Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
Advertisements

Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Риторическое обращение Проект выполнен ученицей 5 « А » класса Парсян Эл ен.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского муниципального района Республики.
Как истинный Мастер, Булгаков (и его роман) принадлежит Вечности…
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
М АСТЕР И М АРГАРИТА История создания романа. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
История создания романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
М АСТЕР И М АРГАРИТА История создания романа. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
История написания романаМастер и Маргарита. Вступление. Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков.
Булгаков Михаил Афанасьевич «Мастер и Маргарита».
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Транксрипт:

Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

План Введение Введение Как создавался образ Воланда Как создавался образ Воланда Прообразы Воланда Прообразы Воланда Роль Воланда в романе Роль Воланда в романе Воланд – загадка и тайна Воланд – загадка и тайна Трактовка образа критиками Трактовка образа критиками Заключение Заключение Список литературы Список литературы

Если взглянуть непредвзято, то содержание романа составляет не история Мастера, не его литературные злоключения, даже не взаимоотношения с Маргаритой (все это вторично), а история одного из визитов Сатаны на землю: с началом его начинается и роман, концом его же и завершается.

Кто же он, этот Сатана?

Цель работы : Цель работы: попытаться раскрыть образ Воланда в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита показать различные точки зрения на личность Воланда осмыслить его роль в произведении осмыслить его роль в произведении попытаться раскрыть образ Воланда в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита показать различные точки зрения на личность Воланда осмыслить его роль в произведении осмыслить его роль в произведении

Задачи: 1. Проследить развитие образа Воланда во время создания романа. 2. Ответить на вопрос: что послужило прообразом Воланда и провести сравнение Воланда и Мефистофеля Гёте. 3. Изучить роль Воланда в романе. 4. Проанализировать различные трактовки образа критиками.

Как создавался образ Воланда. 1928/1929 г. – начало работы над романом г. – Булгаков сжег рукопись романа. 18 апреля 1930 г. – Булгаков возобновил работу над романом. конец 1937 г. – роман получил название "Мастер и Маргарита". 13 февраля 1940 года – последняя правка романа.

В сохранившихся черновиках роман назывался так: Гастроль... Сын... Черный маг Копыто инженера Консультант с копытом (1931) Сатана (1932) Черный богослов (1932) Он появился (1932) Подкова иностранца

Воланд Воланд Нос его ястребиное свесился к верхней губе… оба глаза стали одинаковыми, черными, провалившимися, но в глубине их горели искры. Теперь лицо его не оставляло сомнений – это был Он. Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар.

Философ и богослов П. А. Флоренский утверждал: Смерть влачит свое призрачное бытие лишь Жизнью и насчёт Жизни, питается от Жизни и существует лишь постольку, поскольку Жизнь даёт от себя ей питание. То, что есть у смерти – это лишь испоганенная ею жизнь же. Даже на чёрной мессе, в самом гнезде диавольщины, Диавол со своими поклонниками не могли придумать ничего иного, как кощунственно пародировать тайнодействия литургии, делая всё наоборот. Какая пустота! Какое нищенство! Какие плоские глубины!

В редакции гг. Воланд во многом был обезьяной, обладая рядом снижающих черт. Однако в окончательном тексте Мастера и Маргариты Воланд стал иным, величественным и царственным, Близким традициям лорда Байрона, Гёте, Лермонтова.

Имя Воланд оказалось такой удачей, что изменять его не пришлось. Оно чрезвычайно богато звуковыми ассоциациями : в нем слышны средневековые имена дьявола Ваал, Велиал, и даже русское дьявол. В трактовке Булгакова это имя становится единственным именем сатаны, как бы не литературным, а подлинным.

Прообразы Воланда. Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, Ветхий завет, Талмуд и многие другие.

Образ сатаны всегда привлекал великих художников. Образ дьявола МильтонГёте БайронЛермонтов МусоргскийШ. ГуноА. БойтоГ. БерлиозФ. Лист

Вначале была музыка опера Шарля Гуно Фауст, написанная на сюжет Фауста Гёте и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь.

Связь с Мефистофелем из Фауста Гёте закреплена эпиграфом к роману Мастер и Маргарита:... так, кто ж ты, наконец? Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро.

Берлиоз и Бездомный успели заметить в паспорте букву "W", которую можно прочитать и как "М" – Мефистофель. W

Шпага атрибут Воланда.

Цивилизация велит Портрет Воланда создает идти вперед; впечатление обычного Теперь прогресс человеческого образа. с собой и черта двинул.

Воланд отказывается от традиционных демонических цветов: черного и красного, и надевает серый костюм.

Трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

Изображение пуделя появляется вышитым на подушке, на которую ставит ногу Маргарита во время бала.

Гётевский Мефистофель называет своей стихией огонь единственную стихию, противостоящую жизни. Огонь идет по пятам и за дьявольскими помощниками Воланда.

Мефистофель – один Мефистофель – один из духов зла. Мефистофельдух Мефистофельдух сомнения и неверия. Его пафос в развенчании всего, что представляется высоким. Воланд сам Воланд сам великий сатана. Воланд вскрывает зло, Воланд вскрывает зло, уничтожая то, что действительно ничтожно. Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд признает то немногое, что по-настоящему велико.

Воланд не похож ни на одного представителя темных сил, которые встречаются в литературе, мифологии, истории и религии. Его вообще трудно назвать темной фигурой, воплощением зла в романе. Чем дальше мы пытаемся понять образ Воланда, тем дальше уходим от тезиса о том, что он повелитель всеобщего зла. Все символы, обращающие нас к другим демонологическим образам, были изменены Булгаковым до неузнаваемого состояния.

Роль Воланда в романе.

На Патриарших прудах он предстает перед М.А. Берлиозом и Иваном Бездомным, которые, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают его существование. Как появляется Воланд?

Дьявол существует, потому что Христос есть, и отрицать его – значит отрицать существование Воланда.

Зачем же Воланд пришел в Москву 30-х? Воланд выступает в романе в первую очередь как судья. Воланд выступает в романе в первую очередь как судья. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. Воланд раскрывает внутреннюю сущность человека. Воланд раскрывает внутреннюю сущность человека. Воланд испытывает москвичей на алчность и милосердие. Воланд испытывает москвичей на алчность и милосердие. Он обнажаетскрытыепороки Он обнажает скрытые пороки человека. человека.

Во время сеанса черной магии в зале Варьете маг разоблачает жадность публики.

Зачем же Воланд пришел в Москву 30-х? Воланд, подобно Мефистофелю, несет некое священное знание. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли людей. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли людей. Воланд знает подлинную цену всему: стяжательству, бездуховности и невежеству, теням висельников и невежеству, теням висельников и убийц на своем и убийц на своем великом весеннем балу. великом весеннем балу. Воланд знает подлинную цену всему: стяжательству, бездуховности и невежеству, теням висельников и невежеству, теням висельников и убийц на своем и убийц на своем великом весеннем балу. великом весеннем балу. Он изучает суть добра и зла, смысл их борьбы и человека – как поле сражения. как поле сражения. Он изучает суть добра и зла, смысл их борьбы и человека – как поле сражения. как поле сражения. Все его поступки направлены на изучение человека и того, что изучение человека и того, что творится в его душе и сердце. творится в его душе и сердце. Все его поступки направлены на изучение человека и того, что изучение человека и того, что творится в его душе и сердце. творится в его душе и сердце.

Воланд – загадка и тайна. Весь его портрет четко разделен на две половины: …с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые, брови черные, одна выше другой, разные глаза: левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв.

" Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом, - поучает свысока дух тьмы Левия Матвея, - что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп ".

Булгаков подталкивает читателя к догадке, что Воланд и Иешуа – две равновеликие сущности, правящие миром.

Воланд – безусловный гарант справедливости, творец добра, праведный судия для людей. В этом заключается нетрадиционность дьявола в интерпретации Булгакова. Он исследует в человеке способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой.

Трактовка образа критиками. В. Лакшин окрестил Воланда задумчивым гуманистом. В. Лакшин окрестил Воланда задумчивым гуманистом. А.П. Казаркин: Воланду чужды человеческие ценности, иначе придется объявить его сторонником Иешуа. А.П. Казаркин: Воланду чужды человеческие ценности, иначе придется объявить его сторонником Иешуа. В. Акимов: Добро и зло по Булгакову не могут существовать друг без друга. В. Акимов: Добро и зло по Булгакову не могут существовать друг без друга. В критике также высказывалось мнение, что Воланда надо рассматривать все-таки как аллегорию, как символ, иначе можно поверить в Булгакова как мистика и теософа. В критике также высказывалось мнение, что Воланда надо рассматривать все-таки как аллегорию, как символ, иначе можно поверить в Булгакова как мистика и теософа. В. Акимов: в Воланде абсолютно отсутствует личность. В. Акимов: в Воланде абсолютно отсутствует личность.

Заключение.

Граница между добром и злом уже не представляется в виде четкой линии, черты размываются, черное смешивается с белым. Как же теперь понять, кто хорош, а кто плох? Жизнь учит нас делить все лишь на две категории, но Булгакову их мало. Он не может мыслить в этих рамках с четкими границами, он расширяет наше представление о добродетели и грехах, смешивает противоположное и создает новое.