Интернет-технологии и развитие образования. Образовательные возможности интернет-технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Advertisements

Программа информатизации МОУСОШ гг..
1 Базовая подготовка в сфере ИКТ в структуре педагогической деятельности. Единое информационное пространство школы: Определение и описание структуры ИП.
Информационно - ресурсное обеспечение модернизации образования в РФ Презентацию подготовил : зам. по информатизации МБОУ Горковская сош, Сорокина Ю. И.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов,
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
ИТ в самостоятельной и научной деятельности студентов и преподавателей. Организация учебного процесса с помощью современных технических средств. В построении.
L/O/G/O Докладчик: Юрко Н.И. Педагогический совет
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Презентация к педсовету Автор: директор МОУ ООШ 27 Белянова Т.Н.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Транксрипт:

Интернет-технологии и развитие образования. Образовательные возможности интернет-технологий

2 Приказ N 1313 от "О программе модернизации педагогического образования" В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования, одобрен коллегией Минобразования России.

3

4 Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам, а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.

5 В практике открытого и дистанционного образования, можно выделить три основных технологии: Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей – тьюторов в созданных для этих целей региональных учебных центрах (РЦ)); TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов; Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

6 В рамках эксперимента Минобразования были детально проработаны и внедрены на практике: технология создания и работы региональных учебных центров; система работы с авторами курсов и преподавателями-тьюторами; порядок взаимоотношений учебных заведений с их региональными учебными центрами; множество других технических и административных аспектов, без которых невозможно создать действующую систему большой сложности.

7 Региональная структуру ИОС

8 Общесистемные ресурсы ИОС

9 Пример виртуального представительства

10 В информационно-образовательной среде системы открытого образования РФ можно выделить множество структурных элементов организаций различающихся выполняемыми в среде функциями и множество категорий физических лиц, являющихся как пользователями среды, так и обеспечивающие ее функционирование. На следующем слайде представлены категории всех структурных элементов среды и физических лиц, участвующих в ее работе.

11 Организации Наименование субъекта Характерные признаки 1Базовое учебное заведение (БУЗ) Учебное заведение, имеющее в ИОС свое виртуальное представительство и ведущее учебный процесс по своим учебным планам или отдельным курсам с выдачей соответствующего документа об образовании от своего имени 2Региональный учебный центр (РЦ) Учебное заведение, имеющее сертификат РЦ хотя бы одного базового учебного заведения и преподавателей-консультантов (тьюторов) им сертифицированных, организующее учебный процесс по методикам, учебным планам, программам и курсам базового учебного заведения под его документ об образовании 3Территориальный пункт доступа (ТПД) Любая организация, имеющая сертификат ТПД хотя бы одного базового учебного заведения, обеспечивающая пользователям возможность обучения по сетевым технологиям (доступ к Интернет), но не выполняющая никаких образовательных функций 4Консалтинговый центр (КЦ) Организация, обеспечивающая разработку и совершенствование программных и иных технологий ИОС. Обеспечивает работоспособность программного обеспечения ИОС, создание новых региональных ИОС (региональных виртуальных университетов) и консультирование их администраторов по всем вопросам эксплуатации среды 5Региональный виртуальный университет (РВУ) Региональная информационно-образовательная среда, созданная на единых для всей ИОС ОО РФ принципах и обеспечивающая создание виртуальных представительств БУЗ региона, формирование каталогов регионального уровня и статистических показателей РВУ, а также взаимосвязь с другими РВУ 6Виртуальное представительство (ВП) Программный комплекс, функционирующий в составе одного из РВУ ИОС и обеспечивающий БУЗ полным набором сервисных служб для ведения учебного процесса по сетевой технологии

12 Информационные ресурсы информационно-образовательной среды текстовые материалы, компьютерные обучающие программы, математические модели, мультимедиа продукты образовательного направления и т.д.

13 Порядок доступа к ресурсам

14 Педагогические технологии обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве - cooperative learning); метод проектов; разноуровневое обучение; "Портфель ученика"; Интернет-технологии (в данном случае имеется в виду возможность общения с партнерами из других регионов, стран);

15 Информационно-предметная среда в базового дистанционного обучения включает: 1. Виртуальные библиотеки; 2. Базы данных образовательных ресурсов; 3.Веб-квесты, предназначенные для целей обучения. 4. Телекоммуникационные проекты. 5. Виртуальные методические объединения учителей. 6.Телеконференции, форумы для учителей и учащихся; 7. Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей). 8. Научные объединения школьников.

