ТЕКСТ ЕСТЬ МИР VS МИР ЕСТЬ ТЕКСТ региональный методологический семинар «Лингвистика текста и инструменты анализа» 28 октября 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Информационные технологии 1. Понятия: информатика и информационные технологии 2. Важнейшие понятия информатики 3. Основные информационные и коммуникационные.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
Понятие "Информация". Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Интегрированный УМК «Открываю законы родного языка, математики и природы» для 1- 4 кл. Семинар НФПК марта 2007 года.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
1 СТАНДАРТЫ 2004 – 2009: «покой на только снится».... С.А.Бешенков Москва 2009.
Транксрипт:

ТЕКСТ ЕСТЬ МИР VS МИР ЕСТЬ ТЕКСТ региональный методологический семинар «Лингвистика текста и инструменты анализа» 28 октября 2014 года

Текст – одно из фундаментальных понятий современного гуманитарного знания. Феномен текста является объектом исследования во многих научных направлениях. В настоящее время насчитывается определений текста, которые характеризуют его различные стороны. Текст одновременно фигурирует в виде единицы мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. «Текст есть мир» (Х.Л. Борхес) – самое широкое представление о тексте.

Как развитие данной формулы мир рассматривается как единый текстовый континуум, объединяющий множество текстов, которые «коммуницируют» друг с другом. В противовес столь широкой трактовке текстом считается любая последовательность предложений, организованная во времени или в пространстве таким образом, что предполагает целое. Также, текст это: – словесное законченное произведение, либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.) (литературоведение) ; – последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам конкретного языка, данной знаковой системы, и образующая сообщение (лингвистика); – зафиксированный фрагмент человеческого опыта, передающийся в процессе литературной коммуникации и обеспечивающий образование у адресата ментальных моделей, служа тем самым сотворению и возникновению нового знания (когнитивистика). NB: Отсутствие единого определения текста не мешает его узнаванию! Текст как объект науки

Текст – сложное понятие науки и культуры, подходы к нему определяются доминирующими на каком-либо этапе общественными идеями и уровнем общественного сознания. Данный факт связан с тем, что прямого соответствия между единицами мышления и единицами языка не существует. Совокупность текстов создает информационное культурное поле, которое во многом определяет особенности сознания включенного в него индивида. Этот подход к тексту, по сути, отражает осмысление изменившихся в XX в. отношений между транстекстуальным и транс визуальным способами продуцирования, хранения и передачи информации. Текст и мышление

Развитие визуальных технологий и появление телевизора подвергло пересмотру проблему места формирования образов и проблему развития врожденной памяти. Границы между предметами исчезли, субъект и мир стали нераздельны, … НО телепотологический феномен не сближает субъект и мир, он предвосхищает человеческое движение, опережает любое перемещение тела в отмененном пространстве (П. Вирильо). Восприятие мира человеком в корне изменилось, потому что взгляд и его пространственно-временная организация предшествуют жесту, речи и их координации в познании, узнавании, научении. В отличие от развития многообразных визуальных форм, текстовая передача информации остается достаточно стабильной, однако, ее восприятие изменилось наряду со структурой самого текста и характером языковой репрезентации содержания в тексте. Текст и образ

Текст и «контекст» В чем складывается принципиально иная ситуация для восприятия текста? 1. Изменилось понятие фундаментальности науки. Научная мысль работает сегодня в условиях запутанности информационных потоков, с различиями, а не с всеобщими характеристиками. 2. Современная социальная реальность – это реальность интеллектуальных технологий, где познание (cogito) рассматривается как основной ресурс и источник развития информационного общества. 3. Процессуальная когнитивная сторона знания сегодня важна также как результативная, интерес направлен на скрытые способы работы мысли.

4. Фокус внимания переносится на ментальные основы, стоящие за созданием и интерпретацией текста; на возможности текста как инструмента познания. 5. Языковые явления рассматриваются как феномены, существующие на стыке трех онтологий – онтологии мира, онтологии человека и онтологии языка. Только сознание человека (онтология человека) связывает их воедино и наделяет общими и уникальными представлениями о вкусе, запахе, цвете и т.д

Текст актуализирован как часть процесса приобретения, представления и передачи знания. Процесса, который, в целом, определяет формирование разумного поведения. Текст как источник познания

Перспективы работы с текстом в учебном и исследовательском процессе сегодня связаны с умением сочетать традицию и достижения других наук. Текст в перспективе

Научные публикации свидетельствуют о том, что мир вступил в эпоху NBIC-конвергенции. Это ускорение научно-технического прогресса за счёт взаимного влияния различных областей науки – нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий (NBIC: N -нано; B -био; I -инфо; C -когно). Особенности NBIC-конвергенции : интенсивное взаимодействие между научными и технологическими областями, широта рассмотрения – от атомарного уровня материи до разумных систем, технологическая перспектива роста возможностей развития человека. Конвергенция означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются, когнитивная наука становится основой для усовершенствования мыслительной деятельности человеческого мозга. Текст в эпоху NBIC-конвергенции

NBIC-эпоха существенно меняет устоявшееся отношение к тексту, процессу его производства и интерпретации, а также к самому феномену языкового творчества. Текст, художественный текст, в частности, необходимо рассматривать как часть совокупного знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В такой перспективе появляется возможность решения новых научных проблем в области изучения процессов, связанных с обработкой, хранением и репрезентацией в тексте опыта человека, его эмоционально-эстетического опыта. Развитие новых подходов в филологии и методике обучения открывает горизонты междисциплинарного синтеза и привлечения результатов других наук.