Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Advertisements

Азбука безопасности в дошкольном возрасте. Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Основные направления развития детей и образовательные области.
«Задачи, направления и содержание работы с детьми по образовательной области «познание» в соответствии с ФГОС» Воспитатель: Лесникова И.Ю.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!. М Ы РАБОТАЕМ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА 25 «Солнышко»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования «Рябинушка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 34 «Рябинка»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических.
Транксрипт:

Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии 162 «Олимпия» Г.о. Тольятти

Основная образовательная программа прогимназии разработана : в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех»

Обязательная часть (не менее 60%) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Комплексная программа = Примерная основная образовательная программа Парциальные программы Образовательная программа обеспечивает развитие детей в пяти образовательных областях: Образовательная программа обеспечивает развитие детей в пяти образовательных областях: социально коммуникативное развитие художественно эстетическое развитие физическое развитие речевое развитие познавательное развитие

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- коммуникативное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность Познавательное развитие

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ 1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) 3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) 4)создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Принципы 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) 3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей 4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Раняя (1,6-3 года) «Ягодки» 2-я младшая (3-4 года) «Почемучки» «Капельки» «Ласточки» Средняя (4-5 лет) «Морячки» «Колокольчики» «Искорки» Старшая (5-6 лет) «Зайчики» «Одуванчики» «Васильки» Подгото- вительная (6-7 лет) «Колобочки» «Вишенки» Санаторные группы (для детей с туберкулезной интоксикацией) – 45 воспитанников 2 адаптационные прогулочные группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 - х лет- 20 воспитанников Общеразвивающие группы (407 воспитанников) Воспита- тель по изо деятельности (1 чел.) Инструктор по физической культуре (2 чел.) Музыкаль- ный руководитель (3 чел.) Педагог- психолог Воспитатели (41 человек) «живут» 472 ребенка и 102 взрослых Логопед «ОЛИМПИЯ» Детский сад 162 «Мишутки»«Веселые ребята» «Звездочки» Инструктор по плаванию (1 чел.) 1-я младшая (2-3 года) «Снежинки» «Неваляшки» «Солнышко» «Гвоздички»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Основная цель позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачи социально-коммуникативного развития в федеральном государственном образовательном стандарте ДО Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленно-сти и саморегуля-ции собственных действий Развитие социаль- ного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Развитие социаль- ного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей Трудовое воспитание Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры Сюжетно–отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично-карнавальные Компьютерные Народные игры Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры Игрища Тихие игры Игры-забавы Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Цель программы: формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе военно-патриотического воспитания, гражданского воспитания, историко-краеведческого воспитания, духовно-нравственного воспитания. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А. Патриотическое воспитание Задачи программы: 1. Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Самарской области. 2. Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине. 3. Ознакомление дошкольников с системой общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире.

Разделы программы 1. «Правовая культура» («Я имею права и обязанности») 2. «Социально- значимая целеустремленность» («Я и другие люди») 3. «Гражданская позиция» («Я – часть государства») 4. «Наличие чувства долга, ответственности» («Я отвечаю за свои поступки») «Юный гражданин» (гражданское воспитание) 1. «Армия России» 2. «История военного Ставрополя» 3. «Город помнит своих героев» 4. «Символы Российской армии» «Юный защитник Отечества» (военно- патриотическое воспитание) 1. «История родного города» 2. «Достопримечате льности родного города» 3. «Природа родного края» «Юный краевед» (историко- краеведческое воспитание) 1. «Моя семья» 2. «Культура народов Среднего Поволжья: русская, татарская, чувашская, мордовская народная культура» «Юный этнограф» (духовно- нравственное воспитание)

Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ. Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения Опасно - не опасно Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения Работа по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

ВИДЫ ТРУДА Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию) Труд в природе Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку) Ознакомление с трудом взрослых Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность) Развитие трудовой деятельности

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Поручения: Простые и сложные Эпизодические и длительные Коллективные и индивидуальные Коллективный труд (не более минут) Дежурство (не более 20 минут) Формирование общественно- значимого мотива Нравственный, этический аспект Методы Показ действий Целенаправленное наблюдение Пример взрослого и детей Приучение к положительным формам общественного поведения Организация интересной деятельности (общественно- полезный характер)

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Задачи Образовательные формирование двигате- льных умений и навыков развитие физических качеств овладение ребенком элементарными знания- ми о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями разностороннее гармо- ничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) Оздоровительные охрана жизни и укрепле- ние здоровья, обеспече- ние нормального функционирования всех органов и систем организма всестороннее физическое совершенствование функций организма повышение работоспособности и закаливание

