Опыт работы общественных организаций розничного рынка нефтепродуктов России Презентация доклада на бизнес-форуме в г. Алуште 19 сентября 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
Advertisements

Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ И РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ.
Вертикально интегрированные нефтяные компании в России К истории создания ИМЭМО, 6 ноября 2012 года.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» Инициативы по поддержке потребителей энергоресурсов. Комитет по энергетической.
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
Необходимость стимулирования рынка СУГ в связи с прогнозируемым увеличением переработки ПНГ к 2012 году. Докладчик: Ким А.А. - Начальник Управления отраслевых.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Порядок регистрации саморегулируемых.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Торгово- э кономическое представительство РСО – Алания в г. Москва План развития на 2011 год.
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
Доклад министра экономики Удмуртской Республики Михаила Петровича Зайцева Министерство экономики Удмуртской Республики О ходе реализации.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Транксрипт:

Опыт работы общественных организаций розничного рынка нефтепродуктов России Презентация доклада на бизнес-форуме в г. Алуште 19 сентября 2014 г.

Современный Московский рынок моторного топлива зародился в начале 90-х годов прошлого столетия на основе наследованной от плановой экономики ветхой, архаичной и неразвитой части материальных активов распавшейся системы нефтепродуктообеспечения России. Городу Москве после развала СССР в 1991 г. досталось 220 государственных автозаправочных станций (АЗС) бывшего Госкомнефтепродукта, из которых 30% не работало. ПРЕДЫСТОРИЯ: Никакой инфраструктуры дополнительных услуг не существовало, технически АЗС были очень примитивные. Начало 90-х годов сопровождалось взрывным увеличением количества автотранспорта, что порождало очереди автомобилистов на АЗС, дефицит топлива и различные злоупотребления. Основные этапы формирования Московского топливного рынка

Правительство Москвы, перестраивая систему нефтепродуктообеспечения на рыночные принципы, 16 ноября 1993 года приняло постановление 1039, утвердившее соответствующую Программу, в которой сделало ставку на малый и средний бизнес и создание привлекательных инвестиционных условий. Основой программы явилось выделение на льготных условиях 300 земельных участков под АЗС без уплаты стартовых платежей за право аренды, а также разгосударствление имеющихся АЗС путем передачи двух третей из них в аренду частным инвесторам с правом последующего выкупа по остаточной стоимости при условии проведения реконструкции в течение 2-х летнего срока. РАЗВИТИЕ: За пять лет ( г.г.) в реализации программы приняли участие 280 структур, из которых около 200 реально взялись за дело. Инвестиции составили около 700 млн дол.США. Сейчас на рынке осталось около 90 самостоятельных фирм. Только в конце 90-х годов сформировавшиеся российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) начали расширение своего присутствия в системе нефтепродуктообеспечения г. Москвы через приобретение сетей АЗС на вторичном рынке. В настоящее время здесь представлены отечественные Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, Татнефть и зарубежные ШЕЛЛ и ВР. Основные этапы формирования Московского топливного рынка

За период реализации программы в г. Москве без бюджетных инвестиций и при минимальном участии нефтяных компаний в три с лишним раза увеличилось количество заправочных станций, пройден эволюционный путь от примитивных советских АЗС, выставляемых дополнительно к ним бензовозов, последовательно замененных контейнерными АЗС, до современных автозаправочных комплексов. Появление множества самостоятельных субъектов привело к образованию рыночной конкурентной среды и способствовало формированию оптового рынка нефтепродуктов. Эти процессы стимулировала также принятая схема передачи государственных АЗС частным инвесторам по инвестиционным контрактам. 30 июня 1994 г. 34 фирмы учредили Ассоциацию поддержки независимых АЗС, переименованную 17 июня 1998 г. в Московскую топливную ассоциацию(МТА) ИТОГИ: Основные этапы формирования Московского топливного рынка

Московский рынок нефтепродуктов п/п Наименование компании Принадлежность к ВИНК Кол-во АЗС* Доля рынка, % 1 Лукойл - Центрнефтепродукт ЛУКОЙЛ 10715,37 2 Газпромнефть - Центр ГАЗПРОМНЕФТЬ 10214,66 3 ЕКА - АЗС 8111,64 4 ТНК - Столица РОСНЕФТЬ 7110,20 5 РН - Москва РОСНЕФТЬ 497,04 6 Петрол Комплекс РОСНЕФТЬ 405,75 7 Татнефть - АЗС - Запад ТАТНЕФТЬ 365,17 8 Нефть Магистраль 304,31 9 Транс АЗС 273,88 10 Шелл Нефть Шелл 131,87 11 Валар 121,72 12 Прочие 12818,39 Всего: ВИНК 40558,19 Всего: Независимые 29141,81 ИТОГО в том числе: АЗС фирм-членов МТА577 82,90 АЗС других участников рынка ,10 * Без учета АЗС на территории Новой Москвы В настоящее время на топливном рынке города Москвы осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов 86 хозяйствующих субъектов, имеющих в эксплуатации 696 коммерческих АЗС. Характерной особенностью розничного рынка г. Москвы является присутствие на нем как крупных российских и западных нефтяных компаний, так и независимых сетей АЗС. Организации, входящие в состав Московской топливной ассоциации осуществляют свою деятельность в области розничной торговли и оптовых поставок нефтепродуктов, организации безналичного расчета на АЗС, размещения средств наружной рекламы и информации на территории автозаправочных комплексов, поставок оборудования для предприятий нефтепродуктообеспечения. При этом розничную реализацию нефтепродуктов осуществляет 18 организаций-членов МТА, эксплуатируя при этом 577 коммерческих АЗС и обеспечивая более 80% потребностей города в моторном топливе.

