Результаты и опыт выполнения проекта Россия – ЕС «Гармонизация экологических стандартов II» по реформированию разрешительной системы в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Advertisements

Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1 Определение перечня необходимых мероприятий для обеспечения выполнения ограничений на выбросы загрязнителей в атмосферу тепловой энергетикой Украины.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Транксрипт:

Результаты и опыт выполнения проекта Россия – ЕС «Гармонизация экологических стандартов II» по реформированию разрешительной системы в Российской Федерации Михаил БЕГАК ведущий эксперт, Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН Семинар «Комплексное Предотвращение и Контроль Загрязнений и система природоохранных разрешений» Киев, апреля 2012 года

Национальная структура и международные обязательства o Политика o Природоохранные структуры o Заинтересованные стороны o Информированность общественности o... o Состояние окружающей среды o Законодательство o Нормативы качества окружающей среды o Предельные величины выбросов и сбросов o НДТ / Справочники по НДТ Реализация (модернизация) проекта и контроль Функционирование проекта: внедрение системы экологического менеджмента, аудит, сертификация и производственный контроль Периоди- ческие отчеты Платежи за загрязнение Экологическое страхование Государственный экологический контроль Функционирование проекта: изменить или закрыть? Индивидуальные условия разрешения Экспертиза результатов ОВОС ОВОС Включая: скрининг и определение масштаба оценки Проектный замысел Развитие проекта Условия комплексного разрешения и само разрешение ГЭС II – Как это работает? ГЭС II – Как это работает?

ГЭС II: ( ) Блоки деятельности Анализ пробелов в законодательстве Институциональная концепция Оценка воздействия на окружающую среду Экологический аудит Экологическая сертификация и маркировка Экологический мониторинг (производственный контроль) НДТ / Справочники по НДТ Комплексные экологические разрешения Платежи за загрязнение окружающей среды Стандарты качества окружающей среды Экологическое страхование и ответственность

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Какие концентрации загрязняющих веществ в атмосферном волздухе являются предельно допустимыми? Исходя из каких критериев? СССР – работы проф. Владимира Александровича Рязанова и акад. АМН СССР Бабаянца Рубена Амбарцумовича: В 1949 году – критерии вредности атмосферных загрязнений. В 1951 г. – первые в мире предельно допустимые концентрации (ПДК) для 10 наиболее распространенных атмосферных загрязнителей. Дискуссия о принципах установления нормативов качества воздуха: «натуралистический», «технократический», «пороговый при нулевом риске».

Принцип «слабого звена» при установлении показателей качества окружающей среды ПДК химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов – нормативы превышение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. (Закон об ООС) ПДК загрязняющих веществ в атмосфере определяется как концентрация сочетания химических и биологических веществ, не оказывающая прямого или косвенного воздействия на здоровье или условия жизни населения (Сан Пин ) ПДК - уровень загрязнения, научно установленный с целью полного прекращения, предотвращения или уменьшения неблагоприятного воздействия на здоровье человека и/или окружающей среды в целом, который должен быть достигнут в пределах определенного периода и по достижении не должен превышаться ( Директива 2008/50/ЕС). Предельно допустимые концентрации (ПДК)

ПДК атмосферного воздуха Санитарно-гигиеническое нормирование ПДК рабочей зоны – рассчитаны на вдыхание воздуха в течение 8-часовой смены ПДК среднесуточные – рассчитаны исходя из длительного (вся жизнь!) вдыхания. Экспозиция загрязняющего вещества в течение 3-4 мес. (10-15%) жизни крысы. Перенос на человека по определенной методике. Деление на коэффициент запаса (от 3 до 10) ПДК максимально разовая – не дающая в течение 20 мин. рефлекторных реакций. Испытания на добровольцах. Рекомендация – ПДКмр = 10*ПДКсс ПДК рабочей зоны – рассчитаны на вдыхание воздуха в течение 8-часовой смены ПДК среднесуточные – рассчитаны исходя из длительного (вся жизнь!) вдыхания.

