Дореволюционный этап итоги К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально- гуманитарного цикла была невелика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Становление предмета «обществоведение» в школе. 2. Обществоведение 20-х годов. 3. Общественные дисциплины годов. 4. Обществоведение х годах.
Advertisements

Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Задачи и содержание курса обществоведения 1962 г Выполнили : Грачева Анастасия и Ежова Елена.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Выполнила студентка Группы К-21 Хейгетян Нина Преподаватель: Прусакова Т.А.
Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 г.г.)
Содержание и структура рабочей программы педагога Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Школьное самоуправление в истории развития общественного образования.
Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 2. История отечественного образования: XX век. Преподаватель: к.пс.н.,
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
История Конституции В 1809 году царь Александр I поручил М.М. Сперанскому подготовить проект преобразований. Уже в конце года было создано знаменитое.
2012 г МОУ Лицей 3 г. Дзержинский Московской области Учитель истории Кириченко Н.И Урок по истории России 9 класс.
Русское государство XVIII века. – переломные в истории отечественной педагогической мысли; – начальный период создания государственной системы народного.
От пера до компьютера. Первобытные люди В примитивных, перво- бытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
Особенности преподавания школьного курса обществознания и итоговой аттестации школьников по обществознанию в свете перехода на стандарты второго поколения.
1 Блок «Конституция» Российской империи гг 6 баллов.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Научное общество учеников (НОУ) – добровольное творческое объединение учащихся школы, способных.
Петр Федорович Каптерев «Ни государство, «Ни государство, ни церковь, а только ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и влиять, направлять.
Транксрипт:

Дореволюционный этап итоги К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально- гуманитарного цикла была невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин "Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто, заявляем, что школа вне жизни, вне политики это ложь и лицемерие".

А.В. Луначарский стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»

М.Н. Покровский Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР. Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое» Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.

П. Н. Лепешинский Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР «Московский проект» наиболее радикальный вариант реформы образования: всеобщее, бесплатное светское, равное, непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии) примерные программы отмена классов по возрастам группировкой отмена предметного преподавания вместо учебников рабочие книги школа-коммуна главный фактор образования - труд. политехнический принцип обучения выделял эвристический метод воспитывать должны школа и государство

П.Ф. Каптерев "Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое"

Положение учительства Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: "Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности на преподавателя истории» "Ассоциация научно-педагогических организаций" (1200 ч ел ) Всероссийский съезд по просвещению (26 августа 4 сентября 1918 г.) Более 1000 периодических педагогических изданий

Главные нововведения " Положение о единой трудовой школе", утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 Б ыли разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по «Истории и социологии труда» : а)первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9) б) Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии. в) Всего на предмет отводилось 144 часа

Обществоведение 20-х годов В декабре 1920 г. январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению программы единой семилетней школы 1921 года в этих программах впервые появился термин "обществоведение". Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г. Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме, своего рода компромисс между старой и новой школой.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно- воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д. Также экскурсионная работа и метод проектов

Обществоведение это наука или комплекс знаний ? Автор объяснительной записки программы 1921 г. Н. Тарасов стоял на точке зрения, что это самодовлеющие отрасли общественного знания: экономика, право и история, объединенные в цельную дисциплину обществоведение. Другие авторы считали, что не следует вводить в школу несуществующую науку. Если же понимать под обществоведением социологию, то эта абстрактная наука недоступна для учащихся семилетки.

«На путях к новой школе» К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

Первые учебники Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева. «Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков, С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925) Учебник по истории труда, Н.А. Рожков Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926 )