Содержание и функции эксперта по анализу и интерпретации информационных материалов в рамках аттестации педагогических работников Машуков Александр Васильевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Advertisements

Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Квалификационные характеристики работников образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Организация аттестации педагогических работников на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Новый порядок аттестации педагогических работников Приказ министерства образования и науки РФ от 07 апреля
Перспективы развития региональной модели аттестации педагогических кадров Отдел сопровождения аттестационных процессов Отдел сопровождения аттестационных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Башкова Людмила Александровна, начальник отдела контроля качества образования.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Лысова Е.В., директор Центра аттестации педагогических.
Перспективы развития региональной модели аттестации педагогических кадров Новгородова Валентина Витальевна Новгородова Валентина Витальевна.
Н ОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Транксрипт:

Содержание и функции эксперта по анализу и интерпретации информационных материалов в рамках аттестации педагогических работников Машуков Александр Васильевич

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников … в целях установления квалификационной категории (часть 1, статья 49). 2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 2, статья 49). 3

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3, статья 49). 4

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4, статья 49). 5

КОНЦЕПЦИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Концепция - комплекс ключевых положений, всесторонне и наиболее полно раскрывающих содержательные, процессуальные и организационно-действенные средства проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. 6

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ АТТЕСТАЦИИ 1) цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; 2) методологические основания проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; 3) понятийно-категориальный аппарат; 4) критериальной-оценочный аппарат; 5) общий план аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. 7

Цель аттестации Цель аттестации – подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 8

Задачи аттестации - стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального и личностного роста; - определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; - повышение эффективности и качества педагогического труда; - выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 9

Задачи аттестации - учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; - обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. 10

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального, основного, среднего общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. 11

Основные принципы аттестации коллегиальность, гласность, открытость, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, объективное отношение к педагогическим работникам 12

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ Методологические подходы: личностно-деятельностный; акмеологический; компетентностный подходы 13

Личностно-деятельностный подход Последовательная его реализация повышает эффективность процесса аттестации педагогических работников по следующим показателям: придание результатам оценки профессиональной квалификации педагогических работников социально и личностно значимого смысла; возможность выделения основных и промежуточных результатов развития профессиональной компетентности педагогических работников, выраженных в терминах ключевых задач, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования их профессиональной деятельности; 14

Личностно-деятельностный подход определение этапного характера процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников, каждый этап которого характеризуется определенными новообразованиями, выраженными в форме ожидаемых результатов; осуществление оценки профессиональной компетентности педагогических работников сквозь призму их мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив; учет в ходе оценки профессиональной компетентности прошлого опыта педагогических работников, их личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. 15

Акмеологический подход оценивание профессиональной компетентности педагогических работников следует рассматривать в контексте целостного совершенствования их личности, когда их индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики рассматриваются в единстве; 16

Акмеологический подход в процессе проведения аттестации важно определить движущие силы развития профессиональной компетентности педагогических работников (объективные и субъективные), влияющие на развитие их профессионализма; оценивание профессиональной компетентности педагогических работников должно основываться на определении степени развития тех проявлений их профессионального саморазвития, которые и обеспечивают успех профессиональной деятельности. 17

Компетентностный подход Компетенция – комплекс продуктивно приобретенных знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в профессиональной области. Компетентность – способность применить компетенцию в произвольной внешней ситуации в профессиональной сфере. 18

Компетентностный подход Цель – достижение интегрированного результата – компетентности – через приобретение компетенций. Компетентность специалиста – способность адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда. 19

Компетентностный подход Обеспечивает нацеленность критериальной- оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом. Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности. 20

Составляющие компетентности педагогических работников профессиональная компетентность информационная компетентность коммуникативная компетентность правовая компетентность 21

Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально- педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии. 22

