ЕГЭ ( история ) 2014 год. КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Advertisements

Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Изменения КИМ ЕГЭ 2013 года. Основные направления совершенствования Добавлены новые/скорректированы задания в КИМ по истории, географии, обществознанию,
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Изменения в структуре ЕГЭ по Истории 2013 г. Районное методическое объединение учителей общественных дисциплин Автор С. Г. Журавлева 15 февраля 2013 г.
ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (в новой форме). Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания: - часть 1 – 20.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ИСТОРИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ИСТОРИЯ РОССИИ На каждом этапе своего развития человечество ищет опору в прошлом и меняет к нему отношение, в зависимости.
Результаты ЕГЭ по истории 2013 г. Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Фадеева Диана Александровна.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Внешний мониторинг. Обзор аналитических отчетов ФИПИ. 2. Инструменты внутреннего мониторинга.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
История и обществознание Новое в КИМах Подготовила Билль И.А., руководитель ГМО учителей истории и обществознания ЕГЭ
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Транксрипт:

ЕГЭ ( история ) 2014 год

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Цель государственной политики в области образования : - доступность качественного образования - соответствие образования требованиям развития экономики - соответствие потребностям общества и каждого гражданина

Цели изучения истории Цели изучения истории в современной школе заключаются в образовании., развитии и воспитании личности, способной к самоидентификации и познанию себя и окружающей действительности в преемственной связи прошлого, настоящего и будущего, активно и творчески применяющей исторические знания в широком спектре социальных взаимодействий, присущих современному миру.

Характеристика целей и объектов контроля знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории; умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника; время, обстоятельства, цели его создания; степень достоверности); умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица);

умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса; умение использовать принципы причинно- следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; умение представлять результаты историко- познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности; умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

Краткая характеристика КИМ ЕГЭ Степень сложности проверяемых знаний и требуемых умений : базовый, повышенный, высокий 2. Степень самостоятельности при определении верного ответа : выбор из четырех предложенных вариантов самостоятельное определение краткого ответа развернутое изложение самостоятельного ответа

Структура экзаменационной работы 2014 года аналогична структуре 2013 года

Изменение в КИМ 2013 года в сравнении с 2012 годом ( Эти изменения сохранены и для 2014 года ) 1) Часть 2 В увеличена с 12 до 13 заданий. Изменилось содержательное деление части 2 на периоды истории России : если в 2012 г. каждое из заданий В 1- В 9 было закреплено за одним из периодов истории, то в 2013 и 2014 г. все задания части 2 могут охватывать весь курс истории России (VIII – начало ХХ I в.)

2) Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой ( В 8- В 11), иллюстративным материалом ( В 12- В 13). Изменена структура задания на работу с историческим источником ( В 7). 3) В Части 3 изменена структура задания С 5. Новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Данное изменение ( по мнению разработчиков ) нацелено на расширение комплекса проверяемых умений,

в частности включения в перечень умения формулировать и аргументировать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Однако данная позиция представляется спорной, поскольку лишает выпускника возможности выбора, выражения собственного суждения по той или иной проблеме. Максимальный балл, который можно получить за полное правильное выполнения задания С 5, увеличен до 4.

4) В задании С 6 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе всеобщей истории. Задание С 6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию ( К 3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания С 6, увеличен до 6.

Распределение первичных баллов в экзаменационной работе 21 заданий части А (1) - 21 баллов (35,6%). 13 заданий части В (2) –19 баллов (32,2%). 6 заданий части С (3) - 19 баллов (32,2%) Всего 59 ПБ

Минимальная граница ЕГЭ по истории Минимальная граница – 32 тестовых балла (13 первичных баллов ) 48% от заданий базового уровня 22,4% от максимального первичного балла

Результаты выполнения заданий с выбором ответа части 1 ( А ) ( обобщенные результаты прошлых лет ). Элементы подготовки Знание фактов 60,7% Знание фактов ( культура ) 54,8% Причина - следствие 62,6% Работа с источником 63,9%

Результаты выполнения заданий части 2 ( В ) ( обобщенные результате прошлых лет ). Элементы подготовки Последовательность 33,03% Множественный выбор 56,73% Соответствие 48,6% Выбор термина 61,5% Таблица 50,5% Источник 52,8% Пропущенный термин 565,6

Структура экзаменационной работы Общее число заданий в экзаменационной работе – 40. Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа ( один верный ответ из четырех предложенных ). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий ; умение производить поиск информации в источнике. Часть 2 состоит из 13 заданий с кратким ответом ( цифра, последовательность цифр или слово ( словосочетание )). Эти задания позволяют проверить, в дополнении к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источников, классифицировать и систематизировать факты. Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоений выпускниками различных комплексных умений.