Реализация моторного топлива на коммерческих АЗС г. Москвы Увеличение потребления ДТ за счет улучшения его качества, расширения парка импортных легковых автомобилей на дизельном топливе и увеличением потребления дизельного топлива европейским транзитным грузовым транспортом. Существенный рост доли высокооктановых бензинов АИ-95 и АИ-98 в результате повышения требований, предъявляемым к двигателям автомобилей, и, как следствие, увеличения спроса на данные марки топлива. Ежегодный объем реализации нефтепродуктов на топливном рынке г. Москвы – 3,6 млн. тонн Средняя суточная реализация топлива через одну АЗС в Москве составляет примерно литров. Объем реализации топлива АЗС зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются: место расположения АЗС, бренд, под которым АЗС работает, цена и качество топлива на АЗС, наличие дополнительных услуг на АЗС. С учетом этих обстоятельств среднесуточный объем реализации топлива на различных АЗС меняется в диапазоне литров. МАРОЧНЫЙ СОСТАВ ТОПЛИВА: ТЕНДЕНЦИИ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ТОПЛИВА

Перечень проблем, решаемых МТА в г.г.: О совершенствовании форм безналичных расчетов на АЗС. О работе экспертного совета по размещению АЗС. О подготовке и проведении конференции «Экологическая и пожарная безопасность современных АЗС». О мерах по реализации закона «О плате за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками на территории города Москвы». О ходе реконструкции контейнерных АЗС и перспективах эксплуатации АЗС с наземными резервуарами хранения топлива. Об организации и проведении выездных семинаров по изучению опыта функционирования АЗС за рубежом. О взаимоотношениях МТА с Московской транспортной инспекцией в вопросах контроля за качеством моторного топлива непосредственно на АЗС. О ходе разработки Москомприродой нормативно-технической документации в области экологической безопасности АЗС. О реализации мер по повышению качества топлива и обслуживания потребителей участниками Московского топливного рынка. О позиции МТА в связи с предпринимаемыми Палатой сертификации на транспорте мерами по сертификации АЗС. О выполнении Постановления Правительства Москвы 685 от «О выполнении программы развития сети АЗС в Москве и ее дальнейшем совершенствовании».

Перечень проблем, решаемых МТА в г.г.: (продолжение) Об изменениях в системе контроля качества моторного топлива. О правилах регистрации рекламных конструкций на АЗС. О позиции МТА по взаимодействию с крупными нефтяными компаниями и переработчиками нефти на МНПЗ. О разработке «Единых норм по строительству АЗС в г. Москве» О разработке новых требований к архитектурному облику АЗС в г. Москве. О реконструкции контейнерных АЗС и позиции МТА в связи со сроками завершения этой работы. О противоречиях в вопросах лицензирования АЗС. О действиях против навязывания к внедрению на АЗС установок по улавливанию паров бензина и тестирования методом акустической диагностики. О ситуации с разработкой и продвижением Закона "О специальном налоговом режиме для заправочных станций". О разработке программы по предотвращению выброса бензиновых паров на объектах нефтепродуктообеспечения Московского региона. О Методике расчета критериев размещения новых автозаправочных станций в г. Москве. О Координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам нефтепродуктообеспечения и развития услуг для автомобилистов г. Москвы. Об учреждении «Знака качества топлива на АЗС» для членов МТА и введении его с г.

