Что такое сложносочинённое и сложноподчинённое предложение? АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению задания А10 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Структура предложения.
Advertisements

Связывает однородные члены. Купили хлеб и молоко. Связывает простые предложения в составе сложного. Наступила осень, а листья на деревьях были зелёными.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
презентация "Сложное предложение"
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Предложение - лексически и грамматически оформленная основная синтаксическая единица языка.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
1.Повторение знаний по темам: а)основные виды сложных предложений; б)сочинительные и подчинительные союзы; в)значение сложносочиненных предложений; г)
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
Сложное предложение Союзное СложносочиненноеСложноподчиненное Бессоюзное.
Союз – служебная часть речи, служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложных.
ЕГЭ, сложное предложение Учитель Крючкова А.И.. Определить вид предложений и тип подчинения Усевшись в свою кабину я выровнялся вдоль дорожки и нажал.
Знаешь ли ты СОЮЗЫ?. Выбери домашнее задание: «4» и «5» - упражнение 360 «4» и «5» - упражнение 360 «3» - упражнение 362 (1, 2 абзац) «3» - упражнение.
Задание А26 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. С о ю з ы – это служебные.
СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Презентацию подготовил : Косырев Дмитрий Ученик 7 Б класса.
Транксрипт:

Что такое сложносочинённое и сложноподчинённое предложение? АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Сложное предложение.

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.

На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

Сложные предложения, в которых грамматические основы соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными:

Еще косою острою трава в лугах не кошена, еще не вся черемуха к тебе в окошко брошена.

Сложные предложения, в которых грамматические основы соединяются при помощи интонации и союзов, называются союзными:

В первую половину июля ожидаются ливневые дожди, а во второй установится хорошая погода.

Сложные союзные предложения по характеру союзов делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненные – это предложения, состоящие из относительно независимых предикативных частей, соединенных сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то…, то… и др.): Море было спокойное, но входить в него было страшно.

Сочинительные союзы: Соединительные (и, да (и), но; не только, но и; как так и) Противительные (а, но, да (но),зато) Разделительные (или, или…или, либо, то…то, не то, не то)

Основное правило постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении:

Между простыми предложениями в составе сложносочиненного запятая обычно ставится ( в том числе и перед союзами И, ДА(=И), ИЛИ, ЛИБО). Все уже разошлись, и мы можем вернуться.

НО если между простыми предложениями стоят союзы И(=ДА), ИЛИ, ЛИБО, то запятая не ставится, если есть А) общий для обоих простых предложений второстепенный член, Б) общее для обоих простых предложений вводное слово, В) общее для обоих простых предложений придаточное или главное предложение.

Части сложносочинённого предложения выражены двумя вопросительными, или восклицательными предложениями Когда придёт поезд и где мы встретимся?

Для счастья людям нужен мир и не нужна война. В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги. Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении. В мелколесье пахнет прелью () и хлюпает под ногами черная торфяная вода.. 1)ССП, перед союзом И нужна запятая 2)Простое предл. с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3)ССП, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предл. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении. В мелколесье пахнет прелью () и хлюпает под ногами черная торфяная вода.. 1)ССП, перед союзом И нужна запятая 2)Простое предл. с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3)ССП, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предл. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. На кухне еще горела керосиновая жестяная лампа () и пахло самоваром и теплым хлебом. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая; 2)ССП, перед союзом И нужна запятая; 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна; 4)ССП, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. На кухне еще горела керосиновая жестяная лампа () и пахло самоваром и теплым хлебом. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая; 2)ССП, перед союзом И нужна запятая; 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна; 4)ССП, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Стояли крещенские морозы () и заснеженные поля терялись в безлюдных просторах. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая; 2)ССП, перед союзом И нужна запятая; 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна; 4)ССП, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Стояли крещенские морозы () и заснеженные поля терялись в безлюдных просторах. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая; 2)ССП, перед союзом И нужна запятая; 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна; 4)ССП, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочиненные – это предложения, состоящие из относительно независимых предикативных частей, соединенных сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то…, то… и др.): Море было спокойное, но входить в него было страшно.

Наконец гости разошлись по домам _ и я смог заснуть. К счастью, гости разошлись по домам _ и я смог заснуть.

Я мечтал, чтобы гости разошлись по домам _ и я мог заснуть. Гости разошлись по домам _ и я смог заснуть, только когда совсем рассвело.

ССП с соединительными союзами ( и, но (и), не только… но и, как… так и ), ССП с разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то) ССП с противительными союзами (а, но, да (но), однако же, же, зато

Сочинительные союзы: Соединительные (и, да (и), но; не только, но и; как так и) Противительные (а, но, да (но),зато) Разделительные (или, или…или, либо, то…то, не то, не то)

Сложноподчиненные – предложения, в которых одна часть (придаточная) зависит от другой (главной), распространяет ее и присоединяется к ней подчинительными союзами или союзными словами.

Подчинительная связь в сложном предложении осуществляется подчинительными союзами (что, чтобы, как, когда, если, потому что, несмотря на то что, если…, то… и др) и союзными словами: Когда ты придёшь, уже настанет вечер.

Подчинительные: Причинные (потому что;так как, в виду того,что; благодаря тому, что…) Целевые (чтобы, с тем чтобы) Временные (когда, лишь, пока, едва) Условные (если, если бы, раз, ли) Сравнительные ( как будто, точно) Изъяснительные (что, чтобы, как и др) Уступительные (несмотря на то, что, хотя, как ни)

В сложноподчиненном предложении от одного простого предложения(главного) можно задать вопрос к другому простому предложению(зависимому, придаточному), то есть они неравноправны и связаны при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения связаны между собой при помощи интонации и знаков препинания.

Знаки Значение Как проверить Одновременность и последовательность По смыслу А)противопоставление Б) в 1- время, условие В) во 2- следствие А, НО и др. КОГДА, ЕСЛИ ТАК ЧТО А) во 2-причина Б) 2 – поясняет 1 В) 2 - дополняет 1 ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО,Т.Е ЧТО

Как говорил Аркадий Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?»

Далекий прожектор просочился в сад, безмолвно вгляделся в него и унесся дальше шарить по берегу.

Я пытался поймать такси – не тут-то было.

Ощущать такое безграничное счастье – это безнравственно и грешно.

Письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы.

Интересуются, бывал ли я когда- нибудь абсолютно счастлив.

Брат со смехом говорил, что ему если в чем-либо повезет, то сейчас же в чем-нибудь другом не повезет.

Искал Лермонтов «покоя», а в реальности уподобился собственному парусу.

Житель Эфеса – одного из городов Малой Азии – Герострат, желая сохранить свое имя в истории, сжег храм Артемиды, считавшийся одним из чудес архитектуры.

Судно сидело очень низко, и через фальшборт с наветренной стороны свободно перекатывались волны.

Кажется, все в этом роскошном парке чужое и каждую минуту нас могут прогнать.

Кажется, что о пьесах Чехова нечего рассказывать.

Толпа, которая сначала замерла от смущения, начала понемногу шуметь.

Поэт не может играть с читателем в поддавки: отношения между поэтом и читателем – всегда борьба, и если конфликт достаточно напряженный, то читатель выигрывает от своего поражения.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Когда я вернулся домой(1) ёлку тотчас зажгли(2) и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей(3) будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акаций. 1)1,2,3 2)1,3 3)2,3 4)1,2

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Когда я вернулся домой(1) ёлку тотчас зажгли(2) и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей(3) будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акаций. 1)1,2,3 2)1,3 3)2,3 4)1,2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? После десяти часов вечера(1) когда спустился туман(2) и луна еще не встала(3) легкие плоты(4) на которых могло уместиться пять – шесть человек(5) оттолкнулись шестами от берега. 1)1,2,3,4,5 2)1,2,4,5 3)1,3,4,5 4)1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? После десяти часов вечера(1) когда спустился туман(2) и луна еще не встала(3) легкие плоты(4) на которых могло уместиться пять – шесть человек(5) оттолкнулись шестами от берега. 1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Небо(1) которое над городом было черно(2) и все-таки отделялось от его слабо освещенных улиц(3) совершенно слилось здесь с землею(4) и нас окружал мрак. 1)1,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4)1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Небо(1) которое над городом было черно(2) и все-таки отделялось от его слабо освещенных улиц(3) совершенно слилось здесь с землею(4) и нас окружал мрак. 1)1,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4)1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Небо(1) которое над городом было черно(2) и все-таки отделялось от его слабо освещенных улиц(3) совершенно слилось здесь с землею(4) и нас окружал мрак. 1) 1,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4)1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через четверть часа(1) когда над нашими головами разразилась гроза(2) и лес точно застонал от раскатов грома(3) у нас в балагане весело горел огонек(4) и быстро наливалась живительная теплота. 1)1,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через четверть часа(1) когда над нашими головами разразилась гроза(2) и лес точно застонал от раскатов грома(3) у нас в балагане весело горел огонек(4) и быстро наливалась живительная теплота. 1) 1,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Меня удивляло(1) что(2) когда ни приедешь к дедушке(3) все находится в том же виде(4) как и десять лет тому назад(5) точно время здесь остановилось. 1)1,3,4,5 2)1,2,3,4,5 3)1,2,4,5 4)1,3,5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Меня удивляло(1) что(2) когда ни приедешь к дедушке(3) все находится в том же виде(4) как и десять лет тому назад(5) точно время здесь остановилось. 1)1,3,4,5 2)1,2,3,4,5 3)1,2,4,5 4)1,3,5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Как только в начатой вещи появляются люди(1) и как только эти люди по воле автора оживают(2) они тотчас же начинают сопротивляться плану(3) и вступают с ним в борьбу(4) и вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. 1)1,2,3,4 2)2,4 3)2,3,4 4)1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Как только в начатой вещи появляются люди(1) и как только эти люди по воле автора оживают(2) они тотчас же начинают сопротивляться плану(3) и вступают с ним в борьбу(4) и вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. 1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я выходил ночью на палубу(1) и мне казалось(2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты(3) и что(4) если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,2 4)2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я выходил ночью на палубу(1) и мне казалось(2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты(3) и что(4) если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1) 1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,2 4) 2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре(1) когда еще кричат петухи(2) и по-черному дымятся избы(3) распахнешь, бывало, окно в прохладный сад(4) и не утерпишь – побежишь умываться на пруд. 1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,3 4)1,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы(1) которые(2) хотя были выстроены врассыпную(3) и не заключены в правильные улицы(4) но показали довольство обитателей. 1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,2,4 4)1,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чтобы идти вперед(1) чаще оглядывайтесь назад(2) ибо иначе вы забудете(3) откуда вы пришли(4) и куда вам надо идти. 1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)1,2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим(1) и прекрасным делом(2) или с простым, но честным и полезным трудом(3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла(4) и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. 1)1,2,3 2)3 3)3,4 4)2,3,4

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Только к рассвету(1) когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек(2) и показались рыбачьи паруса(3) он уснул(4) и ему снились Альпы. 1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,2,3 4)1,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосновые леса(1) и(2) если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч(3) то(4) должно быть(5) потому(6) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы. 1)1,2,3,6 2)1,3,4,5,6 3)3,6 4)1,2,3,4,5,6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег(1) он говорил(2) что сейчас на юге весна(3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства(4) что литература призвана делать это во времени и пространстве(5) и(6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1)1,2,3,4,5 2)1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4)1,2,3,4

Укажите верную характеристику предложения: 1) Простое осложненное предложение; 2) сложносочиненное предложение; 3) сложноподчиненное предложение; 4) сложное предложение с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. ….Поисковик использует огромные центры хранения информации по всему миру, которые потребляют большое количество энергии.

Укажите верную характеристику предложения: 1) простое осложненное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) сложное бессоюзное И человек с открытой душой входит в прошлое, учится уважению к тем, кто жил раньше.

Укажите верную характеристику предложения: 1) Простое осложненное предложение; 2) сложносочиненное предложение; 3) сложноподчиненное предложение; 4) сложное предложение с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке.

Укажите верную характеристику предложения: бессоюзное сложное; сложносочиненное; сложноподчиненное; сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая, природная, и экология культурная\духовная.

Укажите верную характеристику предложения: простое осложненное предложение сложносочиненное предложение сложноподчиненное предложение сложное предложение с союзной и бессоюзной связью Ее пели ночные грозы, снежные обвалы, гремящие реки, ветры, птицы, а осенью олени.

Укажите верную характеристику предложения: 1) сложносочиненное 2) сложноподчиненное 3) бессоюзное сложное 4) простое осложненное Толерантность- это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

Что такое сложносочинённое и сложноподчинённое предложение?

Сложное предложение.

Сложносочиненные – это предложения, состоящие из относительно независимых предикативных частей, соединенных сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то…, то… и др.): Море было спокойное, но входить в него было страшно.

Сочинительные союзы: Соединительные (и, да (и), но; не только, но и; как так и) Противительные (а, но, да (но),зато) Разделительные (или, или…или, либо, то…то, не то, не то)

Сложноподчиненные – предложения, в которых одна часть (придаточная) зависит от другой (главной), распространяет ее и присоединяется к ней подчинительными союзами или союзными словами.

Подчинительные: Причинные (потому что;так как, в виду того,что; благодаря тому, что…) Целевые (чтобы, с тем чтобы) Временные (когда, лишь, пока, едва) Условные (если, если бы, раз, ли) Сравнительные ( как будто, точно) Изъяснительные (что, чтобы, как и др) Уступительные (несмотря на то, что, хотя, как ни)

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения связаны между собой при помощи интонации и знаков препинания.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Когда я вернулся домой(1) ёлку тотчас зажгли(2) и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей(3) будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акаций. 1)1,2,3 2)1,3 3)2,3 4)1,2

Укажите верную характеристику предложения: сложносочиненное сложноподчиненное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью простое осложненное Важно то, что они, подобно маске, могут остаться с ним навсегда и начнут характеризовать своего хозяина с совершенно иной стороны.

Укажите верную характеристику предложения: сложносочиненное бессоюзное сложное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью простое осложненное Слово «добродетель» может и более узкое толкование, обозначая одно из конкретных моральных качеств(честность, щедрость, великодушие и т.д.)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег(1) он говорил(2) что сейчас на юге весна(3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства(4) что литература призвана делать это во времени и пространстве(5) и(6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1)1,2,3,4,5 2)1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4)1,2,3,4

Что такое сложносочинённое и сложноподчинённое предложение?