Основные идеи ФГОС второго поколения и обновленные цели обучения русского языка в национальной школе П одготовила Шарапудинова М.Ш.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к докладу «Введение и реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы» Солодова С.Я., учитель русского.
Advertisements

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С АМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. А КСАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Ш ЕНТАЛИНСКИЙ.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
Организация работы учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования Выполнила учитель русского.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Базовое положение концепции фундаментального ядра общего образования Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Педагогический совет Структура поурочного планирования при внедрении ФГОС.Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Транксрипт:

Основные идеи ФГОС второго поколения и обновленные цели обучения русского языка в национальной школе П одготовила Шарапудинова М.Ш.

1) Ускорение темпа общественного развития. 2) Переход к постиндустриальному обществу, т.е. к информационному. 3) Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение малоквалифицированного и неквалифицированного труда, потребность в росте проф мобильности. 4) Изменение политической системы, переход к рыночной экономике, рост социального неравенства в сфере образования.

Раньше: исполнительность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, образованность, трудолюбие. Сейчас: - гибкость; -динамичность; -адаптивная личность (приспосабливаемая, т.е. ориентация на ситуацию); -толерантность, т.е. принятие, понимание; -креативность (творческая личность); -коммуникативность (общение на одном языке, культура речи); -конкурентоспособность; - самостоятельность; -ответственность за свои решения, за свою жизнь, за здоровье; -способность принимать решения и нести за них ответственность.

Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО… СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО… хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока дети; в центре внимания урока дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. урок должен быть добрым.

Базовые документы Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: (приказ Министерства образования и науки от , зарегистрирован в Министерстве юстиции России )

Базовые документы Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения). Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, – 176 с. - (Стандарты второго поколения).

Инновационность содержания стандартов: определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; развитие вариативности образования; системно-деятельностный подход; научное содержание образования; воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов; новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения

Шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие учитель – ученик (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока: 1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания) 1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно) 1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу. 2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.) 2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

Шесть шагов подготовки к современному уроку:

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировани е заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательн ая среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык » Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне. Реализация системно- деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку. Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; владеть всеми видами речевой деятельности; адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Результаты, которые подлежат проверке и аттестации: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практичес -кой деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действитель- ности с определенных позиций способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно- коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем: целесообразно шире использовать работу с текстом; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров; регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Для методики современного урока русского языка актуальными являются: практическая ориентированность; достижение результатов на предметном и метапредметном уровне; направленность на формирование различных способов деятельности; формирование функциональной грамотности; компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Вид компетенции Содержательная линия (раздел курса) ЛингвистическаяО языке и речи Языковая Система язык Языковая и культуроведческая Система язык Коммуникативная Текст Культуроведческая Культура речи Лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая Повторение

Межпредметные связи русский язык языкознание литература МХК физическая культура правила дорожного движения

Учебник реализует коммуникативно -когнитивный подход в обучении, что означает овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развертывание и т.д.) интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика ориентацию на текст как на центральную единицу обучения и результат изучения предмета развитие мыслительных способностей учащихся формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни развитие умения рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы

Роль текста в УМК Текст не только объект языкового и речеведческого анализа, но и -образец для создания собственного речевого произведения с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно- исторических фоновых знаний); -текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

Совершенствование умений в различных видах речевой деятельности Тесная взаимосвязь всех видов речевой деятельности в реальной жизни ! Система заданий в УМК отражает взаимосвязь всех видов речевой деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции. ТЕКС Т АУДИРОВАНИЕЧТЕНИЕ ПИСЬМОГОВОРЕНИЕ

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации

Приёмы создания учебной ситуации:

ИНСЕРТ Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. ? + -

Отношение к барыне Кластер Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы можно создать такой кластер: Отношени я с Татьяной Портрет Герасим Отношения с дворовыми Описание каморки Отношение к Муму

Синквейн Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим Добрый, трудолюбивый Заботится, любит, работает Не должен страдать из-за жестокости людей Человек.

Результаты обучения Гармоничная всесторонне развитая личность, обладающая целостной картиной мира, способная жить и работать в высокотехнологичном конкурентном мире

Каждый урок русского языка - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности. Каждый урок русского языка – урок развития речи

«Миссия школы состоит в том, чтобы подготовить человека к взрослой жизни, научить быть эффективным творцом и созидателем своей судьбы»