Антропогенное воздействие (качество атмосферного воздуха – концентрация мг/м 3) Учитываемые загрязняющие вещества – основные ЗВ: SO 2, NOx, CO, NH3, пыль + Pb, Hg, Cd Перечень ландшафтов: тундра, лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, лесостепь, степь, пашня, пастбища, акватории, особо охраняемые территории Перечень индикаторов Выбор индикаторов и индикационных признаков Ландшафт Норматив качества атмосферного воздуха по состоянию индикаторов (оценочная шкала) Коэффициент природно- климатических особенностей (поправочный коэфф.) Экологические нормативы для атмосферного воздуха Экологический норматив

ПДК некоторых веществ в воздухе Вещества ПДК мг/м 3 для человека для древесных пород макс раз Ср. сут макс раз Ср. сут азота окислы 0,20,04 0,02 диоксид серы 0,50,050,30,015 аммиак 0,20,040,10,04 бензол 0,30,1 0,04 взвеш. вещ-ва 0,50,150,10,05 метанол 1,00,50,20,05 углерода оксид 5,03,0 1,0 пары серной к-ты 0,30,1 0,03 сероводород 0,008- соед. фтора газообр.0,020,0050,020,003 формальдегид 0,0350,0030,020,003 хлор 0,10,030,0250,015 циклогексан 1,4-0,2 Санитарныеэкологические

км Зона влияния с учетом гигиенического норматива Зона влияния с учетом экологического норматива Зоны влияния предприятия топливно- энергетического комплекса По данным НИИ «Атмосфера», В.А. Коплан-Дикс и др. (2010 г.) км Зоны влияния предприятия топливно- энергетического комплекса Зона влияния с учетом гигиенического норматива км Зоны влияния предприятия топливно- энергетического комплекса Зона влияния с учетом экологического норматива Зона влияния с учетом гигиенического норматива км Зоны влияния предприятия топливно- энергетического комплекса

Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование Экологические нормативы качества атмосферного воздуха должны быть разработаны для отдельных территорий, в первую очередь, для ООПТ. Наиболее важные с точки зрения воздействия на растительность: диоксид серы, взвешенные вещества, оксиды азота (в пересчете на диоксид азота), фтор и его газообразные соединения, хлор, озон и аммиак. «Нулевой» риск и приемлемый риск Приемлемый риск: «уровень риска развития неблагоприятного эффекта, который не требует принятия дополнительных мер по его снижению, и оцениваемый как незначительный по отношению к рискам, существующим в повседневной деятельности и жизни населения» Р Голландия – 1985 год. Первое закрепление величины приемлемого риска в законодательстве. Допущение: риск смерти в результате техногенных опасностей не должен превышать 1% от минимальной вероятности смерти на протяжении всего периода жизни человека. Минимальная статистическая вероятность смерти – в год /100 = 10 -6

Проблема Санитарно- Защитных Зон 1. Противоречия земельного, градостроительного и санитарного законодательства. 2. Земли СЗЗ надо передавать в собственность. 3. Опыт Москвы – передача СЗЗ в аренду. 4. Следует разработать критерии определения размеров СЗЗ для объектов, расположенных за чертой населенных пунктов (земли промышленности, лесного фонда, водного фонда) и определить основные элементы режима таких зон.

Нормативы качества атмосферного воздуха: ЕС – основные принципы Учет эффектов, которые вредные вещества оказывают на тех или иных реципиентов (человека и/или объекты окружающей среды). Универсальность. Одни и те же стандарты устанавливаются практически для всех стран-членов ЕС, хотя для ряда территорий могут быть определены особые стандарты (например, в целях достижения природоохранных целей, на особо охраняемых природных территориях и пр.). Практическая достижимость. Сложности достижения соответствия требованиям жестких стандартов обусловили появление концепции интервалов приемлемых отклонений и пошагового достижения норматива.

