; гриф утверждения программы ; год составления программы.

Пояснительная записка о соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Указываются : - нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа ;

Пояснительная записка Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы. Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу ( если таковые имеются ) и их обоснование ( модифицированная ) Определение места и роли учебного курса в соответствии с ФГОС.

Пояснительная записка В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа МКОУ гимназии г. Слободского реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Дополнительная образовательная программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности учащихся МКОУ гимназии г. Слободского « Развитие творческих способностей для учащихся классов » на учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования ( Приказ МОиН РФ 373 от 06 октября 2009 года ), « Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа » /[ сост. Е. С. Савинов ]. – 4- е изд., перераб. – М.: Просвещение, ( Стандарты второго поколения ), программы курса « Мир геометрии » О. Б. Шамсудиновой ( УМК системы развивающего обучения Л. В. Занкова ) и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Цели и задачи программы Информация о целях и задачах изучения курса на конкретной ступени образования ( в соответствии с целями и задачами курса, определяемыми авторами - разработчиками УМК ).

Цель программы Цель - создание воспитывающей и развивающей среды для формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей каждого учащегося.

Задачи программы 1. Способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся уровня начального общего образования : 1.1. Развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы Формировать у учащихся коммуникативные универсальные действия : умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. 2. Формировать у учащихся навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. 3. Развивать у учащихся психические познавательные процессы : различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. 4. Формировать у учащихся навыки творческого мышления и развивать умение решать нестандартные задачи. 5. Формировать у учащихся умение видеть геометрические формы в окружающей жизни. 6. Развивать у учащихся пространственное воображение при изучении элементов геометрии ; учить изображать простые геометрические формы.

Прогнозируемые результаты реализации программы по отношению к учащимся : Информация о планируемом уровне подготовки учеников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, целями и задачами основной образовательной программой образовательного учреждения.

Прогнозируемые результаты реализации программы по отношению к учащимся : Сформированность личностных результатов : способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции. Сформированность метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Сформированность предметных результатов, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана данная программа. Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, (1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю ), 2- 4 классы по 34 часа в год (1 час в неделю ).

Содержание курса Перечисление тем, разделов, блоков того материала, который изучается в данном курсе.

Содержание программы курса Основное содержание Программы представлено двумя блоками : 1. Геометрический материал. 2. Система творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование, применение объектов. Оба блока представлены в содержании Программы каждого из 4- х годов обучения. Каждый из двух блоков Программы несёт в себе определённое содержание, способствует реализации идеи овладения учащимися универсальными учебными действиями, что является требованием ФГОС НОО, даёт возможность увидеть и осознать практическую и прикладную значимость полученного опыта.

Учебно - тематический план Учебно - тематический план отражает название и последовательность изложения содержания программы, количество часов по каждому блоку с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Теоретический материал ( количество часов в каждом классе ); Практический материал ( количество часов в каждом классе ).

Учебно - тематический план 1 класс Название блока Всего часов ТеорияПрактик а 1 Геометрический материал Система творческих заданий Итого

Содержание программы курса Название раздела, темы занятий. Количество часов Раздел : пространственные отношения.2 часа Изучение и сравнение объектов. Пространственные отношения ( налево, направо, вверх, вниз ). 1 Раздел : точка.4 часа Изучение и описание объекта. Точка. 1 Изучение, описание и сравнение объектов. Замкнутые и незамкнутые линии. 1 Изучение, описание и сравнение объектов. Прямая и кривая линии. 1 Изучение, описание и сравнение объектов. Вертикальные и горизонтальные линии. 1

Планируемые результаты личностные ; метапредметные : регулятивные ; коммуникативные ; познавательные ; предметные результаты освоения конкретного учебного курса.

38 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Личностные результаты. Личностные результаты. Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы : - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям, к школе ; - понимание значения геометрического материала в собственной жизни ; - интерес к предметно - исследовательской деятельности ; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата ; - понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности ; - восприятие нравственного содержа ­ ния поступков окружающих людей ; - этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков ; Учащийся получит возможность для формирования : - широкого интереса к познанию математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач ; ориентации на анализ соответ ­ ствия результатов требованиям конкретной учебной задачи ; адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности ; ориентации в поведении на принятые моральные нормы ; понимание важности осуществления собственного выбора.

Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия. Учащийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы ; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий ; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образ ­ ном уровне ; выполнять действия ( в устной форме ), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир ; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно ;

Регулятивные универсальные учебные действия. Учащийся получит возможность научиться : - понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. заданий, развивающих смекалку ; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи ; - выполнять действия ( в устной, письменной форме и во внутреннем плане ) с опорой на заданный ориентир ; - на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов ; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно - образным, словесно - образным и словесно - логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками ; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Учащийся научится : - принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации ; - допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении ; - координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве ; приходить к общему решению в спорных вопросах ; - использовать правила вежливости в различных ситуациях ; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ;

Познавательные универсальные учебные действия. Учащийся научится : - самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в справочной литературе и дополнительных источниках, в т. ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета ; - кодировать информацию в знаково - символической или графической форме ; - на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций ; строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме ; проводить сравнение ( последовательно по нескольким основаниям ; наглядное и по представлению ; сопоставление и противопоставление ), самостоятельно строить выводы на основе сравнения ; осуществлять анализ объекта ( по нескольким существенным признакам );

Предметные результаты. Работа с текстовыми задачами. Учащийся научится : преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия ; - составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах ( таблица, схема, чертежи т. д.). Учащийся получит возможность научиться : - изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл ; - находить разные способы решения одной задачи ;

Предметные результаты. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Учащийся научится : - различать окружность и круг ; - строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля ; - строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника. Учащийся получит возможность научиться : - использовать транспортир для измерения и построения углов ; - делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей ;

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительной образовательной программы научно – технической направленности « Информатика в играх и задачах для учащихся 1-4 классов » (1 год обучения )

Название раздела, тема занятия Кол - во часов Тип занятия Форма занятия Информ ационно е сопрово ждение Дата по плану Дата по факту 1 Описание предметов. Цвет предметов Изучение нового материала и первичное закреплени е Традици онная 1, 3, 14, Форма предметов. 1 Комплексно е применение знаний и умений Игра - путешест вие 7, 9, Размер предметов. 1 Комбиниро ванное Занятие - игра 18, 30,

Мониторинг освоения программы курса Для учителя : 1. Диагностика уровня мотивации достижений. 2. Диагностика креативности, творческих способностей. 3. Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий. Для учащихся : Участие в мероприятиях (1 класс – конкурс « Путешествие в Вообразилию », 2 класс – « Турнир смекалистых », 3 класс – « Фестиваль фантастических идей », 4 класс – Выставка реальных и фантастических работ и др.)

Материально - техническое обеспечение Материально - техническое обеспечение Программы составлено в соответствии с рекомендациями по оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС НОО. I. Учебные и методические пособия : II. Перечень учебного оборудования и средств ИКТ

Спасибо за внимание! Хорошо спланировано – наполовину сделано.