Биографический и историко- культурный комментарий на уроках по изучению лирики в школе как средство интегрирования предметов гуманитарного цикла и необходимая составляющая анализа произведения. Автор Надеева Т. Б., учитель русского языка и литературы МОУ Истобенской СОШ Оричевского района
Культурное пространство Искусство Литература История
Комментарий Текстуальный Объясняет текст как таковой Концепционный Опираясь на знание текста даёт интерпретации : историко - литературные, философские и др.
Назначение историко - культурного комментария 1. Даёт более глубокое понимание авторского замысла 2. Делает понятным текст литературного произведения 3. Расширяет кругозор учащихся
Возможные варианты комментария Собственно комментарий. Определение авторства лирического произведения. Атрибутирование текста. Нахождение скрытых цитат в тексте.
В. А. Жуковский И стоящий близ Елены Менелай тогда сказал : Плод губительной измены - Ею сам изменник пал ; И погиб виной Парида Отягчённый Илион … Неизбежен суд Кронида, Всё блюдёт с Олимпа он. Собственно комментарий Комментарий для понимания содержания
А. А. Ахматова Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костёр опять. Комментарий важен для характеристики лирической героини Ахматовой. Это женщина страстная, непреклонная, отважная.
А. А. Ахматова Стрелецкая луна. Замоскворечье … Ночь. Как крестный ход идут часы Страстной Недели … Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле Никто, никто, никто не может мне помочь … В Кремле не надо жить – Преображенец прав, Там зверства дикого ещё кишат микробы, Бориса дикий страх и всех Иванов злобы, И самозванца спесь взамен народных прав. Исторические образы создают колорит эпохи. Мрачное время, тяжелый, гнетущий страх прошлого проецируется на время, современное Ахматовой
Определение авторства Девы готские у края Моря синего живут. Русским золотом играя, Время Бусово поют. Месть лелеют Шаруканью, Нет конца их ликованью … Нас же, братия - дружина, Только беды стерегут … Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамён победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. « Слово о полку Игореве » перевод Н. Заболоцкого А. С. Пушкин « Медный всадник »
Современники А. С. Пушкина Жуковский В. А. Денис Давыдов Дельвиг А. А. Кюхельбекер В. К.
Писатели и поэты ХХ века Ахматова А. А. Бунин И. А. Куприн А. И.
Укажите в лирических текстах скрытые цитаты из других произведений Не слышно шуму городского, На невской башне тишина. И больше нет городового. Гуляй, ребята, без вина. ( А. Блок ). … Моё поколенье Мало мёду вкусило, И вот Только ветер поёт в отдаленье Только память о мёртвых поёт. ( А. Ахматова ). Сквозил, как решето, всей жизни утлый кров Структурой черепа … Ах, бедный, бедный Йорик !.. Да, видеть мир вот так - был первый из даров На избранном пути : печален, трезв и горек. ( Д. Л. Андреев ). Увы ! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их род, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза !.. ( Н. А. Некрасов ). Из романса Н. Ф. Глинки Из Библии Шекспир « Гамлет » А. С. Пушкин « Деревня »
Использованная литература 1. «Мифологический словарь» составители: М.Н.Ботвинник. Б.М.Коган, М.Б.Рабинович. М., «Просвещение», 1993 год. 2.Ю.М.Лотман «Анализ поэтического текста», М. «Просвещение», 1980 год. 3. «Серебряный век русской поэзии». Конспекты уроков для учителя литературы. Под ред. Л.Г.Максидоновой. М., «Владос»,1999 год. 4.Н.В.Беляева «Уроки изучения лирики в школе», М. «Вербум- М», 2004 год.
Спасибо за внимание !