Меры по предотвращению и сокращению выбросов вредных веществ в воздух не должны приводить к возрастанию нагрузки на другие природные среды (требование Директивы IPPC). Учет трансграничного переноса: Государства-члены ЕС обязаны сокращать выбросы вредных веществ, которые могут оказывать вредное воздействия на территориях сопредельных стран даже в тех случаях, когда эти выбросы не сказываются на состоянии окружающей среды на их собственных территориях. Ни одно государство-член ЕС не обязано обеспечивать приемлемое качество воздуха по тем показателям, которые обусловлены выбросами загрязняющих веществ из источников, расположенных вне его территории.

Экономическая оценка предлагаемых мероприятий по изменению стандартов качества воздуха (учет экстернальных эффектов). Затраты по предотвращению и/или снижению загрязнения и мерам, направленным на восстановление состояния ОС, несут ответственные за загрязнение (загрязнитель платит). Требования к обращению с определенными материалами и к выбросам вредных веществ, основной принцип установления которых состоит в технологической достижимости и экономической целесообразности (что не предполагает легкости обеспечения соответствия требованиям стандартов). Информирование и коммуникации: Страны-члены ЕС должны информировать Еврокомиссию по вопросам качества воздуха на их территориях, а также предоставлять общественности доступ к сведениям о качестве атмосферного воздуха.

Последовательное ужесточение стандартов: С течением времени принимаются все более строгие нормативы, что предполагает учет следующих принципов: Требования в отношении каких-либо конкретных технологий не предписываются; напротив, предполагается, что мотивация специалистов к поиску инновационных решений поддерживается последовательно ужесточающимися стандартами качества окружающей среды Принцип наилучших доступных технологий, направленный на обеспечение практического внедрения наилучших технологических и технических решений, обеспечивающих предотвращение или снижение выбросов вредных веществ, но являющихся, в то же время, экономически целесообразными и применимыми в условиях конкретного региона.

Рекомендации ВОЗ по качеству воздуха в Европе Цель рекомендаций ВОЗ обеспечение основы для охраны здоровья населения от неблагоприятных эффектов, вызываемых загрязняющими атмосферу веществами, и устранение или снижение до минимума воздействия тех веществ, опасность которых для здоровья или благополучия человека доказана или вероятна. Рекомендации ВОЗ по качеству воздуха, касающиеся твердых частиц, озона, двуокиси азота и двуокиси серы he_oeh_06_02/ru/index.html

Рекомендации ВОЗ по качеству воздуха (PM 10, PM 2,5 – нет порога!)

Среднегодовые значения концентраций PM10 по странам по данным ВОЗ, мкг/м 3 (2008 год) человек умирают в Лондоне ежегодно от загрязнения воздуха ( 33 мкг/м 3)

Директива 2008/50/EC «О качестве атмосферного воздуха и о более чистом воздухе для Европы» установление целевых показателей качества воздуха, направленных на предотвращение или сокращение вредного воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека и на окружающую среду в целом (критические уровни для растительности); оценка качества атмосферного воздуха в странах-членах ЕС на основе общих методов и критериев; получение информации о качестве воздуха, необходимой для борьбы с загрязнением и неприятными эффектами, и для мониторинга долгосрочных трендов и улучшений, обеспечение доступа населения к информации о качестве атмосферного воздуха; поддержание качества воздуха на высоком уровне там, где такой уровень достигнут (существует), и улучшение качества в других местах; усиление сотрудничества между странами-членами ЕС в области снижения загрязнения атмосферного воздуха.

Методологические основы для оценки качества воздуха в Директиве 2008/50/EC Установление зон и агломераций: Страны – члены ЕС должны установить зоны и агломерации на всей своей территории. Оценка качества воздуха и управление качеством воздуха будут проводиться во всех зонах и агломерациях. «Зона» означает часть территории страны, ограниченную этим государством для оценки и управления качеством воздуха. «Агломерация» означает территорию большого города с пригородами с населением, превышающим 250 тыс.чел., или, где население составляет 250 тыс.чел. или менее, но плотность населения на км 2 равняется установленной норме в этой стране.

