Выбери из ряда слов словосочетания 1. Кожаный мяч; 2. Слово и дело; 3. Пиджак велик; 4. Довольно резво; 5. Надел пальто; 6. Увидел на витрине; 7. Утро.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Класс: 8 Обстоятельство. Виды обстоятельств.. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Особый вид определения, выраженный существительным, – …
Advertisements

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
1) Цели проекта Цели проекта Цели проекта 2) Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложенияВторостепенные члены предложения 3) Авторы.
ДОПОЛНЕНИЕ второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. ПРЯМОЕ.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень.
Второстепенные члены предложения. Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. На завтрак дали яйца всмятку.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна К урокам русского языка в 8 классе.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Дополнение Вопрос Способ выражения Примеры Вопросы косвенных падежей (кроме именитель- ного) 1.Существитель-ное в косвенном падеже. 2.Местоимение в косвенном.
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Главные члены предложения: подлежащее и простое глагольное сказуемое.
К ОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : «Односоставные предложения»
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные.
Обстоятельство. Спишите, расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения Земля велика и прекрасна. Пословица мудрость народа. Знание лучшее.
Транксрипт:

Выбери из ряда слов словосочетания 1. Кожаный мяч; 2. Слово и дело; 3. Пиджак велик; 4. Довольно резво; 5. Надел пальто; 6. Увидел на витрине; 7. Утро морозное; 8. Продолжали учиться; 9. Бить баклуши; 10. Около школы; 11..Кафе напротив; 12. Пять уроков; 13. Морозное утро; 14. Анютины глазки.

Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и чаще всего относится к сказуемому. Может быть выражено: Существительным - не кормят баснями; Местоимением - не кормят его; Числительным – от восьми отнять 2; Инфинитивом – предложил собрать; Наречием – завтра не похоже на сегодня; Прилагательным – думал о прошлом; Неделимым сочетанием – читаю «Комсомольскую правду»

Вот нахмурил царь брови чёрные И повёл на него очи зоркие. Уезжая на Кавказ, Лермонтов думал о недавнем. Прикажи казнить. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой.

1. Ты опять за старое. 2. Восемь не делится на пять без остатка. 3. Проводник попросил провожающих выйти из вагона. 4. Интересно, кто пел о «прекрасном далёко» в фильме «Приключения Электроника». 5. Врач посоветовал мне больше гулять. 6. Собака отлично поняла моё «фу!», но всё-таки колбасы не выпустила. 7. На льду мы увидели несколько рыбаков.

Найдите прямое дополнение 1. За твою широту, за твою доброту я люблю тебя, Родина светлая. 2. Самолёт тяжёловесный рассекает свод небесный. 3. Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло. 4. Всё лицо и руки залепил мне снег. 5. Мороз в окно глядит и дышит, и на стекле узоры пишет. 6. Грамматика не даёт таланта, но даёт таланту большую силу.

Действие относится к одному лицу. Я хотел обсудить с вами план работы над диссертацией. Хотел я, обсуждать буду тоже я – глаголы относятся к одному лицу. Действие относится к разным лицам Мне посоветовали обсудить с вами план работы над диссертацией. Посоветовал кто-то, обсуждать буду я – глаголы относятся к разным лицам.

1. Я советую тебе вернуться. 2. Красавка продолжала двигаться вперёд. 3. Научи меня танцевать. 4. Сквозь туман начал пробиваться розовый рассвет. 5. Слушатели просили исполнить новую песню. 6. Отец разрешил мне кататься на лыжах. 7. Он взял свободные вилы и принялся помогать девушкам. 8. Мы помогали малышке выбраться на луг. 1; 3; 5;6; 8

Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлёвской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымалася. Уж зачем ты, алая заря, просыпался, На какой ты радости разыгрался?

Вид определения Определения выражаются Согласованные ставятся в том же падеже, числе и роде, что и определяемое слово 1) Полным прилагательным.: У него была стройная, худощавая фигура. 2) Причастием: Побледневшее небо стало опять синеть. 3) Порядковым числ.: На третий день пути лыжники вышли на равнину. 4) Местоим., которое склоняется как прилаг.: Но вижу твой жребий на светлом челе.

Несогласованные связаны с определяемым словом управлением или примыканием - связанные управлением 1) сущ. или местоим. в форме косвенных падежей: Мы вошли в небольшую комнату с окнами на улицу. 2) синтаксически цельным словосочетанием (сущ. И прилаг.): Ромашка величиной с ладонь - связанные примыканием: 1) прост.ф-мой сравн. степени прилаг.: Парень сильнее и краше меня… 2) наречием: Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. 3) инфинитивом: Я вышел из кустов, повинуясь желанию броситься отцу на шею.

1. Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной. 2. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. 3. Я совершенно утратил способность писать. 4. Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разных оттенков. 5. Это была обыкновенная кукла с голубыми глазами, на ней было платье из тюля.

1. Это был дом с маленькиеими окнами. 2. Тени вечера вершинами тянутся вдаль. 3. Он положил на стол большую старую перчатку с левой руки. 4. По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. 5. Странным казался Чижову грузный мужчина с небритыми щеками и нависшими бровями.

Заменить согласованные определения несогласованными 1. Кофейная чашка – 2. Полосатая юбка – 3. Громкоголосый оратор – 4. Воронье гнездо – 5. Двенадцатираундовый бой – 6. Компьютерный диск -

1. Определение при существительном общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от пола лица, обозначаемого этим существительным. Наша умница Лиза сдала экзамены блестяще. Наш умница Серёжа сдал экзамены блестяще.

2.Определения, относящиеся к существительным мужского рода, которые обозначают лицо по профессии, должности, работе, занятию, ставятся в форме мужского рода: Ирина Юрьевна – опытный директор. Василий Ильич был опытный директор.

3. Определение, стоящее между числительным два, три, четыре и существительным, должно употребляться в форме Род.падежа мн.числа при существительных мужского и среднего рода и в Им. падеже при существительных женского рода: В комнате было два больших окна. Две большие шторы закрывали окна.

Найти определения, указать их вид 1. Приметы осени встречает взор во всём. 2. Кудри берёз расчёсывает ветер. 3. Мелькает жёлтый лист на зелени дерев. 4. Она выбрала платье цвета бирюзы.

4. Определение, стоящее перед числительным, употребляется только в форме Им.падежа:

Три неприятель ск… лошади, две тёмн… фигуры, две больш… лохмат… собаки, два спасительн… маяка, три стар… сосны, два больш… тускл… масляно… портрета, два стекольный… завода, перв… два месяца, два огненно… столба, больш… три предложения, две маленькие… берёзы, четыре нов… дома, последние… два состязания, стар… четыре лодки, три разбит… автомобиля.

Отметьте согласованные и несогласованные определения 1. Через сотню метров мы вышли на весёлую, приветливую опушку. 2. Из строя вышел солдат покрепче и, видимо, посмелее. 3. Мне нравились её черты. 4. Чтение вслух помогло мне исправить недочёты произношения. 5. Король обедал в освещённой двумя люстрами зале. 6. Я всё ходил по улице; холодный дождь поливал меня. 7. Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. 8. На третий день пути лыжники вышли на равнину. 9. Взволнованный Ипполит Матвеевич очнулся. 10. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в округе. Согл.:1;5;6;8;9Несогл.:2;3;4;7;10

Дефис ставится Дефис не ставится 1. Нариц. – нариц. (юноша – подросток) 1. Нариц. Собств. Река Волга 2. Собств. – нариц. (тесно) Волга - матушка 2. Род. понятие и видовое Дерево берёза 3. Х - = качеств. прилаг. Кони - красавцы 3. Качеств.прил. Х Красавцы кони

Найти приложения в предложениях 1. Попрыгунья стрекоза лето красное пропела. 2. Поэт Некрасов провёл своё детство на берегу реки Волги. 3. Контролёр Семёнова внимательно осматривала часы будильники. 4. Павел был арестован за освобождение одного матроса большевика. 5. Ветряк раздвинул в сторону свои руки крылья.

Составить предложения с приложением именем собственным, используя глагол – сказуемое в прошедшем времени Завуч; Река; Журнал; Учитель.

Распределите предложения в 2 столбика: с дефисом и без него 1. И вот сама идёт волшебница зима. 2. На Волге реке играет гармонь. 3. В лесу слышен стук дятлов барабанщиков. 4. Красавцы лебеди каждое лето прилетают на озеро. 5. Вернулся Иван царевич домой. 6. Старик горец возвращался с пастбища. 7. И смуглянка молдаванка по тропинке в лес ушла.

Добавить в предложение приложение Впервые школьники участвовали в выборах в молодёжный парламент. Восьмиклассники прочитали роман Пушкина. Стихотворение Лермонтова посвящено битве за Москву.

