Часть первая, которая ближе к теории Краткое введение в российское избирательное право (для общественных контролеров) Данная презентация предназначена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть первая, которая ближе к теории Краткое введение в российское избирательное право (для общественных контролеров) Данная презентация предназначена.
Advertisements

Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах.
Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах Д. Милославская.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Деятельность наблюдателей при проведении выборов Методическое пособие.
Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования и в предшествующий ему день Багаутдинова Ю.Б.
Школа наблюдателей 2012 год. Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Избирательная комиссия,
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Школа наблюдателей 2012 год. Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии Участковые избирательные комиссии.
Инструкция для членов ТИК
Выборы депутатов ЖК КР 4 октября 2015 г. Информационный тренинг, Бишкек, сентябрь 2015 г.
1 8 КПРФ ЛДПР «Единая Россия» «Патриоты России» «Яблоко» «Справедлива я Россия» «ПРАВОЕ ДЕЛО»
ОСНОВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Чкаловская районная территориальная избирательная комиссия города.
Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. 1. НОСИТЕЛЕМ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ В РФ ЯВЛЯЕТСЯ: 1. Президент РФ; 2. Федеральное Собрание РФ; 3. органы.
Организация деятельности участковой избирательной комиссии Председатель ТИК Индустриального района г.Перми – Штирбу Валентина Михайловна.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА СУРГУТА СУРГУТ, 2016.
Предвыборная агитация. Условия её проведения и установленные законом ограничения.
Термин «.избирательное право» имеет два значения: - в объективном смысле - это система конституционно- правовых норм. регулирующих общественные отношения,
Транксрипт:

Часть первая, которая ближе к теории Краткое введение в российское избирательное право (для общественных контролеров) Данная презентация предназначена для обучения общественных контролеров в участковых избирательных комиссиях (день голосования ). Под общественным контролером понимается любой гражданин, искренне желающий содействовать честному проведению выборов и имеющий право находиться в помещении для голосования при проведении голосования и подсчете голосов (члены комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса, наблюдатели, представители кандидатов, а также представители СМИ). представители кандидатов, а также представители СМИ). Презентация состоит из 2-х частей: - 1 часть: Краткое введение в теорию выборов - 2 часть: Введение в практику выборов Презентация основана на пособии «Справочник краткосрочного наблюдателя российских выборов». Справочник краткосрочного наблюдателя российских выборовСправочник краткосрочного наблюдателя российских выборов ©Бузин А.Ю., Ассоциация «ГОЛОС» Также дополнено для внутренних лекций: «Гражданин Наблюдатель»

Содержание первой части 1. Избирательное право в РФ, источники избирательного права 2. Избирательная кампания 3. Субъекты избирательного процесса 4. Избирательные комиссии 5. Основные функции избирательных комиссий 6. Гласность и открытость в работе комиссий 7. Права членов комиссии и наблюдателей 8. Представитель средства массовой информации 9. Правила голосования и подсчета голосов

Избирательное право в РФ, источники избирательного права Избирательное право – это правила проведения выборов Избирательное право – это правила проведения выборов Источники: Источники: Конституция РФ Конституция РФ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ФЗГ, 67-й ФЗ) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ФЗГ, 67-й ФЗ) Законы о конкретных выборах, например: Законы о конкретных выборах, например: ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Закон г.Москвы «Избирательный кодекс города Москвы» Закон г.Москвы «Избирательный кодекс города Москвы» Решения, инструкции избирательных комиссий разных уровней, в частности «Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии» Решения, инструкции избирательных комиссий разных уровней, в частности «Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии» Решения судов, в том числе Верховного и Конституционного Решения судов, в том числе Верховного и Конституционного Но некоторые организаторы выборов думают, что главным источником избирательного права является администрация или начальство Но некоторые организаторы выборов думают, что главным источником избирательного права является администрация или начальство На практике российские выборы очень сильно отличаются от того, что написано в законах. Поэтому стандартный (академический) курс избирательного права – довольно бесполезная вещь

Избирательная кампания Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Стадии избирательной кампании: Нарезка округов; Назначение выборов; Выдвижение и регистрация кандидатов; Агитационный период; Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий; Голосование и подсчет голосов; Установление результата выборов; Сдача финансовых отчетов Стадии избирательной кампании: Нарезка округов; Назначение выборов; Выдвижение и регистрация кандидатов; Агитационный период; Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий; Голосование и подсчет голосов; Установление результата выборов; Сдача финансовых отчетов Общественные контролеры – это неюридическое понятие, включающее всех, кто осуществляет контроль за соблюдением избирательного закона помимо организаторов выборов (наблюдатели, члены с совещательным голосом, кандидаты и т.д.) Общественные контролеры – это неюридическое понятие, включающее всех, кто осуществляет контроль за соблюдением избирательного закона помимо организаторов выборов (наблюдатели, члены с совещательным голосом, кандидаты и т.д.)

Субъекты избирательного процесса Формальные: Формальные: Избирательные комиссии Избирательные комиссии Избиратели (электорат, «одноразовые граждане») («активные» участники) Избиратели (электорат, «одноразовые граждане») («активные» участники) Кандидаты и партии («пассивные» участники) Кандидаты и партии («пассивные» участники) Неформальные: Неформальные: Администрация (исполнительная власть) и власть вообще Администрация (исполнительная власть) и власть вообще Спонсоры Спонсоры Избирательные штабы Избирательные штабы

Избирательные комиссии По закону полномочия по организации и проведению выборов принадлежат исключительно избирательным комиссиям. Одним из главных дефектов наших выборов является то, что это требование закона не выполняется. Избиркомы по большей части не являются достаточно самостоятельными и независимыми органами. По закону полномочия по организации и проведению выборов принадлежат исключительно избирательным комиссиям. Одним из главных дефектов наших выборов является то, что это требование закона не выполняется. Избиркомы по большей части не являются достаточно самостоятельными и независимыми органами. Система избирательных комиссий на выборах президента: на выборах президента: ЦИК РФ ЦИК РФ ИКСФ (избирательные комиссии субъектов Федерации) ИКСФ (избирательные комиссии субъектов Федерации) ТИК (территориальные избирательные комиссии) ТИК (территориальные избирательные комиссии) УИК (участковые избирательные комиссии) УИК (участковые избирательные комиссии) на муниципальных выборах в г.Москва: на муниципальных выборах в г.Москва: ТИК, исполняющие обязанности ИКМО (избирательных комиссий муниципальных образований) ТИК, исполняющие обязанности ИКМО (избирательных комиссий муниципальных образований) УИК УИК

Система избирательных комиссий на федеральных выборах (по состоянию на сегодняшний день) ЦИК РФ ИКСФ ТИК УИК - >96000 …УИК Верхняя комиссия называется ОРГАНИЗУЮЩЕЙ Общее количество – 83, по числу регионов Общее количество – около 2750 … … ЦИК РФ ИКСФ ТИК УИК - >96000 …УИК … ЦИК РФ ИКСФ (избирательная комиссия Субъекта Федерации) ИКСФ ТИК (территориальная избирательная комиссия) ТИК УИК (участковая избирательная комиссия) Общее количество – более 96 тысяч УИК … ……

Функции и соподчинение избирательных комиссий У каждого вида комиссий – свои функции, определяемые законом о конкретных выборах У каждого вида комиссий – свои функции, определяемые законом о конкретных выборах На президентских выборах соподчинение комиссий определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». На президентских выборах соподчинение комиссий определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Жалобы на действия комиссий подаются в вышестоящую комиссию или в суд. Жалобы на действия комиссий подаются в вышестоящую комиссию или в суд.

Гласность и открытость работы избирательных комиссий «Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов…, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно» (п.5 ст.3 ФЗГ). Из статей 29 и 30 ФЗГ можно сделать вывод, что при проведении голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать : 1) Члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса; 2) Члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов; 3) Кандидат или его доверенное лицо; 4) Уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, 5) Представители СМИ; 6) Наблюдатели. Каждый из перечисленных лиц имеет свои полномочия. Некоторые руководители комиссий плохо разбираются в различиях статусов общественных контролеров. Для них все люди на участке делятся на «наших», «не наших» и «избирателей»

Права, присущие всем общественным контролерам Присутствовать при голосовании, подсчете голосов, составлении протокола Присутствовать при голосовании, подсчете голосов, составлении протокола Наблюдать за всеми действиями УИК Наблюдать за всеми действиями УИК Подавать жалобы на нарушения закона Подавать жалобы на нарушения закона Получать заверенную копию протокола Получать заверенную копию протокола

Права, прямо не указанные в законе, но основанные на Конституции РФ и других документах Получать информацию Получать информацию Производить фото- и видеосъёмку Производить фото- и видеосъёмку Конституция РФ, часть 4 статьи 29: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»

О фото- и видеосъёмке О возможности для общественных контролеров производить фото- и видеосъемку сказано в Инструкции, утверждённой Постановлением ЦИК РФ от 17 августа 2011 года 26/255-6 в пункте и в Рабочем блокноте УИК (пункты 1.4, 6.3 Первой части, пункт 2.1 и вопрос 38 Второй части) ГК РФ, статья «Охрана изображения гражданина». Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи […], в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. […] Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях) […] Формальные запреты при фото- и видеосъёмке: - персональные данные избирателей (данные в списке избирателей, паспорте) - персональные данные избирателей (данные в списке избирателей, паспорте) - нарушение тайны голосования (съёмка внутри кабинок, заполнения бюллетеня) - нарушение тайны голосования (съёмка внутри кабинок, заполнения бюллетеня)

Специальные права конкретных общественных контролеров, записанные в законе. Члены комиссии Права членов комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса описаны в пункте 23 статьи 29 ФЗГ, в частности, они имеют право Права членов комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса описаны в пункте 23 статьи 29 ФЗГ, в частности, они имеют право Знакомиться со всеми документам комиссии и получать их заверенные копии Знакомиться со всеми документам комиссии и получать их заверенные копии Участвовать в заседаниях комиссии, предлагать вопросы в повестку дня Участвовать в заседаниях комиссии, предлагать вопросы в повестку дня

Наблюдатели Права наблюдателей описаны в пункте 9 статьи 30 ФЗГ, в частности они имеют право Права наблюдателей описаны в пункте 9 статьи 30 ФЗГ, в частности они имеют право знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных, с реестром заявлений на голосование вне помещения знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных, с реестром заявлений на голосование вне помещения В пункте 10 статьи 30 написано, что наблюдатель не имеет право делать: В пункте 10 статьи 30 написано, что наблюдатель не имеет право делать: Препятствовать работе комиссии Препятствовать работе комиссии Выдавать бюллетени Выдавать бюллетени Агитировать и другие очевидные вещи Агитировать и другие очевидные вещи

Представители СМИ Определение (п.52 ст.2 ФЗГ): Определение (п.52 ст.2 ФЗГ): «представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации» «представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации» Права представителя СМИ описаны в пункте 11 статьи 30 ФЗГ (и они не отличаются от общих прав всех общественных контролеров) Права представителя СМИ описаны в пункте 11 статьи 30 ФЗГ (и они не отличаются от общих прав всех общественных контролеров) Но права журналистов дополнительно описаны в Законе о СМИ Но права журналистов дополнительно описаны в Законе о СМИ

Правила голосования и подсчета голосов Правила голосования и подсчета голосов в УИК описаны в статьях ФЗГ, и практически повторяются в статьях ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Правила голосования и подсчета голосов в УИК описаны в статьях ФЗГ, и практически повторяются в статьях ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Задачи общественного контролера: Задачи общественного контролера: Предотвращение нарушений Предотвращение нарушений Фиксация нарушений Фиксация нарушений НО!!! НО!!!

Основные методы фиксации нарушений Фото- и видеосъемка Фото- и видеосъемка Подача заявлений (жалоб) Подача заявлений (жалоб) Получение копий документов (жалоб, протоколов) Получение копий документов (жалоб, протоколов) (Перед тем, как перейти ко второй части курса рекомендуется посмотреть фильм, снятый на выборах в Ростове-на-Дону: файл «Видео из Ростова.mp4». Вы почувствуете обстановку на некоторых избирательных участках, а также увидите некоторые виды нарушений) Видео из Ростова.mp4Видео из Ростова.mp4

О предотвращении нарушений Предотвращение (пресечение) нарушения возможно и необходимо только в том случае, если оно осуществляется не самими организаторами выборов с осознанной целью повлиять на итоги голосования. К сожалению, часто дело обстоит по-другому: основными нарушителями являются сами организаторы выборов (в широком понимании этого слова). В этом случае воспрепятствование нарушению чаще приводит к конфликту, удалению общественного контролера и обвинениям в его адрес, а не к пресечению нарушения. Поэтому предотвращение нарушения возможно тогда, когда оно совершается неумышленно или когда оно совершается не организаторами выборов.