Приоритетные загрязнители воздуха: Для сернистого газа, диоксида азота и окиси азота, твердых частиц (PM10, PM2.5), свинца, бензола и угарного газа определены верхний порог оценки и нижний порог оценки (в Разделе A в Приложении II Директивы). Директива 2008/50/EC также определяет в деталях мониторинг озона и прекурсоров озона (Приложения VIII - X), а также целевые показатели. Превышение верхнего и нижнего порогов оценки определяется на основе данных о концентрации вредных веществ за последние пять лет. Порог считается превышенным, если он был превышен в течение отдельных трех лет, не считая пяти предыдущих лет (Приложение II Директивы). Например, для порогов оценки среднегодовой концентрации РМ10 установлено: верхний порог равен 70% от ПДК (28 мкг/м 3), нижний порог равен 50% от ПДК (20 мкг/м 3). Среднегодовая ПДК = 40 мкг/м 3 для РМ10

Принятию Директивы 2008/50/EC предшествовало определение экстернальных эффектов, связанных с загрязнением атмосферного воздуха (Программы ExternE и Clean Air For Europe) ries/environment/air_pollution/l2802 6_en.htm

Рассматривались два сценария развития до 2020 года: 1. «Тематическая стратегия» обеспечить, по сравнению с 2000: сокращение на 47% потерь от уменьшения ожидаемой продолжительности жизни, связанного с воздействием взвешенных в воздухе мелкодисперсных частиц; снижение на 10% смертности, вызванной действием приземного озона; снижение на 74% выпадений кислот («кислых» дождей) в лесных районах и снижение на 39% закисления пресных вод; сокращение на 43% площадей или экосистем, подвергающихся эвтрофикации. Выбросы сернистого ангидрида сократить на 82%, окислов азота – на 60%, летучих органических веществ – на 51%, аммиака – на 27%, взвешенных частиц размером менее 2,5 мкм – на 59%. Только последнее мероприятие должно сберечь европейцам суммарно 1,71 миллионов лет жизни!

Второй сценарий «Максимальное технически возможное сокращение» (МТВС). Сократить выбросы во всех секторах насколько это возможно технически, не принимая во внимание стоимость такого сокращения. Предотвращенный ущерб здоровью: Тематическая Стратегия миллиардов Евро в год. Затраты 7,1 миллиардов Евро в год. МТВС миллиардов Евро в год. Затраты 39,7 миллиардов Евро в год. В результате Комиссией была утверждена Тематическая Стратегия по загрязнению воздуха, как обеспечивающая приемлемое соотношение затрат и выгод.

Оценка улучшения показателей здоровья и окружающей среды в результате действий по исходному сценарию (CLE) и дополнительное улучшение, полученное в результате реализации сценария стратегии и максимально технически возможных сокращений (MTFR)

Последовательное сокращение загрязнения воздуха PM 2,5

Стандарт по PM 10 (максимально разовая) – 300 мкг/м 3 Стандарт по PM 2.5 (максимально разовая) – 160 мкг/м 3 Стандарт по PM 10 (среднесуточная) – 60 мкг/м 3 (ЕС – 50, ВОЗ – 50) Стандарт по PM 2.5 (среднесуточная) – 35 мкг/м 3 (ВОЗ – 25) Стандарт по PM 10 (среднегодовая) – 40 мкг/м 3 (ЕС – 40, ВОЗ – 20) Стандарт по PM 2.5 (среднегодовая) – 25 мкг/м 3 (ЕС – 25, ВОЗ – 10) В Российской Федерации ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (N26 oт ).