Информационная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях. 23

Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. 24

Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. 25

Понятийно-категориальный аппарат Понятийно-категориальный аппарат включает основные и вспомогательные понятия и обеспечивает упорядочение терминологии, по-разному понимаемой в науке, в соответствии с системообразующей идеей аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. 26

Понятийно-категориальный аппарат Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 27

Понятийно-категориальный аппарат Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. 28

Понятийно-категориальный аппарат Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. 29

Понятийно-категориальный аппарат Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования 30

Понятийно-категориальный аппарат Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных и методических материалов. 31

Понятийно-категориальный аппарат Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. 32

Понятийно-категориальный аппарат Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 33

Понятийно-категориальный аппарат Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. 34

Оценка персонала в современном менеджменте Система оценки кадров Критерии, определяющие, что должно оцениваться. Методы сбора, обработки и анализа информации. Организационные процедуры оценки, определяющие, какие функции и кто выполняет. Субъекты, осуществляющие оценку. 35

Оценка персонала в современном менеджменте Текущая оценка: осуществляется периодические в течение всего учебного года. Используемые формы этой оценки, как правило, не охватывают всю деятельность учителя, а ориентированы на оценку отдельных участков его работы. Суммарное (итоговое) оценивание: призвано составить суждение о том, насколько учитель отвечает профессиональным требованиям с точки зрения квалификации и качества профессиональной деятельности. Оценка проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности педагога. 36

Оценка персонала в современном менеджменте Показатели оценки Каждый критерий оценивания состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы оценивания. Показатели оценки определяют, исходя из содержания выполняемой работы. Обычно их делят на три группы: показатели учебно-воспитательной работы, показатели инновационной деятельности, показатели работы по саморазвитию учителей. 37

Оценка персонала в современном менеджменте Методы построения оценочных шкал 1. Метод градации - метод построения балльных оценочных шкал, в том числе с использованием весовых коэффициентов 2. Метод упорядочения рангов – метод ориентирован на установление между оцениваемыми объектами отношений «лучше - хуже», «больше - меньше» и т.д. 38

Оценка персонала в современном менеджменте Принципы построения эффективной системы оценивания Развитие кадров (в процессе и результате оценки каждый работник должен «усовершенствоваться» независимо от того, работает ли он удовлетворительно, хорошо или отлично) Комплексность (рассмотрение оценки на разных этапах карьеры или оценки с разными целями на одном и том же этапе как взаимосвязанных элементов общей системы) Уважительное отношение к личности оцениваемого (отдельная личность, ее права, интересы и потребности ставятся на ведущее место) 39

Оценка персонала в современном менеджменте Принципы построения эффективной системы оценивания Демократичность (оцениваемые активно вовлекаются в той или иной форме в процесс оценки: в разработку критериев и содержание оценки, согласование сроков и совместное обсуждение результатов, что делает их соучастниками этого процесса и формирует положительное отношение к нему); Дифференцированность (система оценки кадров как совокупность подсистем оценок для разных групп работников); Непрерывность (непрерывный характер оценки, складывающийся из текущей и итоговой оценки и текущего контроля за работой педагогов в течение всего периода со стороны руководства ОУ) 40

Критериально-оценочный аппарат В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования предлагается осуществлять с использованием трех критериев: владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности; готовность решать профессиональные предметные задачи; способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами. 41

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. 42

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. 43

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Министерство труда и социальной защиты российской федерации ПРИКАЗ от 18 октября 2013 г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 44

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Трудовые действия 1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. 2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. 45

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Трудовые действия 4. Планирование и проведение учебных занятий. 5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. 6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. 46

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Трудовые действия 7. Формирование универсальных учебных действий. 8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) 9. Формирование мотивации к обучению 10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 47

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые умения 1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 48

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые умения 3. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. 4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 49

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые умения 5. Владеть ИКТ-компетентностями (бщепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно- педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). 6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. 50

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые знания 1. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке. 2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества. 3. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики. 51

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые знания 4. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях. 5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. 6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. 7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету. 52

