Юкагирский язык. Его место среди языков 1. «Лесной» (верхнеколымский, южноюкагирский, колымский, одульский) - около 50 говорящих 2. «Тундровый» (нижнеколымский,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к 1 классу Ребёнок 5-7 лет. -Нужно знать 2 арифметических действий «- » и «+» -Знать цифры от 1 до 10 -Знать буквы -Уметь читать слоги -И уметь писать.
Advertisements

ЛУГА - ЛУГ ПРУДЫ – ПРУД ГРУЗДИ -ГРУЗДЬ ЛЁЖА – ЛЕЖУ ЛЕС – ЛЕСА ЛИС – ЛИСА ПЕТЬ - ЗАПЕВАЮ.
1 Branko Tošović SLAWISCHE SRIFTSYSTEME BULGARISCHБЪЛГАРСКИЕЗИК.
БукваНазвание буквыБукваНазвание буквыБукваНазвание буквы Аа а Лл эль Цц це Бб бэ Мм эм Чч че Вв вэ Нн эн Шш ша Гг гэ Оо 0 Щщ ща Дд дэ Пп пэ Ъъ твёрдый.
Урок письма Успехов всем и хорошего настроения!. Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ ы Ь Ээ Юю Яя.
Aa ананас Бб бананы Вв виноград Гг гусь Дд дятел.
Русский язык! Будь грамотным!. Русский алфавит Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя Аа Бб Вв.
двоР гоРы Речка беРег тундРа Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя.
МБОУ СОШ 3 Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы-30 лет КРУТИКОВА В.Н.
Каллиграфическая минутка Пиши четко и разборчиво!.
Фролова Н.И., заместитель директора по УВР, МБОУ НОШ 5.
Русский язык. 1 класс. «Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке»
Аа Жж Кк Тт Фф Оо Юю Пп Уу Зз Щщ Цц Нн Ии Йй Хх Гг Ээ Сс Мм Яя Чч Шш Ее ё Яя Дд ы Бб Ъ Ь Рр Вв.
ЗВУКИ И БУКВЫ АЛФАВИТ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ ИСКАЛОЧКА СМЕКАЛОЧКА
Гласные и согласные В русском языке 33 буквы. Гласных букв -10 (выделены красным цветом), Согласных -21. Буквы Ь и Ъ – это просто значки для обозначения.
Фонетика ЭТО РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ ЗВУКИ ЯЗЫКА, УДАРЕНИЯ, СЛОГ.
Презентация по теме: Шуточные уроки к вечеру встречи выпускников
МОУ «Лицей 121» Индустриального района города Барнаула Алтайского края.
Правила по русскому языку Учитель русского языка Каликова Г.М. Алгинской школы –сад 1 Актюбинской области Республики Казахстан.
Транксрипт:

Юкагирский язык. Его место среди языков 1. «Лесной» (верхнеколымский, южно юкагирский, колымский, одульский) - около 50 говорящих 2. «Тундровай» (нижнеколымский, северноюкагирский, вадульский) говорящих Близость к самодийским, финно-угорским (уральским) языкам 2 1

Юкагирская протописьменность Существовало «женское письмо». Незамужние женщины рисовали своим любимым письма на коре Письмо девушки, общее значение которого: «Ты (2) женат (12) на другой (4), она препятствует (10) нашей любви (13) и рвёт (6) твои связи (11) с моим домом (14). У вас дети (3). В печали (15), я думала (16) о тебе, но есть парень (5), которай думает обо мне (16) и я начинаю думать о нём.». Юбка (7) говорит, что жена (4) русская, косы (8) указывают что это девушка.

Современнай алфавит и звуки Аа Бб Вв Гг Ҕҕ Дд Җҗ Ее Әә Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Льль Мм Нн Ньнь Ҥҥ Оо Өө Пп Рр Сс Сьсь Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ь Ээ Юю Яя Ҥҥ – произносится слитное «н г» в задней части нёба. Өө – При его произношении язык находиться в таком же положении как при «э», а губы вытягиваются вперед Ҕҕ – произносится как фрикативное «г», звонкое «х» Шш – произносится как мягкое «ш» Җ җ – произносится как слитное дж Ньнь –Мягкое «н» Льль – мягкое «л» Ққ – произносится как глубокое к Ә – мягкий «а»

Актуальное члинение предложения Новая, неизвестная для слушающего, информация обязательно должна подчёркиваться особыми морфологическими показателями. Частицы: перед сказуемым мэ(р), посли подлижащего ли ҥ для местоимений эк (для «невыделинности» также ул) Примеры: Илэ мэ калуй «Олинь пришёл» ~ Олинь, которого как раз и ждали, пришёл наконец-таки. Илэлэ ҥ калул «Олинь пришёл» ~ Пришёл олинь, а не дикий олинь или верблюд NB Егор калул «Егор пришёл» ~ Имена собственные «не любят» аффикс ли ҥ. Мэтэк титул амудьиил. «Я тебя люблю» «Представляешь себе, Я! тебя люблю» (я тот самай и есть, кто тебя любит) Мэт тэтэк амудьиимэн г. «Я люблю тебя!» (а не кого-нибудь ещё) Мэт титул мэр амудьиин г.«Я тебя люблю!» (так что просто друзьями мы не останемся)