Сравнение установленных ПДК для атмосферного воздуха в РФ, ЕС и ВОЗ (мкг/м 3) Загрязняющее вещество Перио д РФЕСВОЗ Мелкодисперсны е твердые частицы (PM 10 ) 20 мин часа 6050 год Мелкодисперсны е твердые частицы (PM 2,5 ) 20 мин часа 35–25 год 2525 (целевой показатель, вступил в силу ) 20 (целевой показатель, вступает в силу ) 10

Загрязняющее вещество ПериодРФЕСВОЗ Общие взвешенные вещества (TSP) 20 мин 500– 24 часа 150– Диоксид азота (NO 2 ) 20 мин 200– 1 час–200 (целевой показатель, вступил в силу ) часа 40– год 40 (целевой показатель, вступил в силу ) 40 Озон (O 3 )20 мин 160– 8 часов (целевой показатель, вступил в силу ) часа 30––

Загрязняющее вещество ПериодРФЕСВОЗ Диоксид серы (SO 2 ) 10 мин–– мин 500–– 1 час часа год 50 Монооксид углерода (CO) 15 мин– мин 5 000–– 30 мин–– час– часов часа 3 000–– Свинец (Pb)20 мин 1,0–– 24 часа 0,3 год 0,5

Загрязняющее вещество ПериодРФЕСВОЗ Бензол (C 6 H 6 )20 мин 300–– 24 часа 100–– год 5 (показатель ограничения вступил в силу ) – Мышьяк (As)24 часа 0,3–– год–0,006 (целевой показатель, вступил в силу )* – Кадмий (Cd)24 часа 0,3–– год–0,005 (целевой показатель, вступил в силу )* –

Загрязняющее вещество ПериодРФЕСВОЗ Никель (Ni)24 часа 0,3–– год–0,02 (целевой показатель, вступает в силу )* – Бенз(а)пирен 24 часа 0,001–– год–0,001 (целевой показатель, вступает в силу )* – * Для мышьяка, кадмия, никеля и бенз(а)пирена предельная концентрация установлена для содержания вещества во фракции пыли РМ10

Отвечает ли воздух установленным стандартам? Отвечает ли воздух более жестким требованиям? Почему нет? Что может быть сделано? Да Нет Да Следует обеспечить неухудшение Целесообразно и экономически приемлемо? Нет Что может быть достигнуто доступными мерами? Следует установить целевой показатель Да Следует разработать и реализовать план достижения ЦПКВ Следует установить целевой показатель

Нормирование качества воздуха: выводы Нормирование качества атмосферного воздуха как в России, так и в странах Евросоюза, направлено, прежде всего, на обеспечение охраны здоровья и благоприятных условий для населения, а также на охрану окружающей среды. Для каждой страны характерны свои подходы к нормированию качества воздуха. Порядки величин установленных в различных странах нормативов содержания загрязняющих веществ с периодами осреднения 8 часов, сутки и год достаточно близки. Гармонизация позиций обеспечивается единым приоритетом охраны здоровья населения, детальным учетом рекомендаций ВОЗ и сотрудничеством официальных организаций и специалистов.

Нормирование качества воздуха: выводы Практически во всех странах Евросоюза при нормировании качества атмосферного воздуха внимание сосредотачивается на приоритетных загрязняющих веществах. В списке таких веществ монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, приземный озон, свинец, взвешенные вещества (PM 10, PM 2.5 ). В то же время, в России нормированию подлежат все вещества, вовлекаемые в производственные процессы или образующиеся в их ходе. Соблюдение нормативов качества и достижение целевых показателей качества воздуха обеспечивается путем разработки и внедрения программ сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В странах-членах ЕС установлены предельные годовые значения выбросов приоритетных загрязняющих веществ.

Наилучшие доступные технологии (НДТ) Директива IPPC, Справочники по НДТ, Перспективы применения в России

Какое место можно найти для Справочников по НДТ в российской системе технического регулирования? Европейское бюро 15 сотрудников, входящих в состав отдела по вопросам конкурентоспособности и устойчивого развития Института перспективных технологических исследований (ИПТИ ) Отраслевые справочники (26) – Уже переведены: Справочники по производству керамики, цемента и извести « Горизонтальные» справочники Уже переведены: Справочники по энергоэффективности, производственному экологическому контролю, экономическим методам оценки НДТ. Справочники могут использоваться и используются при разработке национальных стандартов Российское Бюро по НДТ: перевод справочников, адаптация к российским условиям, обмен информацией.

