Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Advertisements

Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Философия Лекция 3 Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Спор об универсалиях
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
С РЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учитель - Кутузова С.В..
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Философские и политические учения Средневековья. Элементы философии Средневековья 1. Христианское учение как общий фон 2. Патристика – первый этап церковного.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Типология ХФ 1. Патристика (от лат. Pater - отец): вв. н.э. 1. Патристика (от лат. Pater - отец): вв. н.э. 2. Схоластика (от лат. schola -
Транксрипт:

Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae

Приписывается итальянскому историку Римско- католической церкви Цезарию Баронию ( ), автору 12-томного труда «Церковные анналы до 1198 г.» Этот труд был издан на латинском языке в 1588 г. На русский язык он переведен с польского в 1719 г.

ancilla theologiae Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже» ФОМА очень высоко оценивает возможности рационального познания!!!

Средневековье период 1 – 2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии I – II в. на востоке Римской империи возникает Христианство и распространяется на Средиземном побережье время правления императора Константина Великого (306 – 337) христианство было признано официальной государственной религией Халкидонский собор (район Стамбула) в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии 23 дня 17 заседаний политические причины религиозные причины

Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья Тип мировоззрения – теоцентрический Тип философствования – умозрительный

Характеристики философского мировоззрения Предмет Средневековой философии – христианство Теоцентризм Креационизм Провиденциализм Откровение

Бог абсолютный источник жизни и блага Теоцентризм – Бог абсолютное, совершенное, наивысшее бытие ( греч. Theos Бог + лат. Centrum центр круга)

Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение Единственный способ познания сверхъестественного – вера Креационизм – творение мира Богом из ничего ( лат. creatio, род. creationis творение) Креационизм – творение мира Богом из ничего ( лат. creatio, род. creationis творение)

. Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (лат. providentia провидение) Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (лат. providentia провидение) Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера Бог открывает человеку свою волю, истины бытия Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера Бог открывает человеку свою волю, истины бытия

Патристика (1 – 2 вв. – 8 в.) Схоластика Номинализм Реализм Философские направления Средневековья

Патристика - греч. patér, лат. pater отец «Отцы церкви» Совокупность философских и теологических доктрин христианства II – VIII вв. н.э. Представители: Тертуллиан (II-III вв.) Августин Аврелий Григорий Нисский Соборы: Никейский (325 г.) (двуединая природа Христа) Халкидонский (451 г.) (Триединство Бога)

Августин Блаженный ( гг.) епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик Учитель Благодати «Исповедь», «О граде Божьем» Град земной – жизнь во плоти Град Божий – жизнь по духу Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему" Свободный выбор человека стремление к блаженству, или отказ от него

Схоластика - лат. Schola (греч. -σχολή ) Совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Преподавалась в школах при монастырях.

Схоластика уделялось большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры термин "схоластика" относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия схоластика выродилась в логическое педантство

Основные проблемы схоластики: Проблема веры и разума способы познания Проблема универсалий Как всеобщее существует в частном? роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

Универсалии Универсалия (от лат. universalis общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия Имена не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений универсалии существуют не до, а после вещей

Представители Номинализм: Иоанн Росцелин Вильгельм Оккам Иоан Буридан Реализм: Фома Аквинский Дунс Скотт Августин Блаженный

Номинализм был связан с подчеркиванием приоритета воли над разумом Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век Главные представители Уильям Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя»

Бритва Оккама принцип, лаконично сформулированный, как: «Не до́южно множить сущее без необходимости» Если выражать этот принцип современным языком, то получится следующее: «Не следует умножать сущности сверх необходимого» Уильям О́ккам (ок ) Мюнхен) «Быть в вере мистиком, в науке эмпириком и, где необходимо скептиком»

Ф. Аквинский ( ) «Сумма теологий» Объединяет христианское вероучение с философией Аристотеля; Проблема веры и разума; Пять доказательств бытия Бога.

Вопросы? 22