Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) МОСКВА - 2014 Комиссия по развитию и методическому обеспечению образовательных программ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Екатеринбург, 2012 «Совершенствование профессионального мастерства специалистов в области металлургии и металлообработки»
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
1 Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Руководитель магистерской программы от ПФ ГУ-ВШЭ:
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Перспективы развития теории управления проектами Успешное практическое применение теории подразумевает непрерывный процесс ее внутреннего развития. Современные.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Транксрипт:

Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) МОСКВА Комиссия по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области менеджмента 19 марта 2014 г. Инновационные технологии менеджмента в планировании, прогнозировании и принятии управленческих решений: формирование перспективных профессиональных требований к подготовке управленческих кадров ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ ИИСУ ГУУ ПИСАРЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

2 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВНЕШНИЙ ФОН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внешние факторы УСЛОВИЯ и ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Качественное изменение содержания и характера управления современной организацией Появление дополнительных профессиональных требований к менеджеру Изменение технико-технологической платформы Рост динамизма и неопределенности Глобализация деятельности Снижение производительности традиционных факторов производства ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Внутренние факторы СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ Изменение социально- экономической структуры Изменение норм и правил деятельности Усложнение взаимодействий ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ Социально- экономические факторы ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ и ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Совершенствование методов управления Совершенствование IT-технологий Диффузия функциональных и предметных сфер управления Усложнение объектов и задач управления Трансформация целей и ограничений деятельности Экспоненциальный рост информации и сокращение цикла принятия решений ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ Когнитивно- гносеологические факторы СИСТЕМЫ, МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛЬ НАУКИ и УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Образовательные стандарты (ФГОС) Профессиональные стандарты (ПС, СРО) ООП Предмет деятельности Предмет изучения

3 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ: ОРИЕНТИРЫ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕСАХ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ Трансформация объектов управления (факты, регламенты, порядки, технологии) Законнеобходимого разнообразия разнообразия (принцип Эшби): множественность реакций на на множественность воздействий Эволюция теории управления (гипотезы, концепции, методы, модели) Усложнение объектов и процессов управления Усложнение технологий и инструментария управления Информационная природа управления : описание системы управления (объекта и субъекта) и среды развития (внутренней и внешней) в пространстве дихотомических характеристик исходных данных - качественных и количественных; структурированных и неструктурированных; детерминированных и вероятностных; определенных и нечетких. Развитие методов и инструментария аналитической обработки информации

4 ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОСОБЕННОСТИ РОССИИ Трансформация мировой мировой экономики Многоукладность российской российской экономики Усложнение структуры экономического структуры экономического пространства Эволюция сущности и форм хозяйственных организаций хозяйственных организаций Изменение характера и содержания управленческой деятельности Модернизация и реиндустриализации российской экономики Реализация стратегии инновационного развития инновационного развития России Разработка национальной модели управления устойчивым развитием Переход к новому (шестому) к новому (шестому) технологическому укладу Восстановление национальной инновационной системы развития экономики Приоритеты развития системы подготовки управленческих кадров

5 ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЗНАКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Конкуренция есть процедура открытия новых знаний» (Фридрих фон Хайек) темп изменений (динамизм процессов и плотность событий) сложность (границы идентификации сущности систем и процессов) волатильность (структура и масштаб нестабильности процессов) неопределенность (степень познания сущности систем и процессов) неоднозначность (границы понимания вариативности развития систем/ процессов и влияния событий) качество изменений (характер возмущений, прежде всего не гладкость, т.е. существование точек бифуркации развития) информационная природа управления, усиливаемая действием проблемы больших данных (4V problem): variety, velocity, volume and value - разнородность информации, высокая скорость генерации информации, чрезвычайность объёмов информации, высокая ценность (потенциальный экономический эффект аналитической обработки больших объемов информации)

6 СОВРЕМЕННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ Изменение соотношения рутинной и творческой составляющей управленческой деятельности: возрастание объема информационно-аналитической работы Трансформация хозяйственной организации Изменение среды развития Устойчивость и эффективность организационной системы организационной системы различного типа и масштаба Способность менеджмента принимать оригинальные (желательно уникальные) решения, обеспечивающие: Формирование конкурентных преимуществ и обеспечение длительных эффектов в изменяющейся среде функционирования функционирования Потребность системы управления в новых подходах к разработке управленческих решений

7 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ Несоответствие структуры и качества подготовки управленческих кадров современным требованиям экономики Неудовлетворенная потребность общества в квалифицированных менеджерах, ограниченный кадровый ресурс Недооценка математической и информационно-технологической подготовки менеджеров Доминирование парадигмы подготовки организатора: административная гипертрофия – догмат «волевых», а не интеллектуальных решений Эффект стратегии догоняющего развития: не технологичность подготовки менеджеров; риск зависимости от человеческого фактора. Справочно - приоритеты развития IT и STEM образования: в США – решение 2007 г. в РФ – решение 2013 г.