С 1- С 3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника ( проведения атрибуции источника ; извлечение информации ; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиция автора ). С 4- С 6 – задания, связанные с применением приемов причинно - следственного, структурно - функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание С 4 связано с анализом какой - либо исторической проблемы, ситуации. Задание С 5- анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание С 6 – представление результатов историко - познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Это альтернативное задание : выпускник имеет возможность выбрать одного из четырех предлагаемых

деятелей различных эпох ( один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории ) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С 6 оценивается по системе критериев.

Отметим далее особенности выполнения задания части 3 С 6 заданий- 19 ПБ С 1- С 3 – задания к историческому источнику - 6 баллов С4 - анализ исторической проблемы, ситуации - 3 балла С5 – анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса - 4 балла С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале - 6 баллов

Критерии оценивания части 3 С Содержание и структура критериев нацелены на обеспечение надежных результатов оценивания. Соблюдается общий принцип разработки их содержания по сравнению с количеством требуемых в формулировки заданий. Это дает возможность учесть все элементы ответа выпускника. Шкалы оценивания точно определяют необходимое количество верных ответов для получения того или иного балла. Условия и требования для каждого выпускника едины.

С 1 – 2 балла С1 – атрибуция источника: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей его создания ( в соответствии с характером предлагаемого источника) Главное : точность приведённых выпускником формулировок разная степень детализации

С 2- 2 балла С 2 – умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа в явном виде Главное : выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста соответствие формулировок, приведённых выпускником, содержанию вопроса

С 3 – 2 балла С 3 – анализ проблематики источника, позиции автора, для ответа на вопросы, требующие обобщения исторического материала, установления причинно - следственных связей ( в ряде случаев предлагается привлечение выпускниками контекстных знаний ) При этом возможно несовпадение ответов выпускников с ответами, данными в критериях Обращаем внимание на то, что в каждом критерии содержится положение о том, что допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

С 4 – 3 балла Анализ исторической ситуации: выявление существенных для понимания ситуации исторических фактов и явлений; указания на имеющие отношение к ситуации исторические объекты; установление причинно-следственных связей; сравнение исторических объектов, процессов; пояснения сделанных выводов;

Анализ ответа предполагает: определение соответствия его установленным в задании требованиям; оценку формулировки с позиций соответствия исторической действительности; разграничение существенных ошибок и отдельных неточностей, не искажающих смысл данного ответа;

С4. 2 марта 1917 г. император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и сына в пользу старшего брата – великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г. (2 причины и 2 пояснения) С4. Согласно летописной легенде перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством и восточным западом(православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трех объяснений такого выбора. Приведем примеры

С 5 – 4 балла Предполагается привести аргументы как в поддержку одной, так и другой точки зрения (не менее 3 аргументов). Аргументация: Должна содержать полные развернутые аргументы, а не отдельные факты; Должна содержать пояснения как приводимый факт, положение подтверждают выбранную точку зрения; Может не содержать такого пояснения, если связь между фактом и аргументируемой точкой зрения очевидна; Как было указано выше, данное задание вызывает споры и несогласия, есть много предложений о необходимости вернуться к прежней формулировке, где ученик выбирает предпочтительную точку зрения и ее аргументирует.

