Обучение взрослых в Эстонии, преодоление ограничений и трудностей Маргарита Казюля Таллинский Университет, Институт Международных и Социальных Исследований Нарва, 19 января 2012 г.
Взрослый учащийся Исследование Взрослый учащийся в системе формального образования – анкетный опрос проведен в 2007 году в Эстонии и еще в 12-ти странах Европы Анкета содержала блоки вопросов по следующим темам: Образовательный путь учащегося Участие в обучении на момент опроса Личные данные ( возраст, пол, положение на рынке труда и тд ) Иная деятельность ( семья, социальная и культурная активность..)
Взрослый учащийся … В исследовании LLL2010 понятие «взрослый учащийся» не ограничивалось возрастными границами (ни верхними, ни нижними) Важно было, что учащийся имел перерыв в обучении не менее двух лет и в момент опроса повышал свой уровень образования Исключение: получающие основное образование в случае учащихся гимназий для взрослых условие о прерывании обучения было необязательным.
Процент взрослых, повышающих свой уровень образования (возрастная группа летних), (12 месяцев) (Eurostat, TKU 2007) Болгария Венгрия Чехия Австрия Новые члены Евросоюза EL27 ЭСТОНИЯ EL15 Литва Словения Норвегия Бельгия Великобритания
Разнообразие формального образования для взрослых
Чаще в системе формального образования обучаются взрослые......предыдущие образование которых получено не позднее, чем 5 лет назад...имеющие профессиональное и (особенно) высшее образование...молодые (25-35 летние)...женщины В Восточно-Европейских странах и странах Центральной Европы трактовка образования для взрослых уже: меньше возможностей участвовать в непрерывном обучении, обучение взрослых не является «обычным явлением».
Барьеры, ограничивающие участие взрослых в обучении Исходим из типологии, предложенной Кроссом ( Cross, 1981 ): Ситуативные (часто связанные с работой и семьей: уход за ребенком; напряженный график работы; отсутствие поддержки работодателя и/или семьи; и тд) Институциональные (учеба проходит в неподходящее время; отсутствие необходимого обучения; удаленность места учебы от места жительства не дает возможности учиться; отсутствие денег; не выполнены условия для поступления; отсутствует информация о возможности обучения; и тд) Диспозиционные (связанные с личными установками) (психологические факторы: считает, что стар для учебы; здоровье не позволяет; нет желания вернуться за «школьную парту»; ощущение отсутствия возможности учиться; и тд)
Связанные с обучением ситуативные трудности (%) Учащиеся Ситуативные трудности Проблемы, связанные с транспортом Трудности с организацией ухода за ребенком Слишком мало времени для учебы Семейные проблемы Основное образование Среднее образование Профессио- нально- техническое образование Высшее образование
Связанные с обучением институциональные трудности, % Учащиеся Институциональные трудности Денежные проблемы Занятия проводятся в неподходящее время Ранее полученных знаний, умений недостаточно для нынешней учебы Основное образование Среднее образование Профессио- нально- техническое образование Высшее образование
Иллюстрация институциональных трудностей/барьеров… требование наличия предварительного образования/диплома для поступления, % ENSCIEBEAUNORUCZSIHUEELT Основное образование Среднее образование Профессио- нально- техническое образование Высшее образование
Трудности участия в обучении, связанные с настроем индивида (диспозиционные трудности) (%) Учащиеся Трудности, обусловленные настроем индивидаблемами (диспозиционные) Трудно успевать за более молодыми учащимися Основное образование 13 Среднее образование 16 Профессио- нально- техническое образование 10 Высшее образование 12
Восприятие трудностей, связанных с нынешним обучением на разных уровнях образования ( государства расположены в убывающей последовательности уровня восприятия трудностей – от высокой степени до степени ниже средней ) Последовательность государств Основное образование RU / SI / EE / AU – NO – LT / HU – SC / IE / BG / BE / EN Среднее образование NO / SI / HU / EE / RU / LT / BG / CZ / AU / IE / BE / SC / EN Профессио- нально- техническое образование NO / EE / RU / SI / IE / AU / HU / BG / LT / SC / EN / BE Высшее образование EE / LT / NO / RU / AU / CZ / HU / SI / BE / IE / BG – SC / EN / = существенных различий между средн и м и стран не наблюдалось – = существенные различия между средними стран
Связанные с обучением барьеры: не участвуют, но хотели бы участвовать в обучении, % BelgiaBulgaariaEestiTsehhiNorraAustriaLeeduSBSloveeniaUngari СитуативныеИнституциональныеДиспозиционные По сравнению с обучающимися – отмечают в большей степени ситуативные ограничения/барьеры Eurostat TKU, 2007
Связанные с обучением барьеры: не участвуют и не собираются участвовать в обучении, % BelgiaNorraTsehhiSBAustriaSloveeniaBulgaariaLeeduUngariEesti СитуативныеIИнституциональныеДиспозиционные В большей степени (чем те кто участвуют или собираются участвовать в обучении) отмечают барьеры, связанные с личными установками Eurostat TKU, 2007
Представители старшего поколения, свое неучастие в обучении объясняющие возрастом или состоянием здоровья, % UKBEAUNOCZSILTHUEE летние летние и старше Eurostat TKU, 2007
ИТОГИ Учащиеся стран Центральной и Восточной Европы отмечают наличие различных проблем, связанных с участием в обучении, гораздо чаще, чем учащиеся Западной Европы На сравнение результатов между странами оказывает влияние то обстоятельство, что понятие формального образования взрослых в разных страных по-разному определено. Узко в странах Центральной и Восточной Европы и шире в Западно-Европейских странах Различия в образовательной среде обучения; в подходах к обучению
Спасибо! Больше информации о проекте можно найти по адресу : LLL2010.tlu.ee