«Планирование и реализация компетентностно - ориентированных основных образовательных программ» часть 1 ФГОС – социальная норма странового уровня; ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Курсы повышения квалификации преподавателей вузов Особенности федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Клименко Андрей Владимирович, заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, кандидат исторических наук, доцент.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Транксрипт:

«Планирование и реализация компетентностно - ориентированных основных образовательных программ» часть 1 ФГОС – социальная норма страхового уровня; ФГОС – социальная норма страхового уровня; Структура ФГОС и концептуальное ядро; Структура ФГОС и концептуальное ядро; ФГОС – ПрООП – ООП НовГУ; ФГОС – ПрООП – ООП НовГУ; Академические свободы вуза Академические свободы вуза

Поровский Г.С., НовГУ2 НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЕРЕХОДА НА ФГОС Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года 232-ФЗ); Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года 232-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки ____________________ (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_____»_______________20___г. _______; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки ____________________ (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_____»_______________20___г. _______; Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная _______________ Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная _______________

Поровский Г.С., НовГУ3

Поровский Г.С., НовГУ4

Поровский Г.С., НовГУ5 О ТЕРМИНАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ В текстах ФГОС и ООП используются термины и определения в соответствии с: Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования международными документами в сфере высшего образования

Поровский Г.С., НовГУ6 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ООП В НОВГУ УМК ДИСЦИПЛИН И МОДУЛЕЙ ООП ПРОФИЛЯ В НАПРАВЛЕНИИ ООП НАПРАВЛЕНИЙ НОВГУ ПрООП НАПРАВЛЕНИЯ ФГОС ВПО НАПРАВЛЕНИЯ Участники Процесса Препода- ватели Выпускаю- щая кафедра Факультет УМО вузов МО и Н РФ

Поровский Г.С., НовГУ7 ФГОС ВПО - это комплексная обобщенная социальная норма федерального (общестрахового) уровня и «рамочного» типа по отношению к содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствую- щей предметной области ВПО обеспечить: и «рамочного» типа по отношению к содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствую- щей предметной области ВПО обеспечить:

Поровский Г.С., НовГУ8 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить: 1) единство общероссийского пространства высшего образования; 2) социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ; 3) основу для объективной оценки деятельности вуза, реализующего образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о ВПО.

Поровский Г.С., НовГУ9 Структура федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) (3 вида требований)

Поровский Г.С., НовГУ10 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА 309-Ф3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА 309-Ф3 Новая структура государственного образовательного стандарта (ФГОС) включает Новая структура государственного образовательного стандарта (ФГОС) включает 3 вида требований: 3 вида требований: 1) требования к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения ООП

Поровский Г.С., НовГУ11 ФГОС ВПО как стандарт нового поколения Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования (интегрированный с системно- деятельностным подходом к проектированию квалификационно-образовательных требований к выпускникам вузов, освоенный отечественной высшей школой уже с конце 80-х годов ХХ-го столетия и реализованный в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений). Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования (интегрированный с системно- деятельностным подходом к проектированию квалификационно-образовательных требований к выпускникам вузов, освоенный отечественной высшей школой уже с конце 80-х годов ХХ-го столетия и реализованный в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений).

Поровский Г.С., НовГУ12 Необходимость внедрения компетентностного подхода - неопределенность будущих квалификационных структур, нарастание динамики и глобализации профессий; - кардинальные изменения в экономике и обществе, актуализирующими своими тенденциями потребность в компетенциях, интеллектуализация труда, межфункциональное разделение труда, процессы интернационализации и глобализации общества, образования и др.; - возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний

Поровский Г.С., НовГУ13 Смена образовательной модели подготовки выпускника вуза ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ КОМПЕТЕНЦИИ Готовность и способность применения ЗУН и личностные качества Квалификационная модель подготовки выпускника Компетентностная Результатыобучения Эволюционный переход

Поровский Г.С., НовГУ14 Компетентностный подход в отечественной системе ВПО Методология целеполагания, направлена на деятельностный компонент подготовки, выраженный в виде результатов обучения - компетенций. Развитие системно-деятельностного подхода, ориентировано на формирование компетенций (компетентности).

Поровский Г.С., НовГУ15 ОТЛИЧИЯ ФГОС ВПО ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОС ВПО ГОС приобрел новое название: «Федеральный государственный образовательный стандарт». В новом макете нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС – федеральный, каждый цикл состоит из базовой и вариативной части; ГОС приобрел новое название: «Федеральный государственный образовательный стандарт». В новом макете нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС – федеральный, каждый цикл состоит из базовой и вариативной части; ФГОС содержит цели образования как в области воспитания личности, так и в области обучения. Образовательные стандарты второго поколения предусматривают требования ФГОС содержит цели образования как в области воспитания личности, так и в области обучения. Образовательные стандарты второго поколения предусматривают требования лишь в области обучения.

