Психолого-педагогическая антропология: всестороннее разноплановое изучение человека и его особенностей как субъекта образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Индивид, индивидуальность, личность Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления,
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Тема: Личность как уникальная социальная система. План : 1. Человек, индивиды, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. Основные типы личности.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
А 1. Кто является автором теории происхождения человека от животного: 1) Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4) Ж. Кювье Правильный ответ.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Транксрипт:

Психолого-педагогическая антропология: всестороннее разноплановое изучение человека и его особенностей как субъекта образования

План 1. Естественнонаучный и гуманитарный подходы к изучению человека. 2.Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса. 3. Понятие «человек» и его интерпретация.

1. Естественнонаучный и гуманитарный подходы к изучению человека

«Началом», «центром» и «осью» всего образовательного процесса, предполагающего «обработку людей людьми», является человек, поэтому знания о нем оказываются необходимой предпосылкой любой образовательной деятельности. В зависимости от того или иного понимания человека, его места в мире, смысла существования, будут даны принципиально различные ответы на извечные вопросы педагогической науки: кого, как, зачем учить, образовывать и воспитывать?

Естественнонаучный подход к разработке проблемы человека Изучение внутреннего мира человека принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п.

Гуманитарный подход к разработке проблемы человека в науке Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни, связано с выявлением собственно человеческого в человеке, с раскрытием человеческой субъективности.

Гуманитарная познавательная парадигма Основным способом познания человека и его «второй природы» выступает понимание. Понимание внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Технократическая парадигма Натуралистическая парадигма Воспитание рассматривается как целенаправленное формирование наставником обучающегося соответственно своему замыслу. Это своего рода разновидность производственной деятельности по «обработке» объекта труда. Воспитанник уподобляется пассивному, аморфному материалу, из которого можно «лепить» все, что угодно. Игнорируются активность подопечного, его природные задатки, психологические закономерности развития. (Объяснительно-иллюстративная модель обучения) Воспитание – это содействие внутренне обусловленному развитию индивида. Метафорой такого представления о воспитании будет ближе всего труд садовника. Недооценивается важность технократического аспекта как целенаправленной деятельности педагога. (Теория и практика проблемного обучения)

2. Философско- психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса

Философские и психологические представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное значение для образования, воспитания и педагогической деятельности «Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта – развивающейся личности человека» В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев

Главной причиной развития выступают не внутренние силы, присущие организму, а внешние силы, исходящие из окружающей среды

Человек также как и животные поддается дрессировке

На основе бихевиористской концепции возникла «поведенческая» педагогика. Суть ее заключается в следующем: Если все время поощрять социально положительное поведение индивида и наказывать социально негативное, человек усвоит социальные нормы и станет хорошим гражданином и тружеником. Сложность лишь в том, чтобы найти надежную систему связи между поведением и стимулированием.

Структура личности по З. Фрейду

Ид является источником психической энергии, действует в бессознательном и включает базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты. Супер-Эго – это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Супер-Эго формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения.

В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие представления: сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов.

Карл Роджерс( ) – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии

«Бытие и время» Характеристики нашего настоящего: 1. Человек всегда заброшен в этот мир. 2. Мир не имеет смысла, кроме того, который мы сами ему придаем. 3. Личность существует из-за себя и для себя (люди одиноки). 4. Человек хотя и нуждается в других людях, но подлинная связь между людьми невозможна. 5. Возникновение личности всегда навязано извне. 6. Личность – это бытие, всегда направленное к смерти.

Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности; это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится.

Карл Ясперс – немецкий философ ( ) Для Ясперса средством преодоления отчуждения (дезинтеграционного состояния человека) является коммуникация, понимаемая как возможность высказаться и быть услышанным. Благодаря коммуникации человек может обрести самого себя.

Виды бытия: 1. Предметное бытие – это мир явлений, вещей, объектов. 2. Экзистенция – Я-бытие – это моя необъективируемая сущность. 3. Трансценденция – это непостижимый предел всякого бытия и мышления.

Жан-Поль Сартр – французский писатель и философ ( ) «Человек осужден быть свободным: свободен потому, что однажды брошен в мир, отвечает за все, что делает». «Человек есть то, что сам он из себя делает»

Экзистенциальная педагогика Главная цель – создание условий для решения обучающимися стратегического жизненного вопроса: как быть, чтобы не только не терять, но и постоянно находить себя. Опирается на три положения: 1) самореализация личности; 2) свобода выбора; 3) ответственность.

3. Понятие «человек» и его интерпретация

Сущность человека проявляется в следующих характеристиках: 1. Человек – это существо, обладающее сознанием. Это функциональная способность человека моделировать в образах и понятиях как внешний, так и внутренний мир. Сознание всегда неразрывно связано с самосознанием, с рефлексией, т.е. с «оборачиванием на себя», с самоудвоением мира. 2. Человек – это существо разумное. Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности.

3. Человек – это существо социальное. Он не может жить вне общества. 4. Человек – это существо, которое всегда стремится к свободе. 5. Человек – это существо, которое ищет смысл и стремится к нему. 6. Человек – существо духовное.

Таблица - Ступени развития субъективности человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) 1 Оживление (индивид) Становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов 2 Одушевление (субъект) Развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоции воли и способностей 3 Персонализа- ция (личность) Оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям 4 Индивидуализация (индивидуальность) Обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни 5 Универсализация (универсум) Восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира

Понятие о человеке как индивиде Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это телесное бытие человека. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил Субъект в философско- психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение субъект деятельности.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т. д.

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (духовное бытие человека) «Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, начало сверх природного, сверхъестественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредственном само бытии». С.А. Франк

Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести. Универсальность состоит в том, что любой элемент Вселенной и вся она в целом может стать частью человеческого опыта, а также в том, что человек удерживает в сознании бесконечность мира.

Таблица - Интегральная модель человека (И. Подласый) Уровни Диагностические показатели Генный Генотип. Наследственные факторы, ответственные за физическое, психическое, интеллектуальное, социальное и духовное развитие индивида. Физический Соматический тип. Конституция тела. Антропологические данные. Свойства ЦНС (сила возбуждения, подвижность). Физическое развитие (сила, выносливость, быстрота, гибкость) Психический Характер – стержень личности. Темперамент. Сенсорные свойства. Особенности восприятия пространства, времени, звука, цвета, формы. Психотип. Эмоции, чувства. Показатели эмоциональной активности (диапазон и сила чувств). Личностные характеристики.

Продолжение таблицы Интеллекту альный Мышление (предметно-образное, логическое, аналитическое, творческое), художественное воображение, фантазия. Интеллект. Уровни интеллекта. Типы одаренности. Память. Социальный Мировоззрение, взгляды, социальные ориентации. Интересы, склонности, ценности, мотивы. Ролевой статус в социальной группе. Общие и индивидуальные коммуникативные свойства. Энергоинфо рмационный Душа. Дух. Запас жизненной энергии. Способность ее расходовать и пополнять. Экстрасенсорные возможности. Умение пользоваться энергоинформационными силами организма. Духовный Осознание Творца. Понимание себя, своего места в жизни, своих желаний и возможностей. Самоограничение. Выполнение заповедей. Духовная жизнь.