Психология менеджмента. Лекция 2. «Менеджмент в постиндустриальном обществе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Advertisements

Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Линейно-функциональная структура управления
Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Бюрократический тип оргструктуры управления Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие: порядок, исходным моментом.
Какие команды бывают? Многие команды можно описать следующим образом. Основная рабочая команда - это руководитель (лучше конечно лидер) и его (или ее)
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Этапы планирования потребности в персонале
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Психология менеджмента. Лекция 2. «Менеджмент в постиндустриальном обществе»

«Преуспевающие люди не сидят на месте. Они ищут желаемые обстоятельства, а если не находят, то создают их сами» Джордж Бернард Шоу

Тематический план лекции: Эволюция менеджмента;Эволюция менеджмента Характеристика и структура постиндустриального общества;Характеристика и структура постиндустриального общества Транспрофессионализм;Транспрофессионализм Трансформация организации в условиях постиндустриального общества;Трансформация организации в условиях постиндустриального общества; Научающиеся организации.Научающиеся организации Контрольные вопросы по теме.Контрольные вопросы по теме Библиографический список.

Эволюция менеджмента По параметру «развитие средств производства» О.С. Виханский и А.И. Наумов диверсифицируют развитие управления на три этапа: 1. Традиционное управление 2. Управление промышленной стадии 2. Управление промышленной стадии 3. Управление постиндустриальной стадии 3. Управление постиндустриальной стадии

Тематический план лекции: Эволюция менеджмента;Эволюция менеджмента Характеристика и структура постиндустриального общества;Характеристика и структура постиндустриального общества Транспрофессионализм;Транспрофессионализм Трансформация организации в условиях постиндустриального общества;Трансформация организации в условиях постиндустриального общества; Научающиеся организации.Научающиеся организации Контрольные вопросы по теме

Постиндустриальное общество В к н.1960-х годов развитые страны запад исчерпали потенциал индустриального производства, и вступили в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счёт роста сферы услуг и информации.

Постиндустриальное общество Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "пост трудовое". Труд перестает быть основой экономических отношений, на смену ему приходят знания и информация.

Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия. Постиндустриальное общество – общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества.

Основания обладания статусом в обществе: Индустриальное общество: место в экономической структуре, т.е. (классовая принадлежность), которому подчинены все остальные социальные характеристики, Постиндустриальное общество: статусная характеристика индивида определяется его образованием, знаниями.

принадлежит не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс. Власть в постиндустриальном обществе:

В структуре общества, происходят изменения, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе.

Постиндустриальное общество, то есть общество информационное (согласно типологии цивилизаций А. Тофлера*) является результатом происходящей на наших глазах социотехнологической (информационно-компьютерной) революции). *А. Тофлер «Третья волна»

При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт, образование, искусство и культура.

Меняются не только формы, но содержание деятельности. Понять эти новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней – вот приоритетная задача менеджмента в процессе вхождения в постиндустриальное общество.

Структура постиндустриального общества

В постиндустриальном обществе действует принцип: каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими. В индустриальном: каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все.

Особенности внешне- организационного окружения : Принципиальная доступность информации (свободный доступ к любой необходимой информации). Плюрализм мнений. Принципиальная доступность IT- технологий для решения задач, производства и воспроизводства информации. Высокая скорость изменчивости, неопределенность среды.

Ключевые характеристики постиндустриального общества: примат информации и знаний как базиса экономического развития; все возрастающее число и скорость информационных потоков; принципиальная доступность информации; информационные сети, объединяющие сообщества профессионалов; неопределенность риск.

Тематический план лекции: Эволюция менеджмента;Эволюция менеджмента Характеристика и структура постиндустриального общества;Характеристика и структура постиндустриального общества Транспрофессионализм;Транспрофессионализм Трансформация организации в условиях постиндустриального общества;Трансформация организации в условиях постиндустриального общества; Научающиеся организации.Научающиеся организации Контрольные вопросы по теме. Контрольные вопросы по теме

Трансформация профессионализма в постиндустриальном обществе Становление постиндустриального общества ведет к появлению нового типа профессионалов транс профессионалов*, ориентированных на: «кастомизацию» сложноорганизованной деятельности, трансдисциплинарный синтез знаний, комплексное решение задач (*Т.Ю. Базаров).

Формой социальной организации транс профессионалов являются профессиональные сети, которые позволяют формировать многофункциональные междисциплинарные команды.

Задача менеджмента в области управления кадрами в условиях постиндустриального общества: находить и выращивать транс профессионалов, формировать из них разно- профильные команды и обеспечивать успешное решение ими комплексных проблем.

Тематический план лекции: Эволюция менеджмента;Эволюция менеджмента Характеристика и структура постиндустриального общества;Характеристика и структура постиндустриального общества Транспрофессионализм;Транспрофессионализм Трансформация организации в условиях постиндустриального общества;Трансформация организации в условиях постиндустриального общества; Научающиеся организации.Научающиеся организации Контрольные вопросы по теме.Контрольные вопросы по теме

Трансформация организации в условиях постиндустриального общества.

Организация в постиндустриальном обществе: Изменения в общественной структуре, безусловно, не могут не отразиться на структуре действующих в нем организаций. Прогресс информационных технологий разрушил замкнутость организаций и ставит под удар те из них, которые используют структуры, обеспечивающие эту замкнутость.

Структура организации Структура – это внутреннее строение организации, регламентирующее: наличие определенных внутренних элементов; соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.

Факторы выбора организационной структуры размер и степень разнообразия деятельности организации; географическое размещение; технология; представление о роли организации и ее образ у руководителей и сотрудников; динамизм и др. особенности внешней среды; стратегия, реализуемая организацией.

Традиционные типы организационных структур В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационной структуры: 1) Линейная (линейно-функциональная); 2) Дивизиональная; 3) адаптивная (матричная).

Линейно-функциональная организационная структура (пирамидальная, бюрократическая) строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием.

Преимущества линейно- функциональных оргструктур: 1) четкая система взаимных связей; 2) быстрота реакции в ответ на прямые приказания непосредственного руководителя; 3) согласованность действий исполнителей; 4) оперативность в принятии решений; 5) личная ответственность руководителя за принятые решения.

Дивизиональная организационная структура Дивизиональная организационная структура образуется, если за основу департамизации берется какой-то конечный результат. Основанием выбора дивизиональной организационной структуры является также большой географический разброс подразделений.

Руководство подразделений в дивизиональной организационной структуре часто наделено полномочиями самостоятельно разрабатывать стратегию.

преимущества: относительная гибкость и адаптивность к условиям внешней среды; возможность высшему руководству заниматься только вопросами генеральной стратеги, зависимость финансового состояния подразделений от результативности их труда; условия для качественного улучшения управленческого состава.

Недостатки: Возможность возникновения стратегической несовместимости отдельных подразделений. Трудности распределения общеорганизационных ресурсов и издержек.

Адаптивная (матричная, проектная) организационная структура (ОС) Адаптивная ОС гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) к требованиям среды. Именно адаптивные организационные структуры способны успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Виды адаптивных организационных структур проектная; матричная; эдхократическая; многомерная; партисипативная; предпринимательская (организация ориентированная на рынок).

Виды адаптивных организационных структур проектная временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;

виды адаптивных организационные структур матричная это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время. Характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

Критерии объединения работ в форме матричных ячеек: ресурсы результаты.

Матричная и проектная ОС отражают закрепление в организационном дизайне двух направлений руководства. Вертикального – управления структурными подразделениями. Горизонтального – управления отдельными проектами или программами, для решения которых привлекаются люди из разных подразделений.

Преимущества матричной организационной структуры активизация деятельности руководителей благодаря резкому увеличению контактов с функциональными подразделениями; гибкое использование кадрового потенциала организации.

Преимущества матричной организационной структуры привлечение менеджеров среднего уровня к решению стратегических вопросов, гибкое использование кадрового потенциала организации, комплексный подход к решению задач.

Недостатки матричной организационной структуры: сложность структуры, вызванная наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, сложности в управлении организацией в ситуации двойной подчиненности.

Организационная структура в постиндустриальном обществе Информатизация современного общества вносит свои коррективы в выбор организационной структуры компании. Постиндустриальное общество общество информационное, так какой же будет организация будущего?

К вопросу о внешней среде: Одним из важных последствий всеобщей информатизации явилось существенное сближение производителя с потребителем. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.

Новые типы организационных структур: эдхократическая организация; многомерная организация; партисипативная организация; предпринимательская организация; организация, ориентированная на рынок.

Эдхократическая организация Эдхократия это и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом.

Эдхократическая организация, характерные признаки: способность выполнять нестандартные и сложные работы, трудноопределяемые и быстроменяющиеся структуры, власть основана на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

Эдхократическая организация, характерные признаки: контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных; средства достижения выбираются самими исполнителями; индивидуальная ответственность исполнителя за свои действия; вознаграждение добившихся успеха.

Структура эдхократической организации: может быть представлена в виде круга; есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям; круг является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному - к успеху компании; ценности (в первую очередь качества ее работников) не ранжируются по уровням.

Многомерная организация: Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи: обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; производство для конкретного потребителя; рынка или территории продукта или услуги; обслуживание конкретного потребителя; развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории (рынка).

Критерии объединения работ в многомерной организации: 1.ресурсы; 2.результаты; 3. территория (рынок).