Падежная система Падеж СуффиксПример Перевод Именительнай -Уо мэ калуй Ребёнок пришёл Винительнай - / - ҕ ани/-хани Уо мэ кичи ҥ Коля уо ҕ ани мэ кичим Ребёнка привёл=я Ребёнка Коли привёл=он Дательно- направительнай - ҥ инь Уо ҥ инь мэрууй К ребёнку ходил=он Творительнай -лак Игийэлак иирэм Ремнём привязал Совместнай -ньэ ҥ Уоньэ ҥ калуй Вместе с ребёнком пришёл=он Местнай -ха/ ҕ а Нимэ ҕ а льэй В доме находится Исходнай -хат/ ҕ ат Нимэ ҕ ат калуй Из дома пришёл Продольнай -хан/ ҕ ан Нимэ ҕ ан калуй Через дом пришёл Приимённай родительнай -н Илэн йавул Олиний слид

Формы принадлижности Свободное словосочетание хохол ару – язык якута т.е. якутский язык. между двумя словами свободного словосочетания возможна подстановка слов(а). Связанное словосочетание йохан ару – появляется суффикс «н», теперь словосочетание дословно переводится как «якутский язык», подстановка слов(а) межу члинами словосочетания уже невозможна.

Местоимения Единственное число Множественное число 1 лицомэт амит мы 2 лицотэт тытит вы 3 лицотудэл он,она,онотиттэл они Отдельное словоВ сочетании с сущ. Предмет рядом с говорящим «этот»тэн ту ҥ Предмет далико от говорящего, но недалико от слушающего ан аду ҥ Предмет далико от обоихтигин тип ҥ Предмета не видно, но оба знают про него- та ҥ Невидимай предмет, известнай обоим по своему признаку или действию - тидэ ҥ Личные Указательные

Спряжение глаголов калу- прийти ну- найти Чис ло Лицо НепереходныеПереходные (акцент на сказуемом) Переходные (акцент на прямом дополнении) Оконч.Пример Оконч.Пример Оконч.Пример Ед. ч. 1 л=я -йэ ҥ Мэ калуйе ҥ -ҥ-ҥ Мэ ну ҥ -мэ ҥ нумэ ҥ 2 л=ты -йэк Мэ калуйэк-мэк Мэ нумэк -мэ ҥ нумэ ҥ 3 л=он, она, оно -й Мэ калуй-м Мэ нум-мэлэнумэлэ Мн. ч. 1 л=мы -йэли -эли Мэ калуйэли Мэ калуэли -(у)й -(и)й Мэ нуй, Мэнугуй -лнул 2 л=вы -йэмут -омут Мэ калуйэмут Мэ калуомут -мк Мэ нумк-мкнумк 3 л=они -ҥи-ҥи Мэ калу ҥ и-ҥа-ҥа Мэ ну ҥ а- ҥ у,млэну ҥ у NB При логическом выделинии подлижащего глагол выступает в неопределённой форме

Виды глагола Виды и их описание Суффик с Пример Перевод Вид глагола, не фиксированнай по длительности проявлиния -Мэ сиигэй течёт Вид начинающегося действия, характеризующегося только как начавшееся -а/ -иэ Мэ йахтай Мэ лиwдиэй Запел Начал есть Вид начинательного действия, как продолжающегося интенсивно во времени -на Мэр ɵ рньиэнай Начал вовсю кричать Вид действия, как продолжающегося в момент речи -ну Мэ йахтануй Продолжает петь Вид действия, регулярно повторяющегося -нун Мэ йахтануни Обычно поёт Вид действия, однократно проявляющегося -й Мэ сиигэч (й+й) Капнул Вид действия, многократно повторяющегося и проявляющегося -йи и др. Мэ к ɵ элийий Часто ломается Вид действия, интенсивно и кратковременно проявляющегося Вид действия слабой или неполной интенсивности

Залоги глагола Залог СуффиксПример Перевод Основной- Страдательн ай -йуол/уол Нимэги дуоскалак wиэйуонь Дом построен досками Активнай-че Даша мо ҥ оле Колиэнь тадиичем Даша пошла отдать шапку Коли Понудительн ай -си и др. Коля ҕ ани мэ кэwэйсим Нимэлэ мэ wиэсисчиим Колю заставил идти Он заставил через него, чтобы он построил дом ВозвратнайС пом-юлия. мест. Ака Йэгуор мэ турwэлтэм Брат Егор повесился Взаимнай Ньи( ҥ )Тиэ ҥ эримэгэwриилак ньипайду ҥ ик Ударяйте друг друга тем снегсшибателим

Словообразование Очень развито словообразование от глаголов. от глагола йахта «петь» можно образовать: йахтал пение йахта ҥ песня йахтийил пение как многократное проявлиние процесса йахтайл пение как однократное проявлиние процесса йахтасул воспевание йахтасчиил воспевание по просьбе или принуждению

Числительные Ед.ч.Мн.ч. -Йалуодьэли три-мы -Йалуодьэмут три-вы Йалуонь три-он Йалуол ҥ и три-они Характер суффиксасуфф Пример неполная степень проявлиния количества или признака -чии-Мархуочиий – только один йалуочиий – только три обретение чего-либо-му-йалуомуэли – нас стало три усилиние, подчёркивание-дэ-йалмидьэдэн – хоть бы и три раза Количественныейалуой*три-есть Атрибутивныейан (гøдэ)три (человека) Порядковыейалмисчетретий Повторительные йалмидьэ ҥ трижды Разделительные Энду йанпо три Приблизительные йан ҥ идьэ около трёх Собирательныейалуолервтроём Ограничительныемэ йалуой*только трое * Спряжение числительных