Российский путь к НДТ: добровольный стандарт

ФЗ «О техническом регулировании» Цели стандартизации: –повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; –содействие соблюдению требований технических регламентов; –обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, …. добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг)…

ФЗ «О техническом регулировании»II Цели стандартизации: –обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг)…

Национальные стандарты по НДТ. Производство энергии (I) ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при сжигании различных видов топлив. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при выработке тепловой энергии. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при выработке электрической энергии.

Национальные стандарты по НДТ. Производство энергии (II) ГОСТ Р Ресурсосбережение газообразные топлива. Наилучшие доступные технологии сжигания ГОСТ Р Ресурсосбережение. Каменные и бурые угли. Наилучшие доступные технологии предотвращения выбросов, образуемых в процессе разгрузки, хранения и транспортирования. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Каменные и бурые угли Наилучшие доступные технологии сжигания. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Наилучшие доступные технологии повышения энергоэффективности при сжигании.

Национальные стандарты по НДТ. Промышленное производство ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство сортового и тарного стекла. Наилучшие доступные технологии повышения энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство цемента. Наилучшие доступные технологии повышения энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство извести. Наилучшие доступные технологии повышения энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Кожевенная промышленность. Наилучшие доступные технологии использования энергоресурсов.

Национальные стандарты по НДТ. Система энергоменеджмента ГОСТ Р Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по идентификации аспектов энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по планированию показателей (индикаторов) энергоэффективности. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности.

Структура стандартов 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3Термины и определения 4. Основные этапы производства 5. Требования к применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при производстве 6. Энергоэффективность и наилучшие доступные технологии для повышения энергоэффективности и экологической результативности при производстве Приложение А (справочное) Библиография

Требования к применению наилучших доступных технологий При внедрении НДТ в производство необходимо: обеспечить комплексный подход к предотвращению и (или) минимизации техногенного воздействия, обеспечить комплексную защиту окружающей среды НДТ для повышения энергоэффективности при производстве должна включать следующие сведения о ней: наименование НДТ; потребление тепловой и электрической энергии на единицу производимой продукции; потребление сырья на единицу производимой продукции; технологические нормативы, которые могут быть обеспечены при применении НДТ в расчете на единицу производимой продукции; особенности применения НДТ в различных климатических и географических условиях и иных условиях; организацию производственного экологического контроля (мониторинга).

Энергоэффективность и наилучшие доступные технологии для повышения энергоэффективности и экологической результативности (I) Энергоемкость производства: европейский уровень (диапазон значений энергозатрат) Система энергоменеджмента НДТ повышения энергоэффективности для производства кирпича (приведены рекомендации): Основные технические решения, интегрированные в процесс производства (технологический процесс)Основные технические решения, интегрированные в процесс производства (технологический процесс) Выбор технологического процесса Сокращение энергопотребления

Энергоэффективность и наилучшие доступные технологии для повышения энергоэффективности и экологической результативности (II) НДТ повышения экологической результативности (приведены рекомендации): Системы экологического менеджмента Основные технологические и технические решения, направленные на предотвращение и контроль загрязнения. Минимизация вредных факторов, включая: –неорганизованные выбросы пыли; –организованные выбросы пыли; –неорганические газообразные соединения (NOX, SOX, HCl, HF); –выбросы оксидов углерода (CO X ) и летучих органических соединений (ЛОС); –шум.

Мнения отечественных производителей За Единое технологическое пространство Обеспечение конкурентоспособности продукции Совершенствование экологического законодательства Против Неприменимость европейских норм к российским реалиям Отсутствие государственной поддержки Несовершенство экологического законодательства

Перспективы применения стандартов на основе НДТ Создание методической базы повышения ресурсо- и энергоэффективности и сокращения негативного воздействия на окружающую среду Использование при оценке воздействия на окружающую среду новых проектов (в качестве базы для сравнения) Содействие предприятиям, реализующим на практике подходы НДТ Возможность применения стандартов в качестве доказательной базы при добровольной демонстрации соответствия НДТ