8 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доминирующие тенденции изменения профессиональных требований к подготовке менеджера: Процесс/Явление Следствие и характеристика изменений профессиональных компетенций менеджера Переход от преимущественно функционального к процессному управлению современной хозяйственной организацией менеджер, являясь «владельцем» или «участником» конкретного процесса, должен обладать более широкими знаниями и умениями для качественного и своевременного выполнения функциональных и координационных задач в общем потоке деловой активности «Виртуализация» управления с возрастающий объемом выполнения регулярных и ситуативных административных и аналитических процедур управления в едином «цифровом информационном пространстве» Расширение естественно-научной компетенции менеджера для преодоления терминологических и контентных разрывов в использовании арсенала современного инструментария управления (математические модели и алгоритмы, реализующие/поддерживающие их ИТ-решения: технологии и системы) Возрастание интенсивности внутри- и межорганизационных взаимодействий при разработке и реализации управленческих решений по контурам стратегического, тактического и оперативного управления Вовлечение менеджера в процесс комплексного обоснования решений в распределенной структуре центров административных и аналитических компетенций интегрированной хозяйственной организации

9 ОБЩАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ФИЛЬТРА И ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТУМЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Поиск структурных закономерностей Поиск ассоциативных правил Методо- ориентированные Информационно- ориентированные Гибридные Поиск экстремальных значений … АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Данные Виды аналитических задач ТЕХНОЛОГИИ … Классы решаемых бизнес-задач БИЗНЕС- РЕШЕНИЯ Аналитический фильтр управления

10 КЛЮЧЕВЫЕ ИННОВАЦИИ В ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ: ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Изменение методологии и инструментария управления Инновационные технологии поддержки процедур обоснования, оценки, принятия и контроля реализации управленческих решений в организационных системах Становление нового трансдисциплинарного направления в управлении социально-экономическими системами – интеллектуального менеджмента Изменение технологической и телеологической структуры организации Трансформация функций управления и схем реализации процесса принятия управленческих решений в функциональных и предметных областях: институционализация прогнозно-аналитической деятельности (ПАД) в поддержке управления С позиций ресурсной теории фирмы в экономике знаний необходимо создание систем: производства предикативной информации и проактивных знаний; воспроизводства прогнозно-аналитического потенциала Изменение содержания функций прогнозирования и планирования: формирование методологии и технологии проектирования будущего Развитие методов и инструментария прогнозно-аналитической поддержки управления развитием хозяйственной организации

11 Сложность – переход от атомарного рассмотрения фирмы к структурированному описанию согласованной хозяйственной деятельности в мульти субъектной среде рассмотрения многоуровневых организационных систем. Неопределенность – изменение места и роли функции прогнозирования: повышение значения и превращение из обеспечивающей (стадийной, фазовой) функции в основную, консолидация и структурирование распределенной сети аналитических компетенций, мягкие вычисления. Волатильность – роль прогнозирования: трансформация в кратной периодической реализации функции в непрерывные процессы прогнозно-аналитической деятельности (ПАД: (прогнозное целеполагание, управление, контроллинг, мониторинг, сканирование). Неоднозначность – сценарное моделирование в решении прогнозных задач поддержки управления развитием и многовариантное будущее: от экстраполяции тенденций к проектированию будущего на основе идентификации распределенной структуры экономических интересов и формирования согласованных планов хозяйственной деятельности. 4V – использование аналитического инструментария (BI&BA Systems), включая проектирование, разработку и внедрение прогнозных систем (Forecasting System, FS). СООТНЕСЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

12 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИННВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО К КЛЮЧЕВЫМ ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Область инноваций КонцепцияМетоды/Модели (инструментарий) Прогнозирование Процессно- ориентированное прогнозирование (непрерывная поддержка развития) - ПАД Сценарное моделирование: вариативный синтез знания о будущем, хронологическая и пространственная интеграция образов будущего, воспроизводство предикативной информации Планирование Коллаборативное планирование (целевая и ресурсная сбалансированность) Композиционные модели: согласование экономических интересов и межорганизационное взаимодействие в сферах деловой активности Принятие решений Центры аналитических компетенций (корпоративный форсайт) Модель распределенного влияния: информационное управление в сетевой хозяйственной организации, регулирование эффективности в интегрированных технологических цепочках создания ценности

13 ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ Овладение математическим аппаратом и ИТ-инструментарием для работы с данными различной природы становится необходимым условием формирования профессиональных компетенций менеджера новой формации Указанное требование логично рассматривать в контексте «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года 2506-р) Изменение объектов и процессов управления (внешние и внутренние проявления свойств элементов построения и действия факторов воздействия) + Изменение инструментария управления (задачи, методы, модели, механизмы) = Задача: подготовка менеджеров-аналитиков с расширенным спектром универсальных и аналитических компетенций Приоритет - синтетический подход в управленческом образовании: - от специализации к универсализации ; – приоритет междисциплинарному и трансдисциплинарному подходу в управленческом образовании с достаточной подготовкой кадров менеджмента в области ПМ и ИТ. Решение: требуется модернизация ООП подготовки управленческих кадров с учетом трансформации содержания, инструментария и среды реализации базовых функций (операций) управления – прогнозирования и планирования - процесса разработки и принятия управленческих решений.