Изображение гражданской войны в литературе 20-30-х годов Проблема революционного долга и гуманизма. гуманизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Три цвета гражданской войны». Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать на основе повторения ранее изученный материал и в ходе.
Advertisements

Проект «Нравственная ответственность личности за выбор в момент трагической ломки истории по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Синегина А. И. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 3» г. Печора Республика Коми.
Подготовила ученица 11-4 класса ГБОУ СОШ 2000 Захарова Анастасия Сергеевна Научный руководитель : Павлова Елена Валерьевна Москва, 2013 год.
Тема гражданской войны в литературе годов 20 века.
9 класс 1.Определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918г. 2.Продолжить формирование навыков анализа исторических.
"Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб". "Гражданская война в России 1918–1922.
Презентация к уроку "М.А.Шолохов. Роман "Тихий Дон": история создания, жанр, композиция".
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. М.Булгаков.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
...ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ НИКОГДА НЕ ПОХОЖ НА ДЕНЬ МИНУВШИЙ, ДА И ПРОШЛОЕ ИЗ ЖИЗНИ НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ. ОНО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ЕГО, И ТАК ИЛИ ИНАЧЕ.
Афганистан – наша вечная боль…. В 70-е гг. ХХ века в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия.
(1894 – 1940) (1894 – 1940). В основу «Конармии» лег материал, накопленный во время службы Бабеля, с июня по сентябрь 1920 г., в газете «Красный кавалерист»
А. А. Платонов ( ) Время. Личность. Творчество.
Все рядом лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был – красный стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал Смерть.
Причины и начало гражданской войны История России. 9 класс Учитель истории ГОУ 133 с углубленным изучением французского языка Райкова Светлана.
Социалистический реализм как литературное течение Работу выполнили ученицы 11 класса: Максимова Дарья, Штыкарева Кристина.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
Транксрипт:

Изображение гражданской войны в литературе х годов Проблема революционного долга и гуманизма. гуманизма.

В период с 1917 по 1922 годы в России произошли важные исторические события – Октябрьская революция и гражданская война. Они изменили политическую и экономическую ситуацию в стране, повлияли на судьбу общества и каждого человека. Для одних революция 1917 года стала символом нового мира, для других – настоящей трагедией, но каждый писатель глубоко переживал за судьбу России. Многие авторы на страницах своих произведениях хотели рассказать читателю о правде жизни, о трудностях, с которыми сталкивались люди в то время.

Сегодня на уроке - дискуссии мы будем говорить о трагедийной теме в литературе 20-х годов ХХ столетия, высвечивая лики гражданской войны. Спорьте, доказывайте свою точку зрения…Мы с вами должны уметь оценивать разумно исторические события и извлекать для себя мудрые уроки. Как же в литературе решалась проблема революционного долга и гуманизма, насилия и жалости?

Эпиграф к уроку: « Не жалеть нельзя и жалеть нельзя». (А. Неверов )

Революция, гражданская война…… Трагическая и святая история России. Как изображена была она в литературе? Долгое время нам лучше была знакома поэма В.В. Маяковского «Хорошо», чем книги Михаила Булгакова о революции и гражданской войне, «Баллада о гвоздях» Николая Тихонова, чем «Россия распятая» Максимилиана Волошина или «Россия, кровью умытая» Артема Весёлого.

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. ( Н. Тихонов) ? …Что станет думать Дальний наш потомок И чем его наполнится душа, Когда штыка трехгранного обломок Отыщет он в курганах Сиваша… (М Волошин)

-Кто они, герои 20-х годов? Люди с железной волей, непоколебимые в своей правоте, как писал Н Тихонов, или те, что предстали перед нами в произведениях М Волошина, люди, достойные и порицания, и жалости… …. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула… А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. («Гражданская война» цикл «Усобица»)

Исаак Эммануилович Бабель ( ) в сборнике рассказов «Конармия» (Конная армия) описал жизнь красноармейцев во время гражданской войны, рассказал о жестокости и насилии Конной армии. Эту книгу опубликовали и перевели на многие языки мира, но со временем его произведения печатали все меньше. В 1939 году Бабеля обвинили в шпионаже и расстреляли.

О белом и красном терроре писали М.Булгаков, И. Бабель, А.Веселый, А Фадеев, А.Неверов, Б.Лавренев… Это была жестокая правда жизни революционной России, суровый лик гражданской войны.

Время и место действия. Роман охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919, показаны драматьческие события в Киеве. В момент, избранный Булгаковым для изображения, в городе были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере – пребывали большевики, а на Дону – Деникин. Писатель не охватывал всей панорамы исторических событий: действие было сосредоточено в городе и на подступах к нему. Киев начала XX века Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием. Нередко трупы убитых валялись вблизи булгаковского дома. Младшие братья Михаила, Николай и Иван, оба юнкера военных училищ, участвовали в боях, и однажды Николай лишь чудом избежал расстрела (в романе Николка – тоже младший брат).

Смертию смерть поправ. В России революция дрогнула мать сыра земля, замутился белый свет… Сотрясаемый ураганом войны, шатался мир, от крови пьян. Грозен – в багровых бликах – закатывался тысяча девятьсот шестнадцатый год. Серп войны пожинал жизни колосья. Церкви и мечети, кирки и костелы были переполнены плачущими, скорбящими, стенающими, распростертыми ниц. Катили эшелоны с хлебом, мясом, тухлыми консервами, гнилыми сапогами, пушками, снарядами… И все это фронт пожирал, изнашивал, рвал, расстреливал. В клещах голода и холода корчились города, к самому небу неслись стоны деревень, но не умолкаючи грохотали военные барабаны и гневно рыкали орудия, заглушая писк гибнущих детей, вопли жен и матерей.

Роман Разгром посвящен трагическому разгрому небольшого партизанского отряда превосходящими силами противника. Жестокие события калечат души людей и требуют смертей. У всех героев романа трагические судьбы. Трагическое проявление в борьбе с оружием в руках и в готовности принести жертву, погибнуть за идею. Лучшие сознательные бойцы гибнут за революцию с чувством исполненного долга, не колеблясь. Фролов осознанно принимает яд, Морозко в последние минуты думает только о том, чтобы выстрелить и предупредить отряд, Метелица гибнет геройски… Трагическое в том, что гибнут в неравной борьбе лучшие люди, самые преданные идее. Левинсону жалко всех бойцов, убитых во время разгрома, но для Левинсона менее трагично то, что от голода погибнет кореец с семьей или какой-нибудь казак. Трагическое в романе в неисчислимых жертвах Гражданской войны.

Все творчество Александра Сергеевича Неверова ( ) посвящено теме русского крестьянства в революции, трудного пути к глубокому осознанию им пролетарской идеологии. Творчество Александра Неверова одна из великолепных страниц русской советской литературы. Лучшие произведения писателя: рассказы и повести «Андрон Непутевый», «Ташкент город хлебный», пьесы: «Бабы», «Захарова смерть» роман «Гуси-лебеди».

Поручик упал головой в воду..…Марютка шагнула вперед, нагнулась, выронив винтовку, с воплем рванула гимнастерку на груди. В воде на розовой нити нервно колыхался выбитый глаз, синий, как море… Она…завыла низким гнетущим воем: -Ро-о-одненький мой! Что же я наделала! Очнись, болезный мой! Синегла-а- узенький!

И сегодня, вспоминая страшные лики гражданской войны, нельзя не сказать об Успенском соборе на Ольшанском кладбище в Праге, который воздвигнут в память о наших соотечественниках, « в междоусобной брани за Россию смерть обретших». О жертвах Гражданской войны писала Марина Цветаева: Все рядком лежат-не развести межой. Все рядком лежат-не развести межой. Поглядеть: солдат. Где свой? Где чужой? Поглядеть: солдат. Где свой? Где чужой? Белый был- красным стал: кровь обагрила, Белый был- красным стал: кровь обагрила, Красным был -- белый стал: Смерть побелила. Красным был -- белый стал: Смерть побелила.

Нельзя, чтобы на весах лежали человеческая жизнь и идея, в какие бы одежды она не рядилась. Нельзя убить зло злом! Нельзя оправдать убийство! Нельзя делить людей на «белых» и «красных» Литература о революции и Гражданской войне не была одноликой. Наряду с литературой официальной во все времена жила и живет литература подлинная. Имя ей –Правда. Перечитывая страницы книг вслед за Достоевским и Толстым, мы понимаем: не стоит никакая благороднейшая идея, никакая революция слез ребенка и слез матери.

Социалистический реализм (соцреализм) – это основной художественный метод советской литературы в 30-е годы XX века. Его основной принцип – объективное конкретное изображение действительности, понятное для народа. Произведения соцреализма отражали социалистическую идеологию, их объединяла тема поиска новой лучшей жизни для всех людей, герой в произведениях этого периода – как правило, строитель новой жизни. Писатели продолжали создавать талантливые художественные произведения, которые объединяла тема труда, строительства новых городов, веры в идеалы нового государства. Это романы Л. Леонова, В. Катаева, повести К. Паустовского, В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицына…..

Автор презентации и урока –дискуссии « Революция и Гражданская война в творчестве писателей нового поколения. Проблема революционного долга и гуманизма.» учитель русской литературы Людмила Ефимовна Шевченко. ГБОУ ЦО 133 Невского района. Санкт -Петербург Написать сочинение на одну из тем: Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем: 1. Перечитывая книги о гражданской войне…. 2. Трагическая и святая история России в литературе. 3. Проблема революционного долга и гуманизма в произведениях писателей 20 годов ХХ века.