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Необходимые знания 8. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. 9. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи. 10. Конвенция о правах ребенка. 11. Трудовое законодательство. 53

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. 54

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категория Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии). 55

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категория При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. 56

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности 57

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания 58

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Наличие стабильных результатов освоения обучающими, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области Наличие стабильных результатов освоения обучающими, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях 59

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией 60

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Стабильные положительные результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662*(5) Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662*(5). 61

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях 62

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной 63

Критерии соответствия уровня квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах 64

"Ничто не может причинить вам больший вред, чем экспертиза, проведенная не профессионально. Благодарите судьбу за квалифицированного эксперта, он делает меньше ошибок". Альфред Политц

Компетентность эксперта Компетентность представляет собою сочетание качеств (умений, способов деятельности) позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня, обеспечивающего эффективную деятельность педагога (системы) Не общий минимум, а индивидуальный максимум

Эксперт - специалист, обладающий необходимыми знаниями и опытом в области его профессиональной деятельности и который включен в процесс принятия решений. Он высказывает суждения по поставленному перед ним вопросу, обладает правами, обязанностями и принимает на себя ответственность за сделанные им экспертные заключения.

Эксперт - это человек, являющийся специалистом и имеющий практический опыт, который: имеет объективные и полные сведения об особенностях и свойствах внешнего объекта и дает рекомендации относительно предпочтительных вариантов управляющих решений, касающихся данного объекта; обладает правами и обязанностями и несет ответственность за свое экспертное заключение, определенными нормативными документами; включен в процесс принятия решений, выполняя специальную ролевую функцию, и поставлен перед задачей их научного обоснования; высказывает суждения по вопросу из области его специальных знаний и практического опыта, поставленному перед ним некоторым лицом, независимо от внешних влияний и собственной выгоды.

Профессиональная компетентность Личностные качества Квалиметрическая компетентность Эксперт «Быть настоящим экспертом – это не должность, а призвание». Эксперт это штучный специалист.

Направления, задающие стратегическую линию в компетентности эксперта 1. Функциональное направление, которое определяет целевую направленность и основные задачи, решаемые экспертами; 2. Мировоззренческое направление, которое определяет форму и уровень отражения существующей реальности; 3. Организационное направление, которое определяет уровень организации экспертизы, формы деятельности экспертов, формы организации экспертизы, формы контакта в процессе проведения экспертизы, формы представления материала; 4. Субъектно-объектное направление, которое определяет место эксперта в ходе процедуры экспертизы относительно субъектов и объектов экспертизы.

Компетентность эксперта раскрывается через основные функции и задачи, решаемые в ходе экспертизы: диагностические, исследовательские, оценочные, контрольные, прогнозные, формирующие, конструкторские, поддерживающие

Обзор понятий Образовательные технологии Образовательные технологии система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов обучения. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, – С.174 Педагогическая технология Педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, – С

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко). 73

1. модели исходного состояния учащегося, заданной множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса; 2. некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения (модель конечного состояния учащегося); 3. средства диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития (мониторинга) системы; 4. набор моделей обучения; 5. критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий; 6. механизмы обратной связи, обеспечивающие взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным (В.В. Гузеев). Образовательная технология - система, включающая: 74

Принципы отбора педагогических технологий 1. Природосообразность. 2. Соответствие половозрастным особенностям обучающихся. 3. Деятельностный подход. 4. Сообразность индивидуализации. 5. Высокая эффективность технологий в педагогической практике. 6. Соответствие технологий поставленным целям и задачам обучения, воспитания и развития. 7. Систематичность использования. 8. Культуросообразность (соответствие ПТ другим средствам). 9. Доступность 10. Осознание педагогом критериев эффективности. 11. Развивающий характер для обучающихся. 75

Метод – это признак учебного процесса, определяемый уровнем самостоятельности ученика (или уровнем открытости элементов процесса обучения для ученика). 76