Некоммерческая организация «Российский топливный союз (РТС)» учреждена 21 октября 1998 года в г. Москве. Членами РТС являются некоммерческие организации (союзы и ассоциации), созданные участниками рынка нефтепродуктов в различных регионах Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации нефти, газа и нефтепродуктов, строительстве и эксплуатации автозаправочных комплексов, хранилищ различных видов топлива или иным образом проявляющие свою деловую заинтересованность в развитии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. УЧРЕДИТЕЛИ РТС: 1. Московская топливная ассоциация (некоммерческая организация) 2. Московский межрегиональный нефтяной союз (некоммерческая организация) 3. Некоммерческое партнерство Юридическая фирма межрегиональной нефтегазовой группы 4. Некоммерческое партнерство Нефтяной Клуб г. Санкт-Петербурга 5. Некоммерческое партнерство Тольяттинский нефтяной клуб 6. Ассоциация поставщиков нефти и нефтепродуктов (некоммерческая организация) История создания Российского топливного союза

6. Президент РТС является постоянным участником еженедельного Штаба при Минэнерго России по мониторингу ситуации, связанной с обеспечением баланса производства и потребления автомобильного моторного топлива Представительство РТС в органах госуправления и бизнес-объединениях 2. Членство в Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации 1. РТС является одним из учредителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», президент РТС является членом Правления «НП ОПОРА» 3. Членство в Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства при МЧС России 4. Членство в Общественных Советах при Росстандарте, Роспотребнадзоре и Ростехнадзоре 5. Членство в Экспертном Совете при Федеральной антимонопольной службе

География деятельности По состоянию на сентябрь 2014 г. в состав РТС входят 22 некоммерческие организации (союзы и ассоциации), созданные участниками рынка нефтепродуктов в различных регионах Российской Федерации. Действующие организации - члены РТС Члены РТС, прекратившие свою деятельность

Состав Российского топливного союза п/п Наименование организации Количество АЗС, эксплуатируемых членами организации 1Московская топливная ассоциация (МТА)577 2Объединение Московский межрегиональный нефтяной союз (ММНС)549 3Одинцовская региональная топливная компания 36 4Владимирская областная топливная ассоциация (ВОТА)61 5Ивановская топливная ассоциация 5 6Костромская топливная ассоциация 18 7Ярославская топливная ассоциация 22 8Воронежская топливная ассоциация 91 9Липецкая топливная ассоциация Некоммерческое партнерство «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»368 11Ленинградский топливный союз (ЛОТОС)179 12Ростовская топливная ассоциация- 13Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения (Республика Татарстан)161 14Топливный союз Республики Башкортостан 64 15Сочинский деловой клуб- 16Тюменский топливный союз 99 17Ассоциация независимых нефтетрейдеров ГСМ-Сибирь (Новосибирская область)31 18Алтайский топливный союз 98 19Ассоциация автозаправочных станций (Республика Бурятия)51 20Некоммерческое партнёрство Владельцев автозаправочных станций Камчатки"26 21Сахалинский топливный союз 4 22Ассоциация малых и средних нефтегазодобывающих организаций Ассонефть- ИТОГО2542

Количество АЗС в Российской Федерации Количество АЗС ВИНК * (2011 г.) 7373 Роснефть (вкл. ТНК-ВР) 2426 Лукойл 2336 Газпромнефть 1043 Татнефть 511 Башнефть 497 Сургутнефтегаз 299 Альянс 261 Количество независимых АЗС (2012 г.) ИТОГО: * по данным из отчетов компаний за 2011 год

Количество АЗС в Российской Федерации (по федеральным округам) п/п Федеральный округ Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автозаправочные станции Количество автозаправочных станций * 1 Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Приволжский федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ ИТОГО: * По данным МЧС России за 2012 г.

Производство– 38,7 млн. тонн Экспорт – 4,4 млн. тонн Поставки на внутренний рынок – 34,3 млн. тонн: - Реализация на АЗС ВИНК – 67% *(23,0 млн.тонн) - Реализация на независимых АЗС – 33 % (11,3 млн. тонн) Производство – 72,0 млн. тонн Экспорт – 39,0 млн. тонн Поставки на внутренний рынок – 33,0 млн. тонн: - Реализация на АЗС ВИНК – 50% (16,5 млн.тонн) - Реализация на независимых АЗС – 50% (16,5 млн.тонн) Производство – 10,3 млн. тонн. Экспорт – 0,8 млн. тонн Производство – 76,9 млн. тонн. Экспорт – 58,5 млн. тонн Распределение объемов реализуемых нефтепродуктов АЗС ВИНК и независимыми АЗС (2013 г.) * По оценке ФАС России АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО МАЗУТ Общий объем внутреннего потребления основных нефтепродуктов в России (без учета мазута) : 77 млн. тонн АВИАКЕРОСИН

Основные приоритеты и направления деятельности Развитие межрегиональных связей и координация деятельности участников топливного рынка. Выработка принципов сотрудничества на топливном рынке представителей малого и среднего бизнеса с нефтяными компаниями и крупными операторами. Устранение избыточного административного давления государственных регулирующих органов на деятельность субъектов топливного рынка Представительство интересов топливных операторов в органах власти, управления и контроля. Участие в подготовительных и согласительных процедурах законотворческого процесса и издания регулятивных нормативно-правовых актов. Разъяснение через СМИ позиции членов Союза в условиях противоречивого изменения конъюнктуры цен на нефтяное сырье и реализуемые нефтепродукты

Перечень проблем, решаемых РТС в г.г.: О создании единой системы контроля качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения. Об использовании сжиженного нефтяного газа (СНГ) и компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива. О деятельности по сертификации услуг ТЗК. О Федеральном законе «О едином налоге на АЗС». О Федеральном законе «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». О позиции Российского топливного Союза в процессе проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. О концепции антимонопольной политики правительства Российской Федерации и проявлениях региональными госадминистрациями протекционизма при выделении земельных участков под строительство АЗС.