Методы физического развития Наглядный Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесный Объяснения, пояснения, указания Подача команд, распоряжений, сигналов Вопросы к детям Образный сюжетный рассказ, беседа Словесная инструкция Практический Повторение упражнений без изменения и с изменениями Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме ЦЕЛЬЗАДАЧИ Принципы

Методы Средства физического развития Двигательная активность, занятия физкультурой Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Формы физического развития Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей Физкультурные занятия Подвижные игры Утренняя гимнастика ЛФК Корригирующая гимнастика Ритмика Спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования Музыкальные занятия Физкультурные упражнения на прогулке Физкультминутки Закаливающие процедуры Гимнастика пробуждения Кружки, секции Занятия по плаванию ЦЕЛЬЗАДАЧИ Принципы

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Комфорт- ная органи- зация режимных моментов Комфорт- ная органи- зация режимных моментов Оптималь- ный двига- тельный режим Оптималь- ный двига- тельный режим Правильное распределение интеллектуаль- ных и физических нагрузок Доброжела- тельный стиль общения взрослого с детьми Использование прие- мов релак- сации в режиме дня Целесообра- зность в применении приемов и методов Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Создание условий для самореа- лизации Создание условий для самореа- лизации Ориента- ция на зону ближай- шего развития Ориента- ция на зону ближай- шего развития Предоста- вление ребенку свободы выбора Предоста- вление ребенку свободы выбора Учет инди- видуальных особеннос- тей и инте- ресов детей Бережное отноше- ние к нервной системе ребенка Бережное отноше- ние к нервной системе ребенка Создание условий для оздорови- тельных режимов Создание условий для оздорови- тельных режимов Учет гигиенич еских требо- ваний Учет гигиенич еских требо- ваний

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Психологическая безопасность Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Виды здоровьесберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация различные гимнастики Технологии сохранения и стимулирования здоровья стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация различные гимнастики Коррекционные технологии арттерапия технологии музыкального воздействия сказкотерапия цветотерапия психогимнастика фонетическая ритмика Коррекционные технологии арттерапия технологии музыкального воздействия сказкотерапия цветотерапия психогимнастика фонетическая ритмика Технологии обучения здоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно-игровые занятия коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж биологическая обратная связь (БОС) Технологии обучения здоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно-игровые занятия коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж биологическая обратная связь (БОС)

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи речевого развития Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Непосредственно-эмоциональное общение – ведущий вид деятельности в младенческом возрасте Интегративная, многофункциональная деятельность, в которой удовлетворяются физиологические и эмоциональные потребности ребенка младенческого возраста Виды общения Ситуативно-личностное (до 6 месяцев) Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 1 года) Содержание общения: обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым, взаимодействие по поводу игрушек и разных объектов ближайшего окружения Способы общения: физический контакт (поглаживание, прикосновение) жесты мимика (улыбка, доброжелательный взгляд) вокализации разговор с ребенком совместные действия Способы общения: физический контакт (поглаживание, прикосновение) жесты мимика (улыбка, доброжелательный взгляд) вокализации разговор с ребенком совместные действия Результат общения: Оптимальная активность ребенка на фоне комфортного эмоционального состояния Полноценное физическое и психическое развитие ребенка, появление у него предпосылок позитивного образа «Я»

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Средства развития речи Общение взрослых и детей Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы Занятия по другим разделам программы Методы развития речи Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг) цель Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте Развитие литературной речи задачи Чтение литературного произведения Рассказ литературного произведения Беседа о прочитанном произведении Обсуждение литературного произведения Инсценирование литературного произведения Театрализованная игра Инсценирование литературного произведения Театрализованная игра формы Игра на основе сюжета литературного произведения Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного Сочинение по мотивам прочитанного Сочинение по мотивам прочитанного Ситуативная беседа по мотивам прочитанного Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие Основная цель развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ, СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ, СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоя- тельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками Организация разнообразных форм взаимодействия: педагог - дети, дети - дети Обеспечение использования собственных, в том числе ручных, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Количество и счет Величина Форма Число и цифра Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве Развивающие задачи РЭМП Формировать представление о числе Формировать представление о числе Формировать геометрические представления Формировать геометрические представления Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Развивать сенсорные возможности Развивать сенсорные возможности Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления

Формы работы по развитию элементарных математических представлений Обучение в повседневных бытовых ситуациях (МлДВ) Демонстрационные опыты (МлДВ) Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы) Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (МлДВ) Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Детское экспериментирование Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Опыты Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания Поисковая деятельность как нахождение способа действия Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Кратковременные и долгосрочные Опыт- доказательство и опыт-исследование

РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ Общий дом природы Содержание образования Неживая природа Живая природа Почва Вода Воздух Животные Человек Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Грибы Растения

РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные Практические Словесные Наблю- дения Рассматри- вание картин, демонстрация фильмов Кратковременные Длительные Определение состояния предмета по отдельным признакам Восстановление картины целого по отдельным признакам Игра Труд в природе Дидактические игры: предметные, настольно- печатные, словесные игровые упражнения и игры- занятия Подвижные игры Творческие игры (в т.ч. строительные) Индивидуаль ные поруче- ния Коллектив- ный труд Рассказ Беседа Чтение Элемен- тарные опыты

Система формирования отношения ребёнка к природе родного края

Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром Триединая функция знаний о социальном мире Формы организации образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Образовательные области

Эстетическое восприятие мира природы Эстетическое восприятие социального мира Художественное восприятие произведений искусства Художественно-изобразительная деятельность Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя Дать детям представление о том, что все люди трудятся Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру Формировать интерес к окружающим предметам Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства Дать элементарные представления об архитектуре Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками Формировать эмоционально- эстетическое отношение ребенка к народной культуре Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа Развивать воображение, творческие способности Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем) Знакомить с разнообразием изобразительных материалов Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте

Эстетическое восприятие мира природы Эстетическое восприятие социального мира Художественное восприятие произведений искусства Художественно-изобразительная деятельность Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира Формировать знания о Родине, Москве Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес Развивать эмоционально- эстетическую отзывчивость на произведения искусства Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д. Развивать представления детей об архитектуре Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи Содействовать эмоциональному общению Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности Развивать эстетические чувства Учить создавать художественный образ Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события Развивать художественное творчество детей Учить передавать животных, человека в движении Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

Детское конструирование Творческое Техническое Создание замысла Воплощение замысла Виды детского конструирования Из строительного материала Практическое и компьютерное Из деталей конструкторов Из бумаги Из природного материала Из крупно- габаритных модулей

Детское конструирование Формы организации обучения конструированию Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по чертежам и схемам Конструирование по замыслу Конструирование по теме Каркасное конструирование Конструирование по образцу Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст: конструирование слито с игрой Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение Старший дошкольный возраст: Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом

Музыкальное развитие Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку Задачи воспитательно-образовательной работы Развитие музыкально- художественной деятельности Приобщение к музыкальному искусству Развитие воображения и творческой активности Направления образовательной работы Музыкально- ритмические движения Слушание Пение Развитие творчества: песенного, музыкально- игрового, танцевального Игра на детских музыкальных инструментах Методы музыкального развития Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах Словесно- слуховой: пение Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий Слуховой: слушание музыки Игровой: музыкальные игры

Содержание работы: «СЛУШАНИЕ» -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; -развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Содержание работы: «ПЕНИЕ» -формирование у детей певческих умений и навыков -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента -развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» -развитие музыкального восприятия, музыкально- ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений -обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения -развитие художественно-творческих способностей

Содержание работы: «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» -совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка -становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость -развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса -знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма

Содержание работы: «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах -развивать способность творческого воображения при восприятии музыки -способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла - развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

Музыкальное развитие: формы Музыкальное развитие: формы Музыка на других занятиях Совместная деятельность взрослых и детей Игровая музыкальная деятельность Праздники и развлечения Индивидуальные музыкальные занятия Фронтальные музыкальные занятия Комплексные Тематические Традиционные Творческие занятия Развитие слуха и голоса Упражнения в освоении танцевальных движений Обучение игре на детских музыкальных инструментах 4Театрализованные музыкальные игры 4Музыкально- дидактические игры 4Игры с пением 4Ритмические игры 4Театрализованная деятельность 4Оркестры 4Ансамбли

Формы работы по музыкальному развитию Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях -Занятия -Праздники, развлечения, досуг -Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента -Празднование дней рождения - оркестры, ансамбли - Импровизация на инструментах -Музыкально-дидактические игры -Игры-драматизации -Аккомпанемент в пении, танце и др -Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр». -Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых - Открытые музыкальные занятия для родителей -Посещения детских музыкальных театров - досуги

Система работы по разделу программы «Изобразительная деятельность»

Формы организации детской деятельности в детском саду Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Утренняя гимнастика Наблюдение Экскурсия Проектная деятельность Выставка детского творчества Развлечение Тематический день Индивидуальная работа Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Просмотр диафильмов, видеофильмов День Открытых дверей Брифинги Консультативные встречи. Встречи по заявкам. Выставка детского (совместно с родителями) творчества Беседы Анкетирование родителей Творческая гостиная для родителей Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Поручение Дежурство Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Коллекционирование Игры с правилами Каникулы «Мы – творцы, мастера, фантазеры» Творческая мастерская «Мы – маленькие волшебники» Занятия и кружки по интересам