« Использование методики А. Нестеренко при обучении дошкольников творческому рассказыванию» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Использование методики А. Нестеренко при.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Advertisements

План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Образовательная область «Речевое развитие». Цели речевого развития в соответствии с ФГОС обогащение активного словаря развитие связной, грамматически.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
L/O/G/O МБДОУ Детский сад 154 «Работа по развитию связной речи в ДОУ » Подготовила: заместитель заведующего по УВР Носик Л.В.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад 2 Олейникова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС ДО Подготовила: учитель – логопед Рылова А.Ю.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Транксрипт:

« Использование методики А. Нестеренко при обучении дошкольников творческому рассказыванию» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Использование методики А. Нестеренко при обучении дошкольников творческому рассказыванию» РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДОУ 1 г. ЛИПЕЦК г

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА 1. Вступительное слово и.о. заведующей ДОУ 1 Бородиной Е.В. 2. Презентация материалов из опыта: «Использование методики А.Нестеренко при обучении дошкольников творческому рассказыванию» (. (зам. зав. Бородина Е.В., учитель- логопед Тоценко Е.Д.) 2. Презентация материалов из опыта: «Использование методики А.Нестеренко при обучении дошкольников творческому рассказыванию» (с просмотром видеоматериалов). (зам. зав. Бородина Е.В., учитель- логопед Тоценко Е.Д.) 2.1. Теоретические основы творческого рассказывания в детском саду Формирование навыков творческого рассказывания по картине у старших дошкольников Методика работы по составлению загадок по методике А.Нестеренко. 3. Выставка методической литературы и пособий по творческому рассказыванию.

Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.

ФГОС ДО Образовательная область «Речевое развитие» включает: -владение речью как средством общения и культуры; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - обогащение активного словаря; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи по речевому развитию в соответствии с ООП ДОУ развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками; развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками; развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа); развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа); расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях; расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях; продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, и т. д.) с их последующей дифференциацией; (фрукты, овощи, игрушки, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, и т. д.) с их последующей дифференциацией; развивать смысловую сторону речи; развивать смысловую сторону речи; формировать грамматический строй речи: формировать грамматический строй речи: осваивать морфологическую систему русского языка; осваивать морфологическую систему русского языка; практически освоить некоторые способы словообразования; практически освоить некоторые способы словообразования; учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счёт однородных членов составлению сложных конструкций предложений; учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счёт однородных членов составлению сложных конструкций предложений; закреплять правильное употребление предлогов; закреплять правильное употребление предлогов; развивать произносительную сторону речи: развивать произносительную сторону речи: развивать речевой слух: фонематический и фонетический; развивать речевой слух: фонематический и фонетический; уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка. уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.

Целевые ориентиры ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Виды рассказывания : Рассказывание об игрушках и предметах Рассказывание об игрушках и предметах Рассказывание по картине Рассказывание по картине Рассказывание из личного опыта Рассказывание из личного опыта Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам, по картинам, из личного опыта). Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам, по картинам, из личного опыта).

Научно-методическая база Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, Н. А. Орланова, О. С. Ушакова, Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, А. Е. Шибицкая А. Е. Шибицкая

Особенности творческого рассказывания Ребенок должен: самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица) самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица) владеть структурой связного высказывания владеть структурой связного высказывания точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Творческое рассказывание детей рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Творческие рассказы Рассказы реалистического характера Рассказы реалистического характера Описания природы Рассказы фантастического характера Рассказы фантастического характера Сказки

Ткаченко выделяет следующие виды творческих рассказов Составление рассказа с добавлением последующих событий. Составление рассказа с заменой объекта. Составление рассказа с заменой действующего лица. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий. Составление рассказа с добавлением предмета (объекта). Составление рассказа с добавлением действующего лица. Составление рассказа с добавлением объектов и действу ­ ющих лиц. Составление рассказа с изменением результата действия. Составление рассказа со сменой времени действия. Составление рассказа с добавлением предшествующих и по ­ следующих событий.

Методические разработки А.А.Нестеренко «Опыт обучения инструментам анализа и решения проблем через синтез творческих текстов» «Опыт обучения инструментам анализа и решения проблем через синтез творческих текстов» «Путешествие в Зазеркалье» «Путешествие в Зазеркалье» «Страна Загадок» «Страна Загадок» «Разбудите спящую царевну» «Разбудите спящую царевну» «Читать или причитать ("Алиса в стране Чудес" глазами преподавателя РТВ)» «Читать или причитать ("Алиса в стране Чудес" глазами преподавателя РТВ)» «Навык творчества» «Навык творчества» «Кит и кот. Один прием придумывания сказок» «Кит и кот. Один прием придумывания сказок» «Элементарные сюжеты сказок» «Элементарные сюжеты сказок»

Серия «Круглый год» (составитель Н.В. Нищева, худ. С.К. Артюшенко, Т.П. Петрова, М.Г. Пишванова)

«Дели!» Определение состава картины

Объединяй! Установление взаимосвязей между объектами на картине

Белка и дерево: белка живёт на дереве. Девочка и дубовая ветка: девочка держит дубовую ветку. Опавшие листья и земля: опавшие листья лежат на земле. Мальчик и ёжик: мальчик наблюдает за ёжиком. Грибы и корзина: грибы лежат в корзине. Пасмурное небо и река: пасмурное небо отражается в реке. Рябина и дуб: рябина и дуб перешептываются листочками. Гладкие жёлуди и ладонь: гладкие жёлуди лежат на ладони. Взаимосвязь объектов на картине

«Дели»- «Объединяй»

Цель научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач

«Вхождение в картину». "Я вижу солнечный лучик, он проходит сквозь спутанные ветки..." "Я слышу, как шелестят листья на деревьях" "Я чувствую запах грибов" « Я чувствую какие жёлуди гладкие «Я чувствую горький вкус ягод рябины» («Путешествие в Зазеркалье»)

«Отставай» - «Забегай!» ( Выстраивание временной последовательности. Преобразование объектов во времени)

Серия «Круглый год» (составитель Н.В. Нищева, худ. С.К. Артюшенко, Т.П. Петрова, М.Г. Пишванова)

Составление рассказов от лица разных героев Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.. « Я красивый, осенний букет. Стою на пенёчке в ведёрке. Меня собирали две сестрёнки. Когда дети пойдут домой, они возьмут меня с собой. Я люблю когда меня дарят. Не люблю, когда из меня выдёргивают листочки.

А. Нестеренко, к.п.н., Петрозаводск, 1995 Иллюстрации Полины Бен-Сира, США

Этапы пополнения словарного запаса 1-й этап пассивный. 2-й этап полуактивный. 3-й этап активный. 4-й этап автоматический.

ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК

Составление образных характеристик объектов ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК Составление образных характеристик объектов Игра «Сравни по цвету» Игра «Сравни по предметы» Игра «Сравни по форме» Игра «Сравни по материалу»

Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности:

жёлтыйодуванчик пушистыйперсик шумливыйщенок подвижный жеребёнок маленькийснежок Цыплёнок (1-я модель)

скачетлягушка задираетсямальчишка клюёторлёнок Цыплёнок (2-я модель)

ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Модель 1 Жёлтый Цыплёнок (банан, солнце) Румяный Пирожок Золотой Перстень (ключик) Узорный Зонтик Лёгкий Пух Нарядный Платок Сухой Сухарик

идётчеловек мочитручеёк (лужа) стучитоленёнок (дятел) моет мыло поиткорова плачеткотёнок Модель 2

Цыплёнок (3-я модель) шарик живой помпончик но на шапку не пришьёшь пищалка в магазине игрушек некупишь

Модель 3 зайчонок не скачет половичок по нему не ходят свитер согреет только шею

Улица Разобранных Предметов

Модель 4 Количество частей (Сколько?) Названия частей 4 лапки многоиголок 2 ушка

Модель 5 Названия частей Сколько? На что похожи? туловище 1 горка ноги 4 столбы хобот 1 трубка уши 2 лопушки хвост 1 кисточка

Модель 6 Загадка про загадку фраза о предметена что похоже Она состоит из предложений рассказ В ней задаётся вопрос задача В ней часто есть рифма стихотворение Её интересно слушать сказка (тайна)

Спасибо за внимание!