16

17

18

19 Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый имел свободный доступ из любого курса: к информационному обеспечению (справочники по соответствующим предметам, энциклопедии, консультационный центр); к необходимым разделам курсов по смежным областям знания; к лабораторным работам, практикумам; веб-квестам; проектам.

20 Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные наблюдения за природным, физическим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное исследование того или иного явления в различных местностях для выявления определенной тенденции проблемы; предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того способов решения одной проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

21 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК КОММУНИКАТИВЫЙ БЛОК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия

22 Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи.

23 Концептуальные педагогические положения 1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого 2.Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации 3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, обучаемый должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность 4. Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий. 5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами. 6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи автоматического контроля

24 При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: Мотивация Постановка учебной цели Создание предпосылок к восприятию учебного материала Подача учебного материала Обратная связь Оценка Мультимедиа

25 Учебник для ДО должен обладать следующими качествами Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса, а также в логической структуре изложения Удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу Использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник. Разбивкой курса на небольшие блоки (страницы). Наличием глоссария Ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет. Доступностью Эффективной обратной связь с преподавателем

26 В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО: Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора Введение (Информация о курсе) Основной текст в виде модулей Вопросов для самотестирования Справочные материалы по предметной области курса Литература Электронная библиотека Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми Практические и лабораторные работы Творческие задания Блок проблемных ситуаций База данных рефератов, курсовых работ, проектов Web- работы студентов Блок с файлами Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них Заключительный тест Блок мониторинга результатов учебной работы Пакет анкет Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий Виртуальный лабораторный практикум

27 ПРИМЕР web-страницы дистанционного курса

28 Отличия «электронных» пособий от традиционных «бумажных» электронная книга может быть "прошита" гипертекстовой сетью, обеспечивающей произвольную навигацию по учебному материалу; электронное пособие упрощает подготовку преподавателем демонстрационных примеров для лекционных и практических занятий; открытость электронной книги или возможность изготовить собственный его вариант, свойство открытости электронных учебников создает условия для неограниченного роста объема информации, содержащейся в них; за счет развитой системы гиперссылок можно легко переходить с одного уровня на другой и осуществлять быстрый поиск информации.

29 Недостатки электронного учебника: из-за обилия информации ручная навигация по гиперссылкам затруднена. с использованием гипертекстовых документов и активным использованием информационных технологий в дистанционном обучении, разработка электронного учебника становится более сложной задачей. невозможность подключение новых модулей, содержащих теоретический материал, контрольные вопросы и практические задания по вновь добавляемой теме

30 Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

31 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

32 В системе высшего образования в России уже происходят существенные изменения: создание региональных систем высшего образования; децентрализация управления и расширение автономии вузов; создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды; усиление диверсификации образования и развитие многоуровневой структуры; модульный и элективный подход в определении содержания образования; создание нетрадиционных учебных заведений на основе новых информационных технологий; расширение диалогических форм преподавания и обучения; расширение совместительства среди профессорско- преподавательского состава и параллельной работы и учебы среди студентов дневных отделений.

33 Механизм взаимодействия педагога и обучаемого при самостоятельной работе с модулем Содержание модуля Обучаемый Позиция по решению задачи Оценка принимаемых решений Педагог Контроль сформированности Контрольные задания различного уровня сложности знаний и умений

34 Схема взаимодействия преподавателя и ученика при работе с модулем под руководством педагога Обучаемый Позиция по решению проблемы Советы по решению проблемы Педагог Совместное решение Изучаемая проблема Модуль Информация

35 Пример использования модульной технологии

36 Источники 1. Выступление министра образования РФ на круглом столе журнала «Эксперт» ( 2. Круглый стол по вопросам создания Национальной программы развития интернета в школьном образовании ( 5tomorrow/2000/ras_026.html). 3. Состояние и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом.// Министерство образования, ЦИАН. – Москва. – Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на годы» (проект). // Москва. – 2001 ( htm 5. Хворостов А., Кокарева Л. Старшеклассники и информационные технологии: сравнительный анализ результатов исследования 1992 и 1997 годов/ Образование и информационная культура. Ред. В.С.Собкина. // Центр социологии образования РАО. – Москва. – Арапов М.В. Интернет-ресурсы для системы социально-гуманитарного образования в России ( 7. Колесов А. Что такое жизнь ИТ-специалиста? Постоянная учеба и сдача экзаменов! // Модус. – 6. – Терехов А.П., Терехов А.А., Туньон В. Проблемы обучения информационным технологиям // Москва. – BYTE. – –