ФИ ___________ УЧАЩЕГОСЯ Первое декабря
Ткань Текстиль Текст
СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗГОВОРНЫЙ
Решение кроссворда позволит выяснить тему урока. 1. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания, предложения и их строение. 2. Вид предложения по эмоциональной окраске. 3. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания. 4. Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое? 5. Слова, связанные по смыслу, грамматически и интонационно. 6. Слова, связанные по смыслу и грамматически (есть главное и зависимое слово). 7. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия и отвечающая на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? 8. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ?
Т
СИН Т АКСИС 1 2 Т
СИН Т И АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т
СИН Т И П АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я
СИН Т И П Ы АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я 3 4 ГЛАВНМИ
СИН Т И П Ы АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я 3 4 ГЛАВНМИ Р П Е Д Л О Ж Е Н И Е
СИН Т И П Ы АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я 3 4 ГЛАВНМИ Р Е П 5 6 С Л О В О С О ЧТ А Н И Е 7 8
СИН Т И П Ы АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я 3 4 ГЛАВНМИ Р Е Ч П Е Д Л О Ж Е Н И Е 5 6 С Л О В О С О ЧТ А Н И Е И Е 7 Н А Р Е 8
СИН Т И П Ы АКСИС ВОСКЛЦАТЕЛЬНОЕ 1 2 Т УНКТ У АЦИ Я 3 4 ГЛАВНМИ Р Е Ч И П Е Д Л О Ж Е Н И Е 5 6 С Л О В О С О ЧТ А Н И Е И Е 7 Н А Р Е Е 8 О П Р Е Д Е Л Е Н
Выберите правильные цели урока -развитие речи (устной и письменной); - узнать, какими бывают типы речи, научиться их различать; - уметь определять тип речи всех текстов; - научиться на практике применять полученные знания; -находить причастный оборот в тексте; -правописание -н- и –нн- в прилагательных. Сформулируйте свою цель, цели учебной деятельности (например, получить оценку…)
Функционально-смысловые типы речи Повествование Описание Рассуждение
Живая метель Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке. На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности. Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки? За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув в реку, он сказал: «Подёнка!» И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день. Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, наблюдая за живой метелью.
Какие эпизоды этой истории выделяет автор? Случаен ли порядок этих эпизодов? Можно ли поменять местами части повествования? Можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?
Особенности повествования: говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец); можно задать вопрос что произошло?; нельзя сфотографировать на один снимок или слайд; нельзя поменять части.
Повествование Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности
Подёнка Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению. Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем. Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.
Какая из особенностей подёнки описана в каждой части? Можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке? Придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? Можно ли описание подёнки передать на одном снимке или слайде?
Особенности описания : в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления; можно задать вопрос какая?; описание можно передать на одном снимке или слайде; части можно поменять местами.
Описание Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека
Странное имя Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. «Подёнка», – сказал знакомый лесник. «Что за странное название?» – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек. Оказывается, это имя им дали не случайно. Подёнка живёт всего один день. Появится из личинки, покружится над водой, отложит яички – и погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться. «Да, точное имя у этой беззаботной крохи», – подумал я.
В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? В какой части сформулирован ответ на вопрос? Можно ли поменять местами части рассуждения или сфотографировать?
Особенности рассуждения : излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи; части невозможно поменять местами; можно поставить вопрос почему?; невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.
Рассуждение Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт. Рассуждение Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт.
Вопросы, по прочитанным текстам: 1. Одинаковы ли предложенные тексты по содержанию сообщений? 2. В каком тексте автор повествует об истории своего знакомства с подёнкой? 3. В каком тексте содержится описание подёнки? 4. В каком тексе излагается рассуждение о названии бабочки?
«КАКОЙ ?» «ЧТО ДАЛЬШЕ ПРОИЗОШЛО ?» «ПОЧЕМУ ?» «Живая метель» «Подёнка» «Странное имя» Описывает ПовествуетРассуждает
«Подёнка» «Живая метель» «Странное имя» Автор описывает подёнку, её внешние признаки, её свойства. Автор повествует том, как впервые увидел бабочку-подёнку. Автор рассуждает, почему подёнка так называется.
Опорная схема П Что произошло? Несколько фотографий – рисунков. О Какой? Одна фотография – рисунок. Р Почему? Нет фотографии – рисунка.
Индивидуальная работа по рядам СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗГОВОРНЫЙ П Что произошло? Несколько фотографий – рисунков. О Какой? Одна фотография – рисунок. Р Почему? Нет фотографии – рисунка.
Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск… » И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…
- Что нового узнали сегодня на уроке? - О чем говорили? - Где вы сможете применить эти знания?
Рефлексия
Домашнее задание На «5» (выполнить 2), на «3-4» (1 на выбор): 1. Написать мини-сочинение на выбор: Описание «Моя школа»; Повествование «Интересный день в школе»; Рассуждение «Какой учебный предмет мне больше всего нравится?». 2. Вырежьте из старых газет и журналов образцы разных типов речи текста. Оформите вырезанное в виде книжечки.