С 6 – 6 баллов К 1 ( балл 1) – указание времени жизни исторического деятеля К 2 ( балл 3) – характеристика основных направлений деятельности и ее результатов. К 3 (2 балла ) - указание основных результатов деятельности исторической личности

К 1- 1 балл Указание времени жизни (деятельности) с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», « е гг. XVI в.»). Указание точных годов жизни от выпускников не требуется Ситуация 1: время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, верно названы даты событий (1 балл ) Ситуация 2: вместо лет жизни указаны годы ( или период ) правления, активной государственной ( военной и т. п.) деятельности (1 балл )

К 2 – 3 балла 1. Направления деятельности : стороны действительности, сферы общественных отношений, с которыми связана деятельность человека ; должны быть формулированы в явном виде ; в ответе должно содержаться не менее двух направлений

2. Характеристика направлений деятельности включает : изложение основных фактов - войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия ; использование необходимых терминов ; раскрытие причинно - следственных, пространственных, временных связей ; незначительные факты не засчитываются

может быть полной и исторически верной ; может содержать существенные ошибки и / или быть очевидно неполной, фрагментарной ( весь ответ С 6 оценивается в 0 баллов ); может содержать фактические неточности, не приводящие к существенному искажению смысла ( баллы за ответ снижаются );

Характеристика результатов деятельности изложение итогов деятельности раскрытие исторического значения деятельности для определенной эпохи или страны в целом Ситуация 1 – результаты не выделены в отдельную часть ответа, раскрыты при характеристике направлений ( засчитывается) Ситуация 2 – дана верная характеристика результатов только одного направления (в зависимости от полноты характеристики- 0-2 балла );

Критерии оценивания: не содержат конкретных примеров построения развернутого ответа; содержат детализированные указания о количестве верных элементов ответа в разных комбинациях с учетом возможных допущенных неточностей соответствующем тому или иному числу баллов.

Алгоритмы выполнения отдельных заданий 1) 1) Задания части 1 2) 2) Задания части 2 3) 3) Задания части 3 4) 4) Примерный алгоритм написания сочинения по критериям С 6.

Выводы и рекомендации Проведенный анализ результатов Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации на протяжении всех лет позволяет сделать вывод о том, что ЕГЭ стал важным фактором, позитивно влияющим на уровень исторического образования. Так, в положительную сторону изменилась учебная ситуация в школе. Стали использовать в учебном процессе как обучающие, так и контрольно - измерительные материалы разных типов, разных уровней, что позволило разным группам выпускников, хотя и с разной степенью успешности, выполнить экзаменационную работу. Как показывает практика, влияние ЕГЭ на преподавание предмета достаточно велико. Это проявляется, в частности, все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно - поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся. Разнообразие типов, разновидности и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, безусловно, способствует развитию познавательной активности учащихся.

Немаловажное значение имело также включение заданий на работу с историческими источниками, которые были представлены на базовом, повышенном, и высоком уровне сложности. Статистические данные свидетельствуют о продвижении вперед во владении учащимися работать с различными видами источников, расширяющими историческое образовательное пространство и помогающими постижению сущности и направленности исторического процесса. Вместе с тем, в знаниях и умениях выпускников существуют и пробелы, о которых шла речь выше. Они касаются как отдельных содержательных проблем, так и недостаточной сформированности ряда умении ( в частности, умениями группировать, классифицировать события, явления ).

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания истории и диагностирования образовательных достижений учащихся Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся по развитию разнообразных познавательных умений и навыков, общепредметных и предметных компетенций, особенно для выполнения тех заданий, которые требуют комплексного подхода, широкого круга знаний. В процессе изучения истории следует уделять особое внимание тем аспектам содержания, которые вызывает наибольшие затруднения у выпускников, такие как эволюция государственного строя от древности до современности, становление и эволюция социальной структуры общества, взаимоотношение власти и общества, процесс становления новой России в постсоветский период и др. Несмотря на некоторые положительные изменения в ответах экзаменуемых о духовно - культурном развитии России, остается актуальной необходимость более внимательного рассмотрения данного аспекта содержания истории, в первую очередь относящегося к XX – началу XXI вв.

Необходимо учитывать то, что значительные трудности вызывают у экзаменуемых вопросы по истории общественной мысли, политических партий и движений ( особенно конца XIX – начала XX вв.). Следует использовать в обучении эффективные приемы сравнительного анализа, проводить практический занятия по составлению таблиц, схем, кратких характеристик исторических личностей. В процессе учебной работы по анализу исторических источников следует уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте определенной темы, акцентируя внимание на важнейших проблемах данного периода истории. Наиболее актуальными остаются проблемы выполнения на экзамене таких заданий высокого уровня сложности – на систематизацию обобщенных знаний, установление их соотнесения с конкретными фактами, на анализ исторической ситуации. Применение заданий этого типа в процессе изучения материалов по всем периодам истории будет способствовать эффективному развитию предметных и общеучебных умений учащихся, требуемых государственным стандартом.

Остается достаточно сложным для выпускников выполнение заданий на установление хронологической последовательности событий, явлений, что требует рассмотрения в учебном процессе последовательного развития каждого этапа истории, установления их преемственной связи и происходящих изменений. Представляется целесообразным проведение диагностических работ по выявлению уровня учебных достижений школьников и основной и средней школы в течение всего учебного года, используя для этого разного типа заданий. По - прежнему требуется уделять пристальное внимание, отбору исторических источников, подвергая их тщательному анализу с точки зрения их оптимального объема, доступности исторического содержания, наличия ключевых позиций для поиска верного ответа, точности формулировок заданий. Актуальной является проблема включения в учебный процесс нового типа контекстных заданий, способствующих развитию разнообразных умений и навыков познания истории, проверке предметных и общепредметных компетентностей. Представляется необходимым дальнейшее совершенствование инструментария диагностики образовательных достижений учащихся, как по выявлению знаний, так и разнообразных умений.

Проблема подготовки учеников к сдаче Единого государственного экзамена Опыт проведения ЕГЭ в самых разных регионах Российской Федерации показывает, что непосредственная кратковременная форсированная подготовка к экзамену не может привести к успешному результату. Этой цели можно достигнуть лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения истории в старших классах, на той базе, которая закладывается на уроках истории в основной школе. Проблема состоит в необходимости перехода в старших классах средней школы к новому, по сравнению с основной школой, уровню истории, основанному преимущественно на организации активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учитывающие интересы и мотивы приобщения школьников к изучению истории. В исторической подготовке школьников в равной мере значимы знание базового хронологического, фактического, понятийного материалов и умение работать с исторической информацией, применять знания для решения познавательных задач. Вот почему важно уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Таким образом, успешность на экзамене в немалой степени зависит от организации активной и разносторонней познавательной деятельности школьников, овладения ими всеми элементами подготовки : и знаний и умений.

Назовем ряд направлений в организации учебного процесса призванных способствовать решению указанной выше задачи : проблемно - тематический способ изучения предмета, расширение практики самостоятельной деятельности учащихся, практики решения познавательных задач ; использование многообразных форм организации учебной деятельности старшеклассников, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственного мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения ; актуализация знаний, полученных в основной школе, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо - поисковом уровне : составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и др.; акцентирование работы с историческими источниками, с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности ;

реализацией компетентностного подхода, с использованием современных технологий обучения. На уроках истории у учащихся должны быть сформированы различные виды предметной компетенции : исследовательские, социально - мировоззренческие, информационно - коммуникативные. Хороший уровень знаний и умений выпускников по истории может быть обеспечен при условии, что деятельностный подход при обучении станет доминирующим, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно - ориентированного обучения. Для этого необходимо развивать различные виды познавательной деятельности на продуктивном и творческом уровне, ориентировать учебный процесс на развитие самостоятельности, ответственности ученика на результаты своего труда. Учебная деятельность должна быть направлена на реализацию определенных стандартом исторического образования целей обучения истории – освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование исторического мышления, овладение умениями и навыками поиска, систематизации, анализа исторической информации, развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к ЕГЭ важно предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые необходимо целенаправленно использовать для актуализации знаний учащихся по проверяемыми в рамках ЕГЭ элементам содержания, ознакомления со всеми видами экзаменационной работы по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы : представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей контрольных измерительных материалов, разрабатываемых для ЕГЭ ; помочь учащимся обобщить, систематизировать содержание курса отечественной истории по основным его разделам, аспектно - содержательным линиям ; привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса на основе полученного опыта поведения ЕГЭ и представить рекомендации наиболее эффективных путей выполнения заданий различных типов, входящих в контрольно - измерительные материалы ; познакомить школьников с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов ; дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и систем выставления баллов за них.