Классификации методов обучения Классификации по М.А. Чошанову: источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения); тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно- развивающий методы обучения); уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивный, продуктивный, эвристический методы); уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы); дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля) Классификация по М.Н. Скаткину: 1. Объяснительно иллюстративный 2. Репродуктивный; 3. Проблемное изложение; 4. Исследовательский 5. Частично-поисковый, или эвристический 77

Классификация методов по В.В. Гузееву 1. Объяснительно-иллюстративный - ОИ 2. Программированный – ПГ 3. Эвристический – Э 4. Проблемный – ПБ 5. Модельный (исследовательский, творческий) – М 78

ОИ ПГ Э ПБ М Схема классификации методов обучения ПРО НУ ПРО 79

Урок как отражение индивидуальных особенностей педагога 1. Индивидуальный стиль деятельности. 2. Своеобразие модели обучения. 3. Педагогические находки и авторские методические приемы. 4. Уровень мастерства. 5. Профессиональная компетентность. 6. Личностные качества. 80

Факторы, определяющие лицо современного урока 1. Объективные (социокультурные, геополитические, экономические условия; государственный и социальный заказ; рекомендуемые учебно-методические комплексы). 2. Субъективные (педагогическая концепция,авторская программа, образовательные технологии, педагогическое кредо). 81

Современные подходы и педагогические концепции - культурологическая направленность; - личностно-деятельностная направленность; - комплексность целей/результатов; - стремление к системности и адекватности средств целям образовательного процесса. 82

Критерии мастерства педагога 1. Владение методиками проведения нестандартных уроков. 2. Использование всех типов учебных занятий. 3. Использование различных типов игр. 4. Использование интерактивных методов обучения. 5. Инновационные подходы к контролю и оцениванию знаний, умений, деятельности учащихся. 6. Разработка и применение авторских методических приемов. 7. Знание и использование всех групп методов мотивации и стимулирования учащихся. 83

Педагогический опыт в контексте инновационной культуры Ресурс современного развивающего и развивающегося образования - педагог, обладающий уникальной практико- преобразующей компетенцией, т.е. способный выделить актуальные проблемы, характерные для конкретной образовательной ситуации и определить способы и средства их решения. 84

Объекты инновационных преобразований - собственная педагогическая деятельность и управление образованием. 85

Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Педагогический опыт - реальный педагогический процесс, реальная педагогическая практика, в том числе и её результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников. Педагогический опыт - это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Педагогический опыт - совокупность знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности. Педагогический опыт в широком понимании - это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания обучающихся. 86

Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Точки педагогического роста : конкретный педагогический опыт, методическая или воспитательная технология, которые оказывают реальное положительное воздействие как на содержание, так и на результат целостного педагогического процесса; социально-педагогическая инициатива, которая выступает залогом структурных, содержательных, технологических преобразований в системе образования на внутрисистемном, межсистемном региональном уровнях; сплав педагогической инициативы с профессиональной компетентностью педагога или педагогического коллектива. 87

Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Педагогический опыт - новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности. 88

Структура представления опыта работы 1. Анализ исходного состояния деятельности на основе выявления противоречий. 2. Формулирование темы опыта. 3. Постановка целей и задач. 4. Обоснование актуальности. 5. Психолого-педагогическое обоснование. Определение в пространстве философии образования и основных педагогических принципов и идей. 89

Структура представления опыта работы 6. Содержание опыта. Описание организационных форм, педагогических технологий, средств реализации представляемого опыта. 7. Обеспечение взаимодействия с внутришкольной системой образования. 8. Результативность реализации опыта через позитивное влияние опыта на развитие учащихся. 9. Эффективность и успешность внедрения опыта, распространения результатов опыта. 90

Портфолио профессиональных достижений высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет; высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету; создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно- коммуникационных технологий; наличие собственной тиражируемой методической системы учителя; представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя; обеспечение непрерывности собственного профессионального развития. 91