Использование Справочников по НДТ для оценки экологической эффективности российских предприятий Ново-Иркутская ТЭЦ (520 МВт) – 2008 год

Использование Справочников по НДТ для оценки экологической эффективности российских предприятий Ново-Иркутская ТЭЦ (520 МВт) – 2008 год

Использование подхода IPPC и справочников НДТ при выдаче комплексных экологических разрешений Принят в первом чтении закон о совершенствовании системы нормирования, комплексным разрешениям и стимулированию предприятий к переходу на НДТ В развитие законодательства принят План действий (предложенный проектом «Гармонизация экологических стандартов»): Отбор видов экономической деятельности, подлежащих технологическому нормированию на принципах НДТ с выдачей предприятиям комплексного разрешения. Определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяется совокупность мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Создание рабочих групп для выбора НДТ. Разработка Методических рекомендаций по определению производственных процессов, оборудования, технических методов, способов, приемов и средств, признаваемых в качестве НДТ.

Выбор НДТ для каждой отрасли и публикация справочников НДТ. Разработка, издание и распространение Методического руководства по процедуре выдачи комплексных разрешений, включая разделы по составу информации, сопровождающей подачу заявления на выдачу комплексных разрешений. Разработка Административного регламента государственной услуги по выдаче комплексных разрешений и изменению условий комплексных разрешений при существенных изменениях в режиме эксплуатации установки. Разработка процедуры проведения экологического контроля на промышленных предприятиях, подпадающих под условия выдачи комплексных разрешений. Подготовка и издание учебных пособий по применению НДТ и выдаче комплексных разрешений и организация обучения. Введение системы комплексных разрешений для экологически опасных объектов. Осуществление информационного обмена о НДТ в Российской Федерации, а также с Европейским Бюро НДТ в Севилье.

Нормативы качества окружающей среды и нормативы воздействия на окружающую среду Каким образом разрешить конфликт возможного и желаемого? НДТ Технологические нормативы эмиссий сброс выброс Допустим: предприятие использует НДТ и эмиссии соответствуют технологическим нормативам, но не отвечают стандартам качества окружающей среды. Что делать? Промышленники – забыть о стандартах качества ОС по крайней мере на время. Разрешить воздействие в пределах, определяемых технологическими нормативами.

«Зеленые» – в любом случае выполнить стандарты качества окружающей среды (дополнительная очистка выбросов и сбросов, уменьшение мощности предприятия) Стандарты качества атмосферного воздуха Стандарты качества водных объектов Граница санитарно- защитной зоны НДТ Технологические нормативы эмиссий сброс выброс ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ Контрольный створ

Компромисс: введение целевых показателей на допустимое содержание приоритетных опасных веществ в окружающей среде и, связанных с ними, целевых показателей снижения допустимого негативного воздействия для предприятий. Целевые показатели качества атмосферного воздуха Граница санитарно- защитной зоны? НДТ Технологические нормативы эмиссий сброс выброс ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ Целевые показатели качества водных объектов В ЕС – Водная рамочная директива, Директива 2008/105/ЕС от о стандартах качества окружающей среды в области водной политики – 33 вещества +8 рассматриваются В ЕС – Директива 2008/50/EC о качестве атмосферного воздуха

Сколько стоит переход промышленности РФ на НДТ? Оценки проекта ГЭС II: Цементная промышленность Затраты на замену мокрого способа на сухой, с реконструкцией устаревших мощностей, составят – 3,8 – 6,4 млрд. Евро. Производство кирпича и керамики – 2,1 – 4,8 млрд. Евро. Фактически затраты уменьшатся за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду (экстернальные издержки) МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО? 64,5 млрд. Евро (~ 4%ВВП). – 51,6 млрд. Евро. По данным Росфинмониторинга (Виктор Зубков) в 2011 г. из экономики было выведено около 64,5 млрд. Евро (~ 4%ВВП). Из них чистого оттока капитала с признаками нарушения закона – 51,6 млрд. Евро. Газета «Ведомости»,

Благодарю за внимание! Михаил БЕГАК Телефон: