«Требования к адаптации программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования Самсонова Елена Валентиновна – к.психол. наук,
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Это предполагает: приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
Транксрипт:

«Требования к адаптации программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» Ирина Игоревна Фришман, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства (РАО), профессор, доктор педагогических наук доктор педагогических наук

«Где-то ребенку говорят, что он не может играть, потому что не может ходить. В другом случае девочке говорят, что она не может читать, потому что не видит. Этот мальчик заслуживает того, чтобы иметь возможность играть. И в наших общих интересах сделать так, чтобы эта девочка, равно как и все дети, могла читать, учиться и вносить свой вклад в жизнь общества. Путь вперед будет трудным. Но дети не согласны испытывать дополнительные ограничения. Не должны быть согласны и мы» Энтони Лейк Исполнительный директор ЮНИСЕФ

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути. Для воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями важна детско- взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Для воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями важна детско- взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства.

Детско-взрослая общность рассматривается в дополнительном образовании детей как со- бытие, где возможен выход на гуманистические ценности человеческого бытия. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность. Участие в детско-взрослых сообществах данной категории детей оказывает определяющее влияние на развитие их личности, формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.

Условия реализации программ дополнительного образования связаны с факторами, определяющими спрос на различные формы и направления дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Организационная доступность, Организационная доступность, Информационная доступность, Информационная доступность, Территориальная доступность, Территориальная доступность, Инженерно-архитектурная доступность, Инженерно-архитектурная доступность, Материально-техническая доступность, Материально-техническая доступность, Кадровая доступность, Кадровая доступность, Социально-психологическая доступность, Социально-психологическая доступность, Финансовая доступность. Финансовая доступность.

Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных отношениях является основной задачей программ дополнительного образования, составной частью социальной и образовательной интеграции. Социальная интеграция является результатом специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными детьми в специально организованных условиях деятельности детско- взрослых сообществ

Целью адаптации программ дополнительного образования учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья является раскрытие творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций. Задачи адаптации программ дополнительного образования связаны с решением проблем: Задачи адаптации программ дополнительного образования связаны с решением проблем: - помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления; - организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребенка; - развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками; - помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью; - выявление творческого потенциала обучающихся - инвалидов, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы); - оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

Основные направления реализации адаптации программ дополнительного образования учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: - оказание помощи родителям в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обществе, расширением возможности достичь устойчивой социальной интеграции в среде здоровых сверстников; - расширение сферы самостоятельности детей с ОВЗ, под которой понимается преодоление ими обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности; - приобретение в детско-взрослом сообществе навыков коммуникации и умений осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных зада; - выход из статичного состояния, преодоление стереотипа ограниченности, ущербности, изолированности.

Требования, взятые за основу при адаптации программ дополнительного образования: - соответствие содержанию программы государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра; - сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным) ребенка в особой детско-взрослой общности; - согласованность концептуальных идей по реализации программы основного и дополнительного образования детей; - исключение у обучающихся повышенных нагрузок и утомляемости; - организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, игра, общение, самодеятельность, самоуправление); - использование интерактивных, дистанционных способов усвоения программного материала; - разработка модели ожидаемого результата участника программы (количественно-качественные показатели).

Требования были разработаны на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и содержащегося в нем Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Адаптация программ дополнительного образования строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули: Модуль коллективной и социокультурной образовательной деятельности совместно со здоровыми детьми, включающий в себя коллективную продуктивную деятельность, исходя из интересов и потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать самоорганизации и самореализации в образовательной среде здоровых сверстников. Валеологический модуль, направленный на формирование объективного представления об ограничениях, компенсаторных возможностях человеческого организма, о методах и формах их преодоления.

Ожидаемые результаты. - расширение социального опыта детей с ОВЗ и их родителей о компенсаторных способностях организма; - расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ, направленных на доступность дополнительного образования данной категории детей; - развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа; - развитие творческого потенциала обучающихся; - формирование социальных и жизненных компетенций; - приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками; - совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности; - ознакомление общественности с проблемами детей- инвалидов и детей с ОВЗ через публичную демонстрацию достижений (выставки, мастер-класс, концерты, фестивали, социокультурная анимация, общественная деятельность детско-взрослых сообществ).

Оценка результатов. Адаптация программ дополнительного образования детей обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие особой детско-взрослой общности в соответствии с основными принципами Концепции развития дополнительного образования детей в РФ; По устным и письменным отзывам детей с ОВЗ, а так же педагогов дополнительного образования; По публикациям в средствах массовой информации, в сети Интернет; По отзывам родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.