1. Ребята первоклассники были самыми дружными в школе. 2. У крутых дорог стояли сосны великаны. 3. Профессор Молчанова выступала с докладом об эпидемии гриппа. 4. Одесса город – столица юмора. 5. Зажигательно исполнили свой номер танцоры грузины. 6. Дерево берёза является символом России. 7. Товарищ милиционер, как пройти к станции метро? 8. Девушки гимнастки выступали последниеими. 9. Господа офицеры, надеть ордена! 10. Судентки физкультурницы успешно сыграли в волейбол. 11. Разлилась широко ты, Волга матушка. 12. Заяц беляк перебежал дорогу. 13. Великаны сосны украшали парк. Дефис : 1; 2; 4; 5; 8; 10; 11; 12

1. Найти вопросы обстоятельства : 1. где? 2. каков? 3. как? 4. какова? 5. какой? 6. кто? 7. почему? 8. зачем?

2. Найти словосочетания с обстоятельством : 1. Помещается внизу; 2. Руки матери; 3. Провёл дважды; 4. Сделал по-своему; 5. Низкий берег; 6. Узнал его; 7. Залез на дерево;

3. Найти обстоятельства, выраженные наречием: 1. Остановился у перекрёстка; 2. быстро сообразил; 3. работает художником; 4. выполнил мастерски; 5. виднеется слева; 6. закричал вдруг.

Выберите словосочетания с обстоятельствами 1. Берег моря; 2. Яркий закат; 3. Пылает ярко; 4. Бьются о берег; 5. Яростно бьются; 6. Разбиваются с шумом; 7. Виднеется вдали; 8. Быстро приближается; 9. Одинокая лодка; 10. Громко звучат; 11. Прекрасная мелодия; 12. Свист ветра; 13. Звучат песни; 14. Медленно набегает; 15. Ничуть не холодный; 16. Увеличил вдвое; 17. Трижды произнёс; 18. Третий урок.

Добавьте в предложение обстоятельство, употребив нужную часть речи 1. (наречие, обс.-во времени) …поднимется солнце. 2. Мы решили пойти… (сущ. с предлогом, обст.-во места; инфинитив, обст-во цели) 3. Он глядел на меня… (дееприч,обст.-во обр.д.) 4. Праздник состоится… (производный предлог+сущ, обст.-во уступки.) 5. (сущ. с предлогом, обст.-во причины)… полёт отменили. 6. Он всегда умел работать… (фразеол. Оборот, обст.-во обр.д.)

Определите синтаксическую роль инфинитива 1. Читать детективы любимое занятие многих. 2. Мама научила меня слушать других. 3. Он пришёл познакомиться с моими друзьями. 4. Моё увлечение играть в волейбол. 5. Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву. 6. Я к нему обратился с просьбой верить мне.

Тестовое задание. 1. Найти предложение с обстоятельством времени: А). Мы очень устали. Б). Кругом кричали коростели. В). Вчера я приехал в Тамбов. Г). Он изменился до неузнаваемости.

2. В этом предложении есть обстоятельство цели: А). Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. Б). Слон – живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно. В). Сенокос запоздал из-за дождей. Г). От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется: А). Чайка как парус белеет где-то в высоте. Б). Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду. В). Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался. Г). Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно. Д). Поезд шёл не останавливаясь. Е). Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства. А). Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей. Б). Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой. В). Рассказы эти были данью моему детству. Г). Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов: А). Он, думая о своём, попросил нас зайти. Б). Он, думая о своём, попросил нас зайти. В). Он, думая о своём, попросил нас зайти. Г). Он, думая о своём, попросил нас зайти. 1.В; 2.А,Б; 3.Г,Д; 4.А,Г; 5.Г.

Сопоставьте пары предложений, объясните постановку знаков препинания 1. Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. 2. Ласковое слово греет, словно солнышко. 1. Глаза кошки как два зелёных огонька. 2. Ласковое слово словно солнышко.

Расставить знаки препинания, указать, чем выражены обстоятельства 1. Вернувшись в палатку я долго читал. 2. Черты лица его были те же как и у сестры. 3. На улице было множество людей как в праздник. 4. Небольшой лесок пересекала петляя между деревьями тропинка. 5. Вот вдоль колоды едва касаясь снега прошмыгнул ловкий соболь. 6. Над полем низко провисая лениво стонут провода.,,,,,,,,

Список использованной литературы Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва: «Вако», 2006 г. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 8 классе Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской) Волгоград:Учитель, 2005