Перечень проблем, решаемых РТС в г.г.: О задачах отраслевых ассоциаций и союзов предпринимателей в условиях перехода России на новую систему технического регулирования. О мерах, предпринимаемых по инициативе Правительства России и Российского топливного союза мерах, по упорядочению действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты. О проблемах обеспечения экологической безопасности объектов топливного рынка с учетом опыта, накопленного в г. Москве. О проекте Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» и возможных последствиях для условий эксплуатации АЗС. О монополизме на региональных топливных рынках и принципах сотрудничества с региональными администрациями. О состоянии лицензирования деятельности по эксплуатации АЗС в связи с вступлением в действие с Федерального Закона РФ 128-ФЗ от "О лицензировании отдельных видов деятельности". О позиции РТС по формированию условий для создания биржи нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. О создании и функционировании «РТС-Ресурс».

Перечень проблем, решаемых РТС в г.г.: О состоянии реформирования системы технического регулирования, предпринимаемых федеральными государственными органами мерах по ее ускорению и ходе разработки технических регламентов в области топливозаправочного бизнеса. О практических мерах Федеральной антимонопольной службы по антимонопольному регулированию рынка моторного топлива России после вступления в действие с года Федерального закона от г. 135-ФЗ «О защите конкуренции». Об обсуждении и согласовании проекта специального технического регламента РФ «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», а также проекта технического регламента Евр АзЭС «Требования к бензинам, дизельному топливу и мазутам». О действиях РТС по нормализации сложившейся ситуации с двойным лицензированием эксплуатации АЗС в качестве опасного производственного объекта, включая и коллективное обращение членов РТС к Президенту РФ Путину В.В. по этим проблемам. Об участии РТС в создании биржи нефтепродуктов, а также в мероприятиях по закупке субъектами розничного топливного рынка и поставке нефтепродуктов через товарную биржу. О проблемах субъектов топливного рынка при лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами и предложениях по их разрешению. О проекте Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». О мерах по снижению излишних административных барьеров во взаимоотношениях владельцев АЗС с органами Роспотребнадзора. Об участии РТС в разработки ФАС предложений по формуле «справедливого» ценообразования на нефтепродукты. О совершенствовании проводимых Ростехрегулированием мероприятий по контролю соблюдения владельцами АЗС требований технического регламента по моторному топливу и процедурах применения административных санкций к нарушителям.

Перечень проблем, решаемых РТС в г.г.: О кризисных явлениях в розничном секторе рынка нефтепродуктов России, их влиянии на условия ведения бизнеса независимыми субъектами топливного рынка и реагировании госрегуляторов на предлагаемые РТС меры по нормализации сложившейся ситуации. О реализации инициатив РТС по внесению изменений в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов с целью повторного выведения АЗС из сферы компетенции контрольно-надзорных функций Ростехнадзора. О мерах по координации совместных практических действий владельцев АЗС и страховщиков по реализации требований ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов». О предпринятых РТС мерах по упрощению процедуры выдачи Минтрансом РФ специальных разрешений на передвижение по автомобильным дорогам транспортных средств (бензовозов), перевозящих опасные грузы. О потенциальных возможностях и реальных перспективах реализации владельцами независимых АЗС принятых органами власти директивных решений в части расширения существующего топливо-заправочного бизнеса за счет создания дополнительной инфраструктуры по реализации газового моторного топлива. О вступлении в действие с г. обновленной редакции 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО», измененного положения о лицензировании деятельности по эксплуатации ОПО, наступающих регулятивных последствиях для субъектов топливного рынка и мерах РТС по их либерализации. Об эффективности действующей системы биржевой торговли нефтепродуктами с позиции участников независимого сектора рынка моторного топлива и предложениях по ее совершенствованию. О выработке правовых принципов взаимоотношений владельцев автомобильных дорог с субъектами сопутствующего придорожного сервиса в условиях реализуемой госпрограммы по обустройству автомобильных дорог общего пользования. О мерах по изменению противоречивой позиции ФАС в отношении ценовых табло АЗС и приведению ее в соответствие сложившейся единообразной судебной практике. О создании и развитии на базе РТС национальной процессинговой компании.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Российский топливный союз (некоммерческая организация) , г. Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 2 (499) (тел./факс) e.mail: