Лекция 3. Потребление и сбережения Natalja Viilmann, PhD E-mail: viilmann@epbe.eeviilmann@epbe.ee Tel: 5185926.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Advertisements

ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Краткосрочное макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
T MPC G I C a MPC-1 1 Y Общий вид выражения для равновесного выпуска, полученного при решении уравнений простой кейнсианской модели, показывает,
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ: Макроэкономика НА ТЕМУ: Потребление, сбережения, инвестиции и их влияние на объем национального производства Выполнил: Выполнил:
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Начиная рассматривать данную тему, мы отметили, что модель IS – LM выявляет факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Поэтому рассматривается как.
М А К Р О Э К О Н О М И К А Равновесие на товарном рынке.
П ОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Подготовили: Пожарская Ирина, Царёва Ирина Группа Э 121-Б.
Макроэкономические модели потребления 1. Потребление и сбережения в экономике (макроэкономический подход). 2. Простая модель потребления. 3. Модель межвременного.
ДОХОД, ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ.. В жизни мы повседневно сталкиваемся с фактом, что больший доход, который получает члены нашей семьи, позволяет приобретать.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Спрос домашних хозяйств: кейнсианская функция потребления Потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. В экономике без.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) Если достигнут потенциальный ВВП, рост спроса приведет.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Транксрипт:

Лекция 3. Потреблении и сбережения Natalja Viilmann, PhD Tel:

Краткий план лекции: Теория потребления Кейнса Парадокс потребления Многопериодная модель потребления Теория жизненного цикла Теория перманентного дохода

Компоненты совокупного спроса: потреблении и сбережении, инвесетиции Потребительские расходы населения или кратко потреблении (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВВП. Сбережения (S) определяются как доход домохозяйств за вычетом потребления. Мотивами сбережения домашних хозяйств являются: 1) покупки дорогостоящих товаров и туризм; 2) обеспечении в старосети; 3) страховании от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.); 4) обеспечении детей в будущем и т.п.

Осн. фактор, опред. динамику потребления... Согласно классической экон. теории, осн. фактором, определяющим динамику сбережений, является %-ставка: если она возрастает, то домашнии хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой доп. единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвесетиций. Согласно кейнсианской экон. теории осн. фактором, определяющим динамику потребления и сбережений является величина располагаемого дохода домашних хозяйств. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влиянии %-ставки вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потреблении и сбережения.

Теория потребления Кейнса Теория потребления Кейнса основана на следующих предпосылках: уровень потребления зависит от абсолютной величины текущего располаг. дохода: C = f (Yd), и эта зависимость положительная в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потреблении с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход»

Функция потребления Кейнса Увеличении дохода должно весети к росту потребления, однако, по Кейнсу, увеличении располаг. дохода на 1-цу ведет к увеличению потребления менее, чем на 1-цу. Это означает, что предельная склонность к потреблению (производная от потребления по располагаемому доходу) строго меньше 1. Функция потребления: C(Y) = C 0 +cY, где C 0 – автоном. потреблении, c - пред. склонность к потреблению, 0 < c < 1.

Функция потребления Кейнса Функция потребления: C(Y) = C 0 +cY, C 0 – автоном. потр-нии, c- пред. склонность к потр-нию, 0 < c < 1. Автономное (экзогенное) потреблении связывают с наличием других факторов, оказывающих влиянии на потреблении. Так, напр., даже при нулевом текущем доходе потреблении может быть положительно за счет сокращения (проедания) накопленных ранее активов. Из каждого доп. 1-цы дохода Y на потреблении идет только доля с < 1; все, что не потребляется, расходуется на сбережения.

MPC Соотношении между изменениим потребления (С) и изменениим дохода (Y) называется предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume – МРС): Предельная склонность к потреблению – коэф-нт, кот. показывает, на сколько увеличится потреблении при росте дохода на единицу: 0< mpc

Распределении располагаемого дохода Допусетим, человек располагает доходом в 1000 дол. Посмотрим, как будут расети его расходы на потреблении при равномерном росте его дохода на 100 дол.

Распределении располагаемого дохода Из табл. видно, что доход увеличивается, но из каждых доп. 100$ относительно меньшая доля потребляется, а относительно большая – сберегается. В результате общие расходы на потреблении увеличиваются, но не такими темпами, как растет доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потреблении и сбережения, но относительная доля потребления все более сокращается, а доля сбережений растет. Следует заметить, что на практике предельная склонность к потреблению не изменяется столь стремительно и нередко остается одной и той же величиной на протяжении длительного периода времени.

Простейшая функция потребления Oсновной психологический закон находит эмпирия. подтверждении и на макроуровне. Простейшая функция потребления имеет вид С = а + b*(DI), Где С – потребительские расходы; a – автономное потреблении, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; DI – располагаемый доход (доход после уплаты налогов). Простейшая функция сбережения имеет вид S = - a + (1 – b)*(DI), Где S – величина сбережений в частном секторе (домохозяйства); a – автономное потреблении; (1 – b) – предельная склонность к сбережению; DI – располагаемый доход.

Графически (МРС) Если бы расходы в точносети соответствовали доходам, то это отражала бы прямая, проведенная под углом 45°. Место пересечения линии 45° и кривой потребления в точке В означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережении (жизнь в долг), а справа – сбережении положительное. Например, при доходе в 7000 дол. ситуация складывается следующим образом: отрезок Е1Е0 показывает размеры потребления (С), а отрезок Е0Е2 – размеры сбережений (S).

Эмпирич. данные, подтвержд. зависимость, выведенную Кейнсом Функция потребления: для США гг.: C = Y для Германии гг.: С = Y для России гг. (в постояннононых.ценах) : С = Y Чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем меньше склонность к потреблению, тем далее линия потребления от линии 45°.

Парадокс потребления Всегда ли эмпирия. данные соответствуют такому представлению о функции потребления? Саймон Кузнец, проведя в 1946 году эмпирия. исслед- нии этого вопроса, выявил следующие проблемы: Оказалось, что в краткоср. аспекте эта ф-ция достаточно хорошо соответствует действия-сети, но в долгоср. периоде средняя склонность к потреблению не зависит от дохода, а является постояннононыхной. Кроме того, предельная склонность к потреблению в краткосрочном периоде оказалась значительно меньше, чем в долгосрочном. Различие в поведении потреб. расходов в краткоср. и долгоср. аспектах было названо парадоксом потребления.

Появлении двух новых теорий: 1) Теория жизненного цикла, предложенная Франко Модильяни и 2) теория постояннононыхного (или перманентного) дохода Милтона Фридмана. Обе теории говорят, что, выбирая уровень потребления, люди руководствуются не только сегодняяшним доходом, но и накопленными активами, а также ожидаемыми поступлениями в будущем (базируются на модели многопериодного выбора Ирвинга Фишера).

Многопериодная модель потребления Пусть доход потреб-ля в периоде t равен Yt. Потребитель имеет первонач. активы B 0 (наследство). Потребитель может свободно занимать и давать взаймы по одинаковой намин. %-ставке r. Активы периода t равны активам предыд. периода с поправкой на % по этим активам + доход периода t за вычетом потребл-я в этом периоде t : B t = (1 + r)B t-1 + Y t - C t Сбережения периода t равны: S t = Y t - C t + rB t-1 Изменении активов равно сбережениям: B t - B t-1 = S t

Графич. представлении 2-периодной модели потреб-я Оптим. потреблении зависит от доходов, причем, не только от текущего дохода Y1, но и от будущего дохода Y2. Другим фактором, влияющим на текущее потреблении, является наклон бюджетной линии, определяемый ставкой процента. %-ставка играет роль цены и ее изменении влечет соответственно два эффекта: эффект замещения и эффект дохода Потреб-ль решает станд. задачу максимизации полезносети при бюджетном ограничении: max u(C1, C2)

Влиянии роста %-ой ставки на потреблении Эффект замещения: Если %-ставка растет, то сегодня. потреблении становится дороже, что вынуждает потребителя сокращать текущее потреблении С1 и увеличивать будущее потреблении С2. Эффект дохода: зависит от типа потребителя: Чистый заемщик, который в 1-ом периоде потребляет больше своего дохода (С1*>Y1), проигрывает от повышения %-ой ставки, так как увеличиваются проценты выплаты по кредиту, который он взял в 1-ом периоде и его доходы уменьшаются, что и ведет к сокращению текущего потребления. Чистый кредитор, который в 1-ый период потребляет не весь свой доход, а остаток сберегает, выигрывает от повышения %-ой ставки, так как ему возвращают долг с более высокими процентами, в результате его доходы возрастают, и увеличивается текущее потреблении. В процессе агрегирования эффекты дохода для кредиторов и заемщиков взаимоуничтожаются, то останутся лишь эффекты замещения, которые ведут к падению текущего потребления в результате роста %-ой ставки.

Теория жизненного цикла (Ф.Модильяни) Согласно этой теории жизнь можно разделить на несколько периодов, которые характеризуются разными уровнями доходов. Для того чтобы использовать 2-хпериодную модель потребления, условно разделим жизнь на 2 периода: I период - время, когда человек работает и получает высокий доход II период - время, когда человек на пенсии и имеет низкий доход.

Теория жизненного цикла Потреблении базируется на ожидаемом жизненном доходе (богатстве). Учитывая стремлении людей поддерживать неизменный уровень потребления, они сберегают в молодосети (когда имеют высокий уровень дохода) и тратят эти сбережения в старосети. Соответственно, накопленные активы досетигают максимальной величины перед выходом на пенсию и затем равномерно тратятся до конца жизни.

Графическое представлении теории жизненного цикла

Теория перманент. (постояннононых.) дохода (М.Фридман) Перманент. доходом для данного фактич. потока доходов Y1, Y2,... называется постояннононыхный доход YP, приведенная величина которого равна приведенной величине фактич. потока доходов.

Теория перманент. (постояннононых.) дохода Согласно этой теории потреблении определяется не текущим, а неким усредненным доходом. Если %- ставка равна норме межвременных предпочтений, то предельные полезносети в разные периоды времени должны быть равны, => равенство потребления в разные периоды времени, то есть потребитель выбирает сглаженное потреблении. Принимая во внимании бюджетное ограничении и определении перманент. дохода: C t =C t-1 =YP. Перманент. доход может быть изменен, если поступит новая инф-ция, неизвестная ранее: C t =C t-1 + ε t, где ε t -случайная ошибка с математ. ожиданиим, равным нулю, которая отражает новую инф-цию.

Проблема перманентного дохода Проблема заключается в том, что люди не знают в точносети, какой у них будет доход в будущем, => не могут точно подсчитать величину своего перманент. дохода. Каждый раз, когда наш доход изменяется, мы должны решить, как это изменении отразится на нашей величине перманент. дохода, является ли данное повышении дохода временным явлениим или постояннононыхным: В ответ на времен. колебания дохода люди практически не изменяют своё потреблении. Если же растёт перманентный доход, то и потребители соответственно увеличивают своё потреблении.

Теория потребления и эмпир. исслед-ния Некоторые эмпир. исслед-ния выявили наличие слишком сильной реакции потребления на изменения дохода - избыточной чувствительносети потребления. Одно из возмож. объяснений этого связано с наличием ограничения ликвидносети. Если некоторая часть потреб-лей не имеет доступа к кредитам, то они не могут в достат. степени сглаживать свое потреблении. Если эти потребители ожидают рост доходов, то они не могут моментально увеличить свое потреблении, а среагируют лишь тогда, когда этот доход будет в действияельносети получен. Другой эмпир. результат, кот. также плохо согласуется с теорией перман. дохода, связан сo слишком слабой реакцией потребления на неожиданные изменения дохода - избыточной сглаженносети потребления. Подобное поведении может быть часетично объяснено неопределенностью, является ли данное неожиданное изменении дохода временным или же перманентным. Подобная неопред-сть сетимулирует потребителя сберегать часть полученного прироста и потреблении растет меньше, чем изменяется перманентный доход.