Многомерная модель решает традиционную проблему матричной модели - двойного подчинения. Каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано таким же образом, как и организация в целом. Р. Акофф «Планирование будущего корпорации»

Преимущества многомерных организаций*: отсутствует необходимость в проведении реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. реорганизация осуществляется посредством перераспределения ресурсов руководством организации; *по Р. Акоффу

Преимущества многомерных организаций подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений. создаётся максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий при том, что роль руководства организации остается ведущей; к каждому многомерному образованию применяется унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности получаемая прибыль,

Партисипативная ОС В основе проектирования партисипативной организации - принцип участия работников всех уровней в управлении: участие в принятии решений; участие в установлении целей; участие в решении проблем.

Степени участия работников в управлении: выдвижение предложений; выработка альтернативы; выбор окончательного решения.

Функции советов в партисипативной оргструктуре: несут ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет; отвечают за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем, с деятельностью одного или двух вышестоящих уровней управления и одного или двух нижестоящих (обычно руководитель каждого уровня представительствует помимо «своего» совета еще в двух «нижнем» и «верхнем»)

Функции советов в партисипативной оргструктуре: определяют политику (правила и процедуры) подчиненных им подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.

Преимущества партисипативных ОС: участие в управлении повышает качество принимаемых решений; рассмотрение большего количества альтернатив, привносит больше опыта в обсуждение; богаче становится оценка внешней среды. участие развивает творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом;

Преимущества партисипативных ОС: у работников появляется чувство собственника, повышается мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые ими же решения; создается атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и производительность; участие в управлении открывает коммуникационную систему «снизу» и ослабляет давление на руководителя со стороны подчиненных.

Предпринимательская организация Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. Индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности.

Принцип руководства в предпринимательской ОС всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес (вместо традиционного контроля).

Преимущества предпринимательской ОС: приближенность к потребителю; способность своевременно и гибко реагировать на изменение требований рынка; осуществление максимально возможного делегирования прав и ответственности исполнителям;

Преимущества предпринимательской ОС: повышение мотивированности и финансовой заинтересованности работников в результате и их эффективности; построение отношений работника и работодателя по индивидуалистическому принципу; возрастание роли индоктринации как параметра организационного дизайна для соблюдения организационных стандартов.

Тематический план лекции: Эволюция менеджмента;Эволюция менеджмента Характеристика и структура постиндустриального общества;Характеристика и структура постиндустриального общества Транспрофессионализм;Транспрофессионализм Трансформация организации в условиях постиндустриального общества;Трансформация организации в условиях постиндустриального общества; Научающиеся организации.Научающиеся организации Контрольные вопросы по теме.Контрольные вопросы по теме

Резюмируя, можно заключить, что бесспорными конкурентными преимуществами организации в постиндустриальном обществе являются адаптивность и научаемость, вероятно, организация постиндустриального общества – это именно научающаяся организация (П. Сенге). Научающаяся организация

Характеристики научающейся организации: открытость новому; представление о целесообразности обучения и инновации в организации; обучение является неотъемлемой частью деятельности организации; профессиональная деятельность работников включает процесс постоянного обучения;

Верования научающейся организации: Рациональные, полезные для деятельности идеи могут исходить от работников любого уровня; Повседневная работа включает освоение новых методов работы; Работникам должен быть открыт доступ к любой необходимой для оптимизации его деятельности информации;

Характеристики научающейся организации: Работники, стоящие ближе всего к проблеме, располагают лучшими идеями относительно ее решения; Рядовые исполнители должны обладать возможностью самостоятельно принимать решения в рамах своих полномочий;

Верования научающейся организации: Обучение в организационной иерархи происходит как «сверху вниз» так и «снизу вверх»; Новые идеи очень важны, их выдвижение должно стимулироваться и вознаграждаться; Ошибки в деятельности работников следует рассматривать как возможность для научения.

Контрольные вопросы к лекции: Охарактеризуйте эволюцию менеджмента в зависимости от параметра «развитие средств производства»; Охарактеризуйте структуру и особенности постиндустриального общества;

Контрольные вопросы к лекции: Каковы отличительные особенности работника - транспрофессионала; Как эволюционируют организационные структуры в постиндустриальном обществе; Каковы отличительные особенности научающиеся организации?

Спасибо за внимание!

Контрольные вопросы по теме: Охарактеризуйте изменения менеджмента в постиндустриальном обществе. Как изменяется внешняя среда организации и каковы пути адаптации организации к изменяющейся внешней среде? Как изменяются организационные структуры в постиндустриальном обществе? Как изменяется психологическое содержание управленческой деятельности в постиндустриальном обществе? Каковы основные направления развития менеджмента в ХХI веке? Какова роль научной психологии в повышении эффективности менеджмента в ХХI веке? Эволюция управления человеческим ресурсом по Т.Ю. Базарову. Перейти на тематический план лекции

Библиографический список: 1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, с. 2.Армстрoнг, М, Практика управления человеческими ресурсами A Handbook of Human Resource Management Practice. - 8-е издание, СПб.: ПИТЕР, с. 3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: с. 4.Виханский, О. С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, – 528 с. Перейти на тематический план лекции