Поровский Г.С., НовГУ16 ОТЛИЧИЯ ФГОС ВПО ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОС ВПО Требования к структуре ООП В каждом цикле выделяются базовая и вариативная части (взамен федерального, регионального и вузовского компонента).

Поровский Г.С., НовГУ17 ОТЛИЧИЯ ФГОС ВПО ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОС ВПО Трудоемкость задается по циклу в целом и базовой части в зачетных единицах (с интервалом до 10 зачетных единиц); Трудоемкость задается по циклу в целом и базовой части в зачетных единицах (с интервалом до 10 зачетных единиц); Суммарная трудоемкость базовых составляющих по трем вышеперечисленным циклам дисциплин должна быть: Суммарная трудоемкость базовых составляющих по трем вышеперечисленным циклам дисциплин должна быть: - у бакалавра – не более 50 %; - у магистра – не более 30 %; - у специалиста – не менее 70 %.

Поровский Г.С., НовГУ18 ОТЛИЧИЯ ФГОС ВПО ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОС ВПО Требования к результатам освоения ООП устанавливаются в форме компетенций как социально-личностных и общекультурных, так и профессиональных (по видам деятельности); Требования к результатам освоения ООП устанавливаются в форме компетенций как социально-личностных и общекультурных, так и профессиональных (по видам деятельности); Общие требования к разработке основной образовательной программы (ООП) содержат требование к определению возможностей вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников; Общие требования к разработке основной образовательной программы (ООП) содержат требование к определению возможностей вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников; Общие требования к реализации основных образовательных программ содержат указание на необходимость их ежегодного обновления с учетом рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе. Общие требования к реализации основных образовательных программ содержат указание на необходимость их ежегодного обновления с учетом рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе.

Поровский Г.С., НовГУ19 АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ ВУЗА Выбирать вид профессиональной деятельности выпускника; Выбирать вид профессиональной деятельности выпускника; Уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров в области воспитания; Уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров в области воспитания; Уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров в области обучения; Уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров в области обучения; Устанавливать с учетом заданных пределов (выше отмечалось, что ФГОС задает общую трудоемкость учебного цикла с интервалом до 10 зачетных единиц) трудоемкость учебных циклов: Устанавливать с учетом заданных пределов (выше отмечалось, что ФГОС задает общую трудоемкость учебного цикла с интервалом до 10 зачетных единиц) трудоемкость учебных циклов: – гуманитарного, социального и экономического, – математического и естественнонаучного, – профессионального.

Поровский Г.С., НовГУ20 АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ ВУЗА Разрабатывать вариативную часть каждого цикла, а именно: определять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части; определять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части; определять наименование и трудоемкость дисциплин (в том числе дисциплин по выбору студентов); определять наименование и трудоемкость дисциплин (в том числе дисциплин по выбору студентов); Уточнять максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю (ФГОС устанавливает максимальный предел – не более 54 академических часов). Уточнять максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю (ФГОС устанавливает максимальный предел – не более 54 академических часов).

Поровский Г.С., НовГУ21 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФГОС, ПрООП И ООП ВПО вуза ФГОС, ПрООП и ООП ВПО образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии в организации высшего образования и типа по отношению к определенному направлению подготовки, уровню квалификации и профилю. ФГОС, ПрООП и ООП ВПО образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии в организации высшего образования и типа по отношению к определенному направлению подготовки, уровню квалификации и профилю.

Поровский Г.С., НовГУ22 Примерная основная образовательная программа (ПрООП) направления Система учебно-методической документации сформированная на основе ФГОС ВПО Набор профилей подготовки Компетентностно-квалификационная характеристика (модель) выпускника Содержание и организация образовательного процесса Ресурсное обеспечение реализации ООП Итоговая аттестация выпускника Рекомен- дуемая вузам для исполь- зования при разра- ботке ООП ВПО в части:

Поровский Г.С., НовГУ23 Концепция основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО ООП ВПО - это комплексная развернутая (рабочая) социальная норма вузовского уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить: ООП ВПО - это комплексная развернутая (рабочая) социальная норма вузовского уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:

Поровский Г.С., НовГУ24 ООП ВПО вуза призвана обеспечить: Реализацию (выполнение) требований соответствующего ФГОСВПО как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности конкретного вуза, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы (рынка) труда; Реализацию (выполнение) требований соответствующего ФГОСВПО как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности конкретного вуза, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы (рынка) труда; Социально-необходимое качество высшего образования в конкретном вузе на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОСВПО; Социально-необходимое качество высшего образования в конкретном вузе на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОСВПО; Основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в конкретном вузе; Основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в конкретном вузе; Основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности конкретного вуза. Основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности конкретного вуза.

Поровский Г.С., НовГУ25 Новое поколение ООП ВПО Особенность состоит в реализации идей компетентностного подхода. Особенность состоит в реализации идей компетентностного подхода. Присущий последнему перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты образования является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования. Присущий последнему перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты образования является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования.

Поровский Г.С., НовГУ26 Принципы проектирования ООП: маркетинг как инструмент отражения динамики социально- экономи­ческого контекста жизнедеятельности людей и способ формирования социального, государственного заказов, изучения потребностей регионов и отдельных людей; маркетинг как инструмент отражения динамики социально- экономи­ческого контекста жизнедеятельности людей и способ формирования социального, государственного заказов, изучения потребностей регионов и отдельных людей; культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей; культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей; преемственность, обеспечивающая сохранение традиций, фундаментальности и качества образования; преемственность, обеспечивающая сохранение традиций, фундаментальности и качества образования; постепенность как возможность корректировки и адаптации ООП к реформам образования; постепенность как возможность корректировки и адаптации ООП к реформам образования; студентоценрированность как выражение гуманистической направленности в образовании и доминирующей системы ценностей в обществе и государстве; студентоценрированность как выражение гуманистической направленности в образовании и доминирующей системы ценностей в обществе и государстве; модульность как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации ; модульность как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации ; технологии активного, инновационного обучения как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса. технологии активного, инновационного обучения как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Поровский Г.С., НовГУ27 Основная образовательная программа комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов, устанавливающую цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе; комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов, устанавливающую цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе; включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, ИГА, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, ИГА, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Поровский Г.С., НовГУ28 Перечень: 1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд.3-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, – 128 с 1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд.3-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, – 128 с 2. Казакова А. Г.. Педагогика профессионального образования. Изд-во: Экон-Информ, 2007 г., 552 с. 2. Казакова А. Г.. Педагогика профессионального образования. Изд-во: Экон-Информ, 2007 г., 552 с. 3. Разработка основных образовательных программ направлений подготовки бакалавров /авт.- сост.: С.В. Гудилов, Г.С. Поровский, и др.; НовГУ.– Великий Новгород, – 34 с. 3. Разработка основных образовательных программ направлений подготовки бакалавров /авт.- сост.: С.В. Гудилов, Г.С. Поровский, и др.; НовГУ.– Великий Новгород, – 34 с. 4. И.М. Реморенко, и др. От Федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов. ВОВР, И.М. Реморенко, и др. От Федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов. ВОВР, В.С. СЕНАШЕНКО и др. О компетенциях, квалификации и компетентности. ВОВР, В.С. СЕНАШЕНКО и др. О компетенциях, квалификации и компетентности. ВОВР, А.Л. АНДРЕЕВ. Россия в глобальном образовательном пространстве. ВОВР, А.Л. АНДРЕЕВ. Россия в глобальном образовательном пространстве. ВОВР, В.И. БАЙДЕНКО. Болонские преобразования: проблемы и противоречия. ВОВР, В.И. БАЙДЕНКО. Болонские преобразования: проблемы и противоречия. ВОВР, В.И. БАЙДЕНКО. Некоторые тенденции развития систем высшего образования в странах СНГ. ВОВР, В.И. БАЙДЕНКО. Некоторые тенденции развития систем высшего образования в странах СНГ. ВОВР, Н.В. ШЕСТАК. Профессиональное образование и компетентностный подход. ВОВР, Н.В. ШЕСТАК. Профессиональное образование и компетентностный подход. ВОВР, С.А. ПИЯВСКИЙ. Реализация компетентностной парадигмы в вузе. ВОВР, С.А. ПИЯВСКИЙ. Реализация компетентностной парадигмы в вузе. ВОВР, С.А. ДУДКО. Образовательная политика в контексте миграционных процессов. ВОВР, С.А. ДУДКО. Образовательная политика в контексте миграционных процессов. ВОВР, О.П. ОКОЛЕЛОВ, О.Д. ДЯЧКИН, Г.В. КИТАЕВА. О модернизации учебно-воспитатель- ного процесса на основе ФГОС ВПО. ВОВР, О.П. ОКОЛЕЛОВ, О.Д. ДЯЧКИН, Г.В. КИТАЕВА. О модернизации учебно-воспитатель- ного процесса на основе ФГОС ВПО. ВОВР, Г.Л. ИЛЬИН. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки). ВОВР, Г.Л. ИЛЬИН. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки). ВОВР, А. ЧУЧАЛИН. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ. ВОВР, А. ЧУЧАЛИН. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ. ВОВР, В.В. Сенашенко. О компетентностном подходе в высшем образовании. ВОВР, В.В. Сенашенко. О компетентностном подходе в высшем образовании. ВОВР, Федотова Г.А. Модульно-компетентностный подход в современном профессиональном образовании. Материалы третьей международной научно-практической конференции (12-14 мая 2008 г). Великий Новгород, 2008, 297 с. 16. Федотова Г.А. Модульно-компетентностный подход в современном профессиональном образовании. Материалы третьей международной научно-практической конференции (12-14 мая 2008 г). Великий Новгород, 2008, 297 с