Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Advertisements

Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Государственные программы: инструмент реализации ключевых национальных приоритетов Правительство Российской Федерации 1.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Транксрипт:

Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении

Тема 1. Стратегический менеджмент и стратегия

1.1. Стратегия и ее сущность

Когда мы произносим слово «стратегия», что приходит на ум? ? Что же объединяет все указанные области?

Характерные черты стратегии - Ориентир на будущее - Долгосрочность - Обдуманность, анализ прошлого, настоящего и будущего - Отсутствие детализации

Так что же такое – стратегия? стратегия это искусство достижения желаемого стратегия – это комплекс интеллектуальных усилий и решений, которые позволяют оптимизировать переход из настоящего в желаемое будущее стратегия - искусство находить наилучшее из возможного Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

Таким образом - роль стратегии: Стратегия позволяет сократить путь достижения поставленных целей, она позволяет выбрать оптимальную дорогу из множества возможных. Эта дорога состоит из решений и действий.

Основные вопросы стратегии: 1. Зачем менять? 2. Что менять? 3. На что менять? 4. Как осуществить изменения?

1.2 Стратегический менеджмент: сущность и функции

Стратегический менеджмент - начало Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 6070-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Сравнение стратегического и оперативного управления Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление Миссия, предназначение Получение дохода от реализации Выживание в долгосрочной перспективе через установление динамичного баланса с окружением Объект концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу

Сравнение стратегического и оперативного управления Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок Подход к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия Критерий эффективности управления Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения

Обобщая сказанное: Стратегическое управление это такое управление, которое -опирается на человеческий потенциал как основу организации, -ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, -гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, долгосрочной перспективе что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Тема 2. Теоретические аспекты стратегии государства и муниципального образования

2.1 Понятие и виды стратегии государства и муниципального образования

Под стратегическим управлением экономической системой (страной, регионом, предприятием, многосубъектным бизнесом и т. п.) будем понимать управление, основанное на комплексной стратегии деятельности и развития данной системы. Под комплексной стратегией экономической системы, в свою очередь, понимается документ или комплект документов, содержащий комплекс взаимосогласованных планово-управленческих решений, оказывающих определяющее воздействие на все основные направления деятельности данной системы и имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия. Опубликовано в сборнике "Стратегическое планирование и управление". Материалы круглого стола. М.: Научный эксперт, 2011 Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России Клейнер Георгий Борисович, чл.-корр. РАН,зам. директора ЦЭМИ РАН

Объекты стратегического управления Стратегическое управление объектом (экономической системой) включает в себя процессы: стратегического планирования (разработку комплексной стратегии объекта, ее обсуждение и принятие); организации осуществления стратегии; согласования текущих решений со стратегией; корректировки стратегии в случае изменения внешних или внутренних условий функционирования объекта управления. Опубликовано в сборнике "Стратегическое планирование и управление". Материалы круглого стола. М.: Научный эксперт, 2011 Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России Клейнер Георгий Борисович, чл.-корр. РАН,зам. директора ЦЭМИ РАН

Стратегия государства стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития.

Виды стратегий государства По расстановленным приоритетам Корпоративная стратегия Корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан. Социально эффективная стратегия Социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов. Либеральная стратегия Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов. Регулируемая стратегия Регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля за движением товаров и капиталов. Мобилизационная стратегия Мобилизационная стратегия требуется для выживания государства, когда оно усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. (Википедия)

По направлению планирования -Политическая стратегия -Экономическая стратегия Виды стратегий государства

Политическая стратегия определяет направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство -поддерживает общественный порядок, -регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, -охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, -способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе национальной антинациональной Если стратегия государства усиливает его позиции в мировом сообществе, то ее можно считать национальной, в противном случае - антинациональной Виды стратегий государства

Экономическая стратегия Характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода Виды стратегий государства

Подвиды экономической стратегии - внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж; - институциональная политика по изменению организации экономики– созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей; - структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики; - социальная политика в сфере развития социальных услуг, дифференциации доходов социальных слоев и поощрения тех или иных видов деятельности; - инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования;

Подвиды экономической стратегии - политика ценообразования в области регулирования цен на потребительском рынке и цен производителей; - финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета; -денежно-кредитная политика в области денежного обращения и кредита; - региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социальному расслоению; - зональная политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами

Функции стратегии государства: 1. Дает понимание происходящего. До определения стратегии имеющаяся ситуация чаще всего понимается как хаос. Видение перспективы и описание будущего есть трезвый и прагматичный взгляд на само настоящее. 2. Соблюдается принцип преемственности. Государственная стратегия гарантирует преемственность и возможность долгосрочного планирования независимо от смены руководства страны. Стратегическое планирование требует стратегического управления и наоборот. 3. Повышение общественного доверия к власти. Если государственная политика придерживается заявленной стратегии, это порождает общественное доверие к власти Стратегия - подвижный социальный договор, заключаемый на оговариваемый период государственной властью с гражданами этого государства. 4. Консолидация политических сил. Сфера обеспечения такой консолидации - сфера публичной политики.

Функции стратегии государства: 5. Основания для обоснованной критики. Стратегия дает возможность говорить по существу. Когда есть стратегия, критика идет уже по тактическим вопросам. 6. Определение ориентиров, расстановка приоритетов. Государственная стратегия (а не политический торг фракций) является единственным основанием для формирования государственного бюджета. Содержание стратегии дает основание для частного предпринимательства, для зарубежных инвесторов и для внешней политики в целом Если государство имеет стратегию, с ним и с его стратегией вынуждены считаться другие государства, если у государства нет стратегии, оно находится в фарватере чужой стратегии. 7. Порождает ситуацию политического поединка. Это связано с тем, что у любой стратегии есть как внутренние соперничающие с ней альтернативные стратегии, так и внешние стратегии. 8. Задает этапы продвижения к цели. Это означает, что каждый год или с любой другой периодичностью в стране ставят перед собой новые проблемы и отмечают решение или нерешение старых

2.2 Элементы государственной стратегии

Основные элементы государственного стратегического планирования - стратегическое планирование - стратегическое управление - стратегический доклад

Стратегическое планирование Особое развитие получило в 60-е годы ХХ века в условиях Введено в практику в 50-е годы ХХ века. Сформировалось два уровня стратегического планирования: государственный и корпоративный Основоположником стратегического планирования можно назвать известного ученого и исследователя Питера Друкера. -жесткой конкуренции европейской и американской экономики с Японией -холодной войны с Советским Союзом.

Сравнительная характеристика корпоративного и государственного стратегического планирования Корпорации Государство Наличие миссии Наличие общественных ценностей Стратегия вырабатывается собственниками и высшим менеджментом корпорации Стратегия вырабатывается в процессе публичного общественного диалога Стратегия опирается на интересы собственников-учредителей Стратегия опирается на общественные интересы целого общества Цели – направлены на внешнюю среду – завоевание доли рынка, расширение, получение прибыли Цели – направлены на внутреннюю среду - имеют смыслообразующую роль, порождают жизненные стратегии граждан, позволять им строить свою жизнь с верой в завтрашний день, с ориентацией на определенную объявленную перспективу этого государства

Стратегическое управление Целевое или стратегического управление связано с продвижением в процессе управления по дереву целей Цель доводится до каждого участника системы управления Стратегия является публичной Реализация стратегии при стратегическом управлении возможна лишь при участии всех уровней управления, любой менеджер должен соотносить любой свой шаг с конечной стратегической целью в каждый момент времени, а не ожидать и подчиняться административным командам из центра (верха) Текущее управление включает распределение задач среди менеджеров среднего звена, увязывание интересов и мотивов персонала с достижением поставленных задач, расчет сил и средств во времени при управлении ресурсами в рамках выполнения поставленных задач, контроль за выполнением, обратную связь и т.д.

Сравнительная характеристика административного и стратегического государственного управления Характеристики Административное руководство Стратегическое (целевое) управление Тип управления РуководствоЦелевое управление Объект управления Экономика на уровне текущих задач Макроэкономические отношения, экономическая структура и социальные проекты Средство управления Команды сверху вниз Стратегия (дерево целей кратко- средне- и долгосрочных) Цель управления Выполнение команд сверху Сформулированная в стратегии цель и подчиненные ей задачи, Способ контроля Из центра (сверху иерархии), распределение компетенции и ответственности по иерархии Достижение стратегической цели, равная ответственность всех уровней управления Тип отношений менеджеров с вышестоящим руководством Субординация - (цель известна наверху, вниз спускаются лишь задачи) Совместное планирование в рамках стратегии, совместная координация управления ресурсами в рамках задач Доминирующий тип коммуникации в системе управления (обратная связь) Строго иерархический, основанный на должностной компетенции Иерархия не влияет на способ коммуникации – обратная связь осуществляется на всех уровнях за счет наличия специальной области публичной политики и функции PR

Стратегический доклад Стратегический доклад является по существу способом открытой разработки, объявления, продвижения и критики стратегии в государстве. Существуют: - корпоративные стратегические доклады - доклады о государственной стратегии, - тематические стратегические доклады, показывающие перспективы и необходимые шаги в какой-либо сфере или каком-либо приоритетном направлении политики компании или государства. Главной задачей стратегического доклада является анализ происходящего с точки зрения перспективы, выделения в нем узловых точек и приоритетных направлений, активно развивая которые мы можем достичь прогнозируемой перспективы. Стратегический доклад строится на - результатах предварительного анализа текущей ситуации (чтобы сформировать видение текущей ситуации с точки зрения прогнозируемой перспективы) - полученных выводах из такого анализа (строится повторное изложение имеющейся ситуации, которое охватывает уже не все, но лишь некоторые аспекты текущей ситуации, которые в результате предварительного анализа были оценены как имеющие перспективу) - проектном планировании уже целостной ситуации, где названные приоритеты используются как узловые звенья для управления всей ситуацией. Именно такая технология дает нам возможность сказать, что не всегда стратегическое значение имеет экономическая ситуация в целом, или что не всегда для достижения стратегических целей экономические инструменты являются самыми важными. является инструментом стратегического планирования и элементом открытой коммуникации в системе стратегического управления.

2.3 Макросубъекты государственной стратегии

Решение вопроса социально-экономического развития страны должно опираться на учет действий и реакции трех основных макросубъектов: политическая организация, осуществляющая управление страной совокупность индивидов, проживающих на данной территории и организованных в той или иной степени в группы, коллективы, объединения, партии и т. п.; соблюдается определенный баланс социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между этими силами соблюдается определенный баланс совокупность производительных сил и производственных отношений.

Каждая из трех подсистем является неотъемлемой частью страновой системы в целом Макросубъект (подсистема) Девиз Состав участников Экономикадоход здесь и сейчасэто нынешнее поколение Обществоблагосостояние для нас и наших детей нынешнее и одно- два следующих поколения Государствобескризисное развитие, поступательное движение из прошлого в будущее нынешнее и все обозримые будущие поколения его подданных

Тоталитаризм, бюрократическое, полицейское государство - если всецело доминирует государство, подавляя инициативные силы общества и контролируя производительные силы экономики Анархия, «новгородское вече» - если доминирует общество, государство демонстрирует слабость, а экономическая активность низка Экономика физических лиц (Клейнер, 1996) или дезорганизация (Blanchard, Кreter, 1997), олигархическое, коммерческое государство - если в обществе господствуют экономические интересы агентов, социальные структуры общества слабы или разрознены, а государство не пользуется авторитетом, в таком обществе каждый конкурирует с каждым. соблюдается определенный баланс социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между этими силами соблюдается определенный баланс Если одна из этих подсистем откровенно доминирует над другими, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства Возможны ситуации:

На практике в России : Государственная дума (нижняя палата) - представительство социальных субъектов (физических лиц), Совет Федерации (верхняя палата) - только представительство административных субъектов ????? - представительство экономических субъектов предприятий соблюдается определенный баланс социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между этими силами соблюдается определенный баланс Для этого в механизме принятия стратегических решений на всех уровнях власти должно быть предусмотрено представительство интересов всех макросубъектов

Вернемся к схеме: осуществляться в интересах страны при ограничениях, налагаемых интересами развития макроподсистем. Стратегия как результат стратегического планирования и стратегическое управление как процесс регулирования изменения внутреннего состояния и внешнего положения страны должны в конечном счете осуществляться в интересах страны при ограничениях, налагаемых интересами развития макроподсистем. На схеме на самом деле четыре относительно самостоятельных системы: -государство, -общество, -экономика - страна в целом. При этом: государство относится к числу объектных систем, общество к числу процессных, экономика к числу проектных, а страна к числу средовых (Клейнер, 2007).

2.4 Аспекты и оценка государственной стратегии

Аспекты деятельности экономической системы реализация действийфункциональный, т. е. реализация действий системы, ее устойчивые взаимоотношения с другими системами (внешними и внутренними); реализация намеренийинтенциональный, т. е. формирование и реализация намерений системы в отношении своего функционирования (планирование всех видов); ожидания системыэкспектационный, охватывающий ожидания системы относительно реакции объектов внешнего мира на те или иные действия или события (прогнозирование, моделирование).

Место комплексной стратегии системы Стратегия: единство намерений, действий, ожиданий html

При оценке качества стратегии государства целесообразно учитывать ее краткосрочные и долгосрочные последствия с точки зрения устойчивого улучшения жизни граждан Абсолютным критерием качества стратегии государства Абсолютным критерием качества стратегии государства является степень ее соответствия социально эффективной стратегии. О качестве стратегии в краткосрочном периоде позволяют судить экономические, социальные и финансовые индикаторы.

Тема 3. Феномен стратегического государственного менеджмента

3.1 Стратегический государственный менеджмент и его особенности

Стратегический государственный менеджмент Стратегический государственный менеджмент - процесс управления в рамках учреждений государственной службы, наука об этом управлении, искусство управления и соответствующий набор навыков, а также персонал государственного управления.

Менеджмент в государственных организациях значительно отличается от бизнес-менеджмента, из-за действия таких факторов, как (на основе мнения Дж. Форда, бывшего президента США) -Жесткая регламентированность деятельности, наличие жестких процедур и предписаний, бюрократизм html - Инициативы по большей части централизованы, идут сверху - Множество участников (инстанций) принятия и согласования решения, поиск компромисса, личная ответственность снижается, теряет смысл - Влияние политического лобби - Многокритериальность оценки эффективности, не четкие критерии

Этапы в разработке стратегического государственного менеджмента (по Джеффри Страуссмену) 1 этап: оценка обстановки. Политическая власть многоаспектный феномен, охватывающий -«официальную» часть государственного управления (конституция, парламент, исполнительная власти, правовая система и т.п.). -формальные и неформальные связи между гражданами и государством, в том числе права, которыми первые наделяют последнее. -интересы «третьей силы» некоммерческими организациями, группами интересов, крупными подрядчиками, ассоциациями профессиональных групп, Это усложняет структуру современного правительства. параметры динамичны

2 этап: идентификация ограничений политической власти. Эффективный государственный менеджер должен уметь уживаться с ограничениями политической власти и разрабатывать собственную стратегию поведения с их учетом. Этапы в разработке стратегического государственного менеджмента (по Джеффри Страуссмену) Пример ограничения время (особенно в виде избирательного цикла), отмеряющее сроки на осмысление проблем и планирование. Цель депутатов в том, чтобы быть избранными (в том числе и повторно), а следовательно, программы и политика должны отвечать этому. Избиратель капризен и предпочитает ориентироваться на настоящее. Поэтому надо отдавать предпочтение действиям с видимым результатом, хотя они порой не отвечают намеченному курсу. Цели государства менее конкретны, чем у предприятия (снижение уровня бедности, обеспечение необходимого медицинского обслуживания, сохранение национальной обороноспособности, улучшение качества окружающей среды)

3 этап: определение роли менеджера в политической игре. Деятельность государственных менеджеров, структурируются политической властью, набором правил Политики и правительства в случае неудачи бывают вынуждены уходить в отставку. Этапы в разработке стратегического государственного менеджмента (по Джеффри Страуссмену)

По мнению экспертов государственный стратегический менеджмент должен: четко определять перспективы и цели; содержать все основные проблемы организации государственного управления; создавать рамки для более детального планирования и принятия текущих решений; придавать государственному администрированию стройность и внутреннее единство; заставлять высшее руководство мобилизовать государственные структуры для активной работы.

3.2 Процесс принятия решения в стратегическом государственном менеджменте

В процессе принятия решений обычно выделяют четыре фазы: I. Возникновение проблемы решения. II. Формулировка и анализ проблемы. III. Принятие решений. IV. Исполнение решения. Стратегическое решение Стратегическое решение - это план действий или комплекс заданий (основанный на предварительном прогнозировании изменений окружающей среды, целей развития) распределенных по этапам во времени и обозначенных численными значениями конкретных результатов работы.

типичные участники процесса принятия административно- государственных решений в демократическом обществе на разных этапах. Фаза процесса принятия решения I – Возникновение проблемы II – формулировка и анализ проблемы III – Принятие решений IV – исполнение решений Участники Личности, политические партии, общественные или государственные организации Политические партии, общественные организации, эксперты, государственна я администрация Органы государственн ой администраци и Государствен ная администраци я, граждане Формы участия Передача постулатов, мобилизация общественного мнения, разные формы давления (митинги и др.) Дискуссии Голосование, компромиссно е решение Воздействия: принуждение, соглашение, манипуляция

3.3 Система институтов поддержки государственного стратегического менеджмента

Государственный стратегический менеджмент должен представлять систему многоуровневого, многоаспектного и многоцелевого стратегического управления, охватывающего весь объем социально- экономического пространства и времени В деятельности системы должны участвовать: федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления; отраслевые министерства и ведомства; предметные (отраслевые и подотраслевые) бизнес- ассоциации; союзы и ассоциации хозяйствующих субъектов; экономические (хозяйствующие) субъекты; специализированные органы и организации инфраструктуры стратегического планирования, мониторинга, информирования и контроля.

Система стратегического государственного менеджмента должна включать согласованные и скоординированные плановые доктрины, концепции, комплексные целевые программы, бизнес-планы и другие интенциональные документы всех самостоятельных участников экономической деятельности. В координации должны участвовать и государство (бюрократия), и экономика (рынок), и общество (коммуникации). Необходимо создание единого органа стратегического планирования в России (условно говоря, Росплана), координирующего разработку комплексной стратегии страны.

Институты стратегического государственного менеджмента 1. Институты разработки, обсуждения и принятия стратегических планов. Могут быть как неформальными институтами плановых традиций, так формальными в лице организационно оформленных специализированных учреждений. 2. Институты стратегического контроля, реализующие управленческие механизмы проверки и обеспечения соответствия принимаемых решений стратегии. Проверке должны подвергаться и качество стратегии (реальность, сбалансированность и т. п.) и качество «факта», поскольку стратегические результаты не поддаются непосредственному наблюдению, они имеют неопределенные временные границы. 3. Институты стратегического мониторинга, имеют целью анализ степени реализации стратегии, а также выявление моментов необходимости корректировки стратегии.

4. Институты горизонтальной и вертикальной координации текущих решений в связи с разработкой и реализацией стратегии. 5. Институты согласования текущих и будущих решений между собой и с решениями, принятыми ранее. В отсутствие стратегии измерить «кривизну линии движения страны» и амплитуду колебаний вокруг нее практически невозможно. 6. Институты стратегической коммуникации экономических агентов между собой и с руководством страны, включающие информационные каналы связи между персоналом и руководством, а также правила формирования и передачи информации, циркулирующей по этим каналам. 7. Когнитивные институты (институты управления знаниями), формирующие, аккумулирующие и транспортирующие знания, связанные с процессом стратегического планирования. Институты стратегического государственного менеджмента

Тема 4. Опыт стратегического государственного управления

4.1 Стратегическое государственное управление в России

В 2000 г. был создан Центр стратегических разработок, основной задачей которого стала подготовка первой в современной России долгосрочной стратегии развития до 2010 г. В 2008 г. постановлением Правительства была утверждена «Концепция социально-экономического развития до 2020 г.». В настоящее время широко развернулась интенсивная разработка многоаспектной стратегии развития страны до 2020 г., так называемой «Стратегии 2020». К ее разработке и обсуждению привлечены широкие слои научно-экспертного сообщества, а для координации, синхронизации и обобщения стратегических разработок создан Институт социально- экономических и политических исследований во главе с членом Совета Федерации, доктором экономических наук Н.В. Федоровым*. Обновляется и «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 г.».

ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Новое качество жизни -Развитие здравоохранения -Развитие образования -Социальная поддержка граждан -Доступная среда -Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ -Развитие пенсионной системы -Содействие занятости населения -Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности -Противодействие незаконному обороту наркотиков -Защита населения и территорий от ЧС,, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах -Развитие культуры и туризма -Охрана окружающей среды

ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Инновационное развитие и модернизация экономики -Развитие науки и технологий -Экономическое развитие и инновационная экономика -Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности -Развитие авиационной промышленности -Развитие судостроительной промышленности -Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности -Развитие фармацевтической и медицинской промышленности -Космическая деятельность России -Развитие атомного энергопромышленного комплекса -Информационное общество -Развитие транспортной системы -Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия -Развитие рыбохозяйственного комплекса -Развитие внешнеэкономической деятельности -Воспроизводство и использование природных ресурсов -Развитие лесного хозяйства -Энергоэффективность и развитие энергетики

Перечень государственных программ Эффективное государство -Управление федеральным имуществом -Управление государственными финансами -Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра -Внешнеполитическая деятельность -Юстиция Сбалансированное региональное развитие -Региональная политика и федеративные отношения -Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона -Развитие Северо-Кавказского федерального округа -Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ Обеспечение национальной безопасности -Социально – экономическое развитие Калининградской области до 2020 года Обеспечение национальной безопасности -Обеспечение обороноспособности страны -Обеспечение государственной безопасности