L/O/G/O Модель образовательного процесса ДОУ в контексте интеграции образовательных областей в связи с введением ФГОС ДО (24.08.2012) Семёнова М.Л, к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта Занятие 2 Морозова Марина Васильевна, методист.
Advertisements

Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
"Что должны знать родители о ФГОС". С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида 15» Тема доклада : « Модель образовательного.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ.
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Выполнила: Смирнова Ирина Евгеньевна, воспитатель.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» Татьяна Владимировна Булкова старший.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС Подготовила Воспитатель МБДОУ 5 «Звоночек»
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Транксрипт:

L/O/G/O Модель образовательного процесса ДОУ в контексте интеграции образовательных областей в связи с введением ФГОС ДО ( ) Семёнова М.Л, к.п.н., доцент кафедры управления ДО ЧГПУ 1

Модель образовательного процесса определяет каркас обра­зовательного процесса, своего рода общий «стандарт», который может быть положен в основу образовательных программ В.И.Слободчиков 2

Измерения модельного описания образовательного процесса Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995 функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу; организация содержаний образования (или развивающих содержаний); структура предметной среды 3

Модели образовательного процесса учебная модель комплексно-тематическая модель предметно-средовая модель 4

УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ харак­теризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности) функция (позиция) взрослого учительская: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому 5

УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме Все незапланированные «выбросы» активности, инициативности детей обрубаются (в худшем случае) или игнорируются (в лучшем случае) взрослым 6

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛ Ь (Ж.-О. Декроли) В основу организации образовательных содержаний ставится тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленное в эмоционально-об­разной, а не в абстрактно- логической форме. 7

КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника организация предметной среды более гибкая, постоянно подстраиваемая под развивающие задачи и инициативу детей 8

Предметно-средовая модель содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний 9

Предметно-средовая модель Взрослый в этой модели лишь организатор предметной среды, его функция подбор развивающего мате­риала, который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. 10

Оптимальная модель образовательного процесса должна учитывать: психологические особенности возраста (закономерности развития); ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника, т.е., в целом, исходить из интегрального нормативного «образа» ребенка на «выходе» из дошкольного возраста. 11

Возрастные особенности обучения ребенка (Л.С.Выготский) в раннем возрасте ребенок учится по спонтанным программам, в школьном по реактивным (идущим от требований взрослого учителя) дошкольном возрасте по спонтанно- реактивным (сочетающим собственные интересы ребенка и педагогические задачи взрослого) 12

сочетание комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, с ненавязчивой, «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательных содержаний и предметного материала Оптимальная модель образовательного процесса 13

позиции взрослого: как непосредственный партнер детей, включенного в их деятельность как организатор развивающей предметной среды. Оптимальная модель образовательного процесса 14

Оптимальная модель образовательного процесса совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей 15

Модель развивающего занятия Воспитатель Ребенок Создание проблемной ситуации, интриги Возникновение состояния «хочу» Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, поиск средств решения поставленной задачи, дополнительная мотивация Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез 16

Задачи «партнёрского» блока образовательного процесса развитие инициативности детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата 17

Организующие элементы формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская деятельность, чтение художественной литературы) тематические содержания, которые использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. 18

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально 19

для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. (специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя регламента тора содержания и формы детской деятельности) 20

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру ( Н.Я. Михайленко, НА Короткова, 1995). 21

ФГОС дошкольного образования « … (3.2.1.) Для успешной реализации Программы:… «1) уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных силах и способностях… 2) построение ОД на основе взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка… 3) …взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 4) возможности выбора детьми материла, видов активности, участников совместной деятельности» 22

Самостоятельная деятельность воспитанников свободная деятельность детей в условиях созданной педагогом предметно– развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам; организованная педагогом деятельность детей, направленная на решение задач, связанных с интересами других 23

Модель организации образовательного процесса ДОУ Основные блоки: 1. Совместная деятельность педагога и детей (занятия и образовательная деятельность вне занятий) 2. Свободная самостоятельная деятельность воспитанников 24

Особенности совместной партнерской деятельности взрослый – партнер; свободное размещение; свободное перемещение; свободное общение; добровольное присоединение к деятельности; динамичная позиция педагога; «открытый» временной конец. 25

Схема развития любого вида деятельности (Л.С.Выготский) сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка 26

«Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности». Д.Б. Эльконин 27

Концепция дошкольного воспитания 1989 г. Формирование деятельно-практического отношения к миру Максимальная реализация возможностей ребенка в специфически детских видах деятельности. Один из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра 28

L/O/G/